Стандартизация и сертификация в сервисной деятельности
Показатели безопасности
Безопасность услуги для потребителя – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем (ИСО ГОСТ Р 8402-96).
Показатели безопасности подразделяются на три подгруппы:
а) показатели безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан (электробезопасность, пожарная безопасность, взрывобезопасность, радиационная безопасность, безопасность от воздействия химических и загрязняющих веществ, безопасность при обслуживании машин и оборудования, безопасность от воздействия акустических тепловых и световых излучений, безопасность от воздействия технологических средств и других факторов в процессе предоставления услуги, безопасность за счет защитных средств и мероприятий – устройство ограждений, блокировок, оснащения рабочих мест, аварийной сигнализации и др.);
б) показатели безопасности для окружающей среды включают:
- допустимые химические, механические, радиационные, электромагнитные, термические, биологические воздействия на окружающую среду;
- устойчивость загрязняющих, ядовитых, опасных веществ, попадающих в окружающую среду на этапах жизненного цикла результата услуги (включая утилизацию и захоронение отходов);
в) показатели сохранности имущества и сохранности информации – отражают степень соответствующей защиты в процессе оказания услуги (выражается через гарантии, страхование как материального, так и морального ущерба потребителя).
3. Показатели надежности - характеризуют свойства надежности и стойкости к внешним воздействиям результата услуги, помехозащищенности результата и процесса оказания услуги, надежности и предоставления услуги потребителю.
Подразделяются на четыре подгруппы:
а) надежность результата услуги;
б) стойкость результата услуги к внешним воздействиям;
в) помехозащищенность;
г) надежность предоставления услуги.
4. Показатели профессионального уровня персонала – включают три подгруппы:
а) уровень профессиональной подготовки и квалификации (в т.ч. теоретические знания и умение применить их на практике);
б) способность к руководству (для руководителей, менеджеров, метрдотелей);
в) знание и соблюдение профессиональной этики поведения;
включают оценку следующих параметров:
- уровень (рейтинг) учебного заведения;
- общая и профилирующая подготовка персонала;
- общие навыки (категория, класс, стаж работы) и навыки выполнения сложных работ;
- знание и соблюдений требований руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности, в том числе по соблюдению требований санитарии, личной гигиены и гигиены рабочего места;
- соблюдение пожарной и других видов безопасности, правил охраны труда;
- наличие нормативных документов на услуги.
5. Показатели способности к руководству включают оценку следующих параметров:
- знание и соблюдение трудового законодательства, отраслевых руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности;
- умение организовать работу персонала, обеспечить эффективный контроль за соблюдение им своих обязанностей и контроль за реализацией прав;
- знание и соблюдение законодательства и руководящих документов в экономической, финансовой и бухгалтерской сферах;
- умение обеспечить доброжелательную атмосферу на предприятии, своевременное и качественное обслуживание потребителей приоритетных категорий, правильное использование средств противопожарной и других видов защиты и сигнализации, четкую эвакуацию потребителей или оказание им необходимой помощи при экстремальных ситуациях.
6. Показатели социального значения – соответствие услуг требованиям различный социальных групп потребителей, в том числе инвалидов) это:
- социальная адресность услуг;
- обеспеченность населения услугами данного вида;
- соответствие уровня качества услуги розничной цене.
Количественно данные показатели не измеряются.
7. Эстетические показатели услуг – включают гармоничность, соответствие требованиям моды и стилю, целостность композиции и художественную выразительность:
- архитектурно-планировочных решений помещений организации, интерьера зала обслуживания, фасада здания, вывесок и витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании;
- рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и др.;
- сервировки столов в залах предприятий общественного питания, оформление и подача кулинарной продукции;
- изделий, выполняемых по индивидуальным заказам потребителей;
- сценария обслуживания.
Эстетическое оформление сервисной организации должно соответствовать требованиям Правила бытового обслуживания населения в РФ и другими нормативными документами.
8. Показатели информативности услуг – характеризуются:
- наличием необходимой и достоверной информации об ассортименте услуг, исполнителе, правилах и условиях оказания услуг и правах покупателей;
- соответствием персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентности и способности предоставить покупателям нужную информацию.
Необходимая информация об услугах, которая должна своевременно предоставляться потребителям:
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
- обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
- сроки оказания услуг (выполнения работ);
- гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами РФ или договором, либо предусмотрены обычаем делового оборота;
- цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;
- сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Для ознакомления потребителю должны быть предоставлены:
- правила оказания услуг;
- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителя;
- образцы договоров (квитанций) об оказании услуг;
- образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов РФ, языках народов РФ.
Информативность услуг повышается использованием разнообразных видов рекламно-информационных материалов.
Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов РФ, языках народов РФ.
Информативность услуг повышается использованием разнообразных видов рекламно-информационных материалов.
Тема: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стандартизация и сертификация в сервисной деятельности
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Цели стандартизации можно разделить на общие и узкие.
Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия, конкретизация общих целей связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными.
Узкие (конкретные) цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, сфере услуг в целом, тому или иному предприятию в отдельности, конкретной услуге и т.д.
Стандартизация имеет свои объект (предмет) и область.
Объект стандартизации — услуга, процесс обслуживания, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).
Область стандартизации — совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, гостиничная индустрия является областью стандартизации, а объектами стандартизации могут быть конкретные гостиничные услуги: услуги по оформлению и размещению гостей, услуги горничной по уборке номеров, услуги питания и т. д.
В зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт, различают уровни стандартизации:
- международный - деятельность, открытая для соответствующих органов любой страны;
- региональный - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического,
политического или экономического региона мира;
- национальный - стандартизация в одном конкретном государстве. В свою очередь, национальная стандартизация
может осуществляться на разных уровнях:
- государственном,
- отраслевом, в том или ином секторе экономики,
- на уровне ассоциаций, объединений, предприятий.
Международная и региональная стандартизация осуществляются специалистами стран, представленных в соответствующих международных и региональных организациях.
В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. Разновидности нормативных документов рекомендованы Руководством 2 ИСО/МЭК, составленным международной организацией по стандартизации (ИСО, ISO). Это стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты.
Стандарт— это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлен на достижение оптимальной пользы для общества.
Документ технических условий устанавливает технические требования, которым должна удовлетворять услуга (продукция, процесс). В документе технических условий должны быть указаны, в случае необходимости, процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.
Свод правил— документ, рекомендующий технические правила или процедуры проектирования, изготовления, обслуживания, эксплуатации.
Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы, принятые органом власти.
Развитие международной торговли и международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности объективно привело к необходимости согласования (гармонизации) национальных стандартов, разработке и широкому применению международных стандартов.
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ISO 9000—9004, принятых в марте 1987 года и обновленных в 1994 и 2000 годах. В своем классическом варианте стандарты ISO серии 9000 были разработаны для промышленности, однако общая философия систем качества, изложенная в них, универсальна. Поэтому в настоящее время предприятия и организации самых различных сфер деятельности стали активно использовать эту методологию.
Определенным достижением мирового опыта в управлении качеством услуг можно считать принятие ISO международного стандарта ISO 9004-2 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам».
Внедрение современных методов управления качеством идет двумя путями:
1-ый путь. Официальное внедрение стандартов ISO в национальную систему стандартов. Примером служат ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 9002. Данные стандарты внедряются в качестве ориентиров для организаций в области повышения качества и носят добровольный характер. По этим стандартам проводится добровольная сертификация в системе ГОСТ Р.
2-ой путь. Применение предприятиями стандартов методов управления качеством, официально не применяемых в России. Как правило, это предприятия с высококонкурентоспособной продукцией, значительная часть которой реализуется в странах с широко применяемыми, современными требованиями к качеству.
В российском законодательстве качество услуг регулируется посредством Закона РФ «О защите прав потребителей», постановления Правительства РФ «Об утверждении Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 августа 1997 г. № 1025, ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг». Этот стандарт устанавливает основные требования к системам обеспечения качества услуг в соответствии с международными стандартами ISO 9004.2, 9002 и направлен на обеспечение необходимого качества услуг. Стандарт используется также для сертификации систем качества.
Слово «сертификация» в переводе с латинского языка означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «оказана верно», необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.
Сертификация— процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что услуга соответствует заданным требованиям. Под третьей стороной понимается лицо или орган, признанный независимым и от производителя услуг (первой стороны), и от их потребителя (второй стороны).
Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса сертификации, могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Среди них — законодательство, касающееся стандартизации, качества и непосредственно сертификации, особенности объекта сертификации, что, в свою очередь, определяет выбор метода проведения исследований и т. д.
В общем виде систему сертификации составляют:
- центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам;
- правила и порядок проведения сертификации;
- нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;
- процедуры (схемы) сертификации;
- порядок инспекционного контроля.
Сертификацию услуг осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в центральном (национальном) органе. Функции органа по сертификации услуг могут выполнять предприятия и организации, отвечающие требованиям независимости и компетентности и имеющие не менее двух экспертов-аудиторов.
Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида услуг, — это система сертификации однородных услуг, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящиеся именно к данным услугам.
Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.
Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных актов и обеспечивает доказательство соответствия услуг требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов — безопасности, охраны здоровья людей и окружающей среды. Обязательная сертификация введена законами «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании». Для осуществления обязательной сертификации создаются специальные системы обязательной сертификации. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные услуги.
Добровольная сертификация проводится органами по сертификации по договорным ценам и только после получения обязательного сертификата безопасности.
Порядок проведения сертификации услуг включает:
1) подачу заявки на сертификацию;
2) принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;
3) разработку методики проведения проверки;
4) проведение сертификационной проверки;
5) выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия, заключение договора на проведение инспекционного контроля за соответствием;
6) осуществление инспекционного контроля за соответствием сертифицированной услуги требованиям нормативных документов.
Инспекционный контроль осуществляется органом, выдавшим сертификат, в течение всего срока действия сертификата, но не реже одного раза в год, в форме периодических и внеплановых проверок. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов контроля и заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.
Обязательным условием сертификации является документальное подтверждение (наличие заключений) соответствующих региональных органов, осуществляющих контроль над безопасностью в пределах своей компетенции.
При сертификации услуг проверяются характеристики (показатели) выполнения услуг и результатов услуг с использованием методов их проверки (оценки), позволяющих полно и достоверно подтвердить соответствие услуги (результата услуги), процесса обслуживания требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.
Для целей обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности в системе сертификации ГОСТ Р определен единый по всей России знак соответствия.
Если сертификат выдан на услугу, то знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, бланки и др.
Лицензирование услуг
Лицензированию подлежат те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В связи с вступлением России в ВТО (международную торговую организацию), перечень лицензируемых видов деятельности значительно сокращается.
Лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий (совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности), выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензия дается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности, на срок не менее чем три года или по просьбе лицензиата на меньший срок, в отдельных случаях может выдаваться бессрочно. Лицензия выдается с учетом всех территориально обособленных объектов лицензиата, на которых ведется лицензируемая деятельность, при этом на каждый объект (вид деятельности, на осуществление которого в России требуется получение лицензии в соответствии с действующим законодательством) выдается персональная копия генеральной лицензии, заверенная лицензирующим органом. Передача лицензии другому юридическому лицу или предпринимателю не допускается.
Для получения лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган, в качестве которого выступает федеральный или региональный орган государственной власти, орган местного самоуправления, осуществляющий лицензирование в соответствии с законодательством, заявление и комплект документов поданному виду деятельности, уплачивает лицензионный сбор. Указанные органы могут поручать лицензирование специально создаваемым организациям, например, лицензионным палатам. Таким образом, при лицензировании имеется три уровня: федеральный, региональный и местный.
Лицензия, выданная федеральными лицензирующими органами, действует на всей территории страны, если она предоставлена региональными лицензирующими органами — на территории данного региона.
В случае необходимости лицензиат имеет право зарегистрировать региональную лицензию в другом регионе и соответственно получить право на ее использование.
За нарушение лицензионных требований лицензия может быть приостановлена на период, необходимый для устранения выявленных нарушений, а если они неустранимы, то лицензирующий орган имеет право обратиться в суд с тем, чтобы аннулировать лицензию.
Приостановление лицензии происходит в следующих случаях:
— выявления лицензирующими органами нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий,
которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам,
законным интересам, нравственности и здоровью граждан,
а также обороне страны и безопасности государства;
— невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае:
а) если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор;
б) ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Лицензия может быть аннулирована только решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Основанием для аннулирования лицензии является:
- обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
- неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
- незаконность решения о выдаче лицензии.