Государство в политической системе общества 3 страница

По информации Министерства юстиции Российской Федерации <1> по состоянию на апрель 2009 года, в перечень шести действующих политических партий и их региональных отделений входили: "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь" 82 региональных отделения; "Коммунистическая партия Российской Федерации" 80 региональных отделений; "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" 76 региональных отделений; "Патриоты России" 80 региональных отделений; "Либерально-демократическая партия России" 83 региональных отделения; "Единая Россия" 83 региональных отделения.

--------------------------------

<1> Информация Минюста России // Российская газета. 2009. 24 апреля.

Законодательство Российской Федерации предъявляет к политическим партиям следующие финансовые требования. В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О политических партиях" запрещены пожертвования политическим партиям от:

- иностранных государств, юридических лиц и граждан;

- лиц без гражданства;

- международных организаций и международных общественных движений;

- российских юридических лиц с иностранным участием (доля участия в уставном капитале более 30%);

- государственных и муниципальных учреждений;

- воинских частей, анонимных жертвователей;

- благотворительных организаций и религиозных объединений;

- юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвований.

Кроме того, сумма пожертвований, полученных партией от одного юридического лица в течение одного года, не должна превышать 100 тысяч МРОТ (10 млн. руб.), от одного физического лица - 10 тысяч МРОТ (1 млн. руб.). Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных партией и ее отделениями, не должна превышать 10 млн. МРОТ (1 млрд. руб.), а сумма ежегодных пожертвований региональному отделению - 200 тыс. МРОТ (20 млн. руб.).

Государство в соответствии с требованием Федерального закона "О политических партиях" взяло на себя обязательство по финансированию деятельности политических партий, набравших на последних выборах в Государственную Думу Российской Федерации (2003 г.) три и более процентов голосов или проведших в парламент по одномандатным округам не менее 12 депутатов.

До 2006 года общая сумма государственной поддержки политических партий определялась исходя из 50 копеек за каждый полученный голос. С 2006 года цена возросла в 10 раз и каждый партийный голос стал оплачиваться государством уже по 5 рублей, а с июля 2008 года - по 20 рублей.

Согласно установившейся практике, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет расчет с политическими партиями на текущий год в период с конца марта по начало апреля. Из приведенной ниже таблицы видно, каков был объем финансирования со стороны государства следующих 12 политических партий <1>.

--------------------------------

<1> Нагорных Ирина. Государство покрывает расходы оппозиции (Центризбирком посчитал партийные деньги) // Коммерсантъ. 2006. 11 апреля.

Партия Результат на выборах в Госдуму 2003 года (%) Объем госфинансирования за 2006 год (тыс. руб.)
"Единая Россия" 37,57
КПРФ 12,61
ЛДПР 11,45
"Яблоко" 4,30
СПС 3,97
Аграрная партия 3,34
Народная партия 1,18
"Народная воля" 9,02 9117,3
Партия российских регионов (с февраля 2004 года - партия "Родина" 9,02 9117,3
Социалистическая единая партия России 9,02 9117,03
Партия социальной справедливости 3,09
Российская партия пенсионеров 3,09

Процесс финансирования парламентских и оппозиционных партий со стороны зарубежных государств осуществляется более активно, чем в России. Это делается на основе детально разработанной правовой основы. Такая политика государства рассматривается одним из основных факторов создания реальной гарантии независимости в деятельности как парламентских, так и оппозиционных политических партий. В 2005 году политические партии получили от российского государства 27 миллионов рублей. Это составило только 1,6% всех их доходов. Только 4,6% получаемых средств поступает в качестве пожертвований от граждан.

Основными гарантами финансового благополучия партий остаются юридические лица. 30% своих доходов партии тратят на содержание центральных органов и 70% поступают в региональные структуры. Более конкретно доходы и расходы крупнейших политических партий России в 2005 году можно узнать из следующей таблицы <1>.

--------------------------------

<1> Нагорных Ирина. Единороссы наработали на миллиард (ЦИК обнародовал итоговые финансовые отчеты партий) // Коммерсантъ. 2006. 25 апреля.

Партия Остаток на начало года Поступление денежных средств Расходы на уставную деятельность Остаток на конец года
"Единая Россия"
Российская партия жизни
"Родина"
ЛДПР
КПРФ
"Яблоко"
СПС
Российская партия пенсионеров
Аграрная партия
Народная партия

Национальное законодательство любого государства должно предусматривать превентивные меры, направленные на ограничение деятельности политических партий и политиков, открыто и официально финансируемых из-за рубежа. Это нормальная и вполне естественная реакция государства, преследующая возможность предотвращения одного из видов внешней угрозы национальной безопасности. В России подобное законодательство пока не разработано.

Говоря о российской политической действительности, выдающийся писатель Александр Солженицын отметил, что в России пока есть только признаки демократии. "Демократия не может быть насажена сверх никаким умным законом, никакими мудрыми политиками. Она (демократия) не должна как быть насажена как колпак. Демократия может только расти, как все растущее, как все растения, - снизу вверх. Должна быть прежде демократия малых пространств" <1>.

--------------------------------

<1> Солженицын Александр. Свобода не приходит сверху // Российская газета. 2005. 7 июня.

В Министерстве юстиции Российской Федерации было зарегистрировано 138 оргкомитетов (2005 г.) по созданию политических партий в соответствии с новым партийным законодательством. Действующий Закон предусматривает два способа формирования партий: через учредительные съезды и через преобразование в партию общественных объединений. Второй способ, по мнению специалистов, не всегда носит объективный, а чаще конъюнктурный характер и поэтому его следует запретить. В то же время процесс партийной реорганизации путем объединения нескольких партий через проведение учредительных съездов должен носить законодательно легализованный характер.

В Российской Федерации свою реальную жизнеспособность в различной степени пока смогли доказать только 15 - 20 политических партий. Остальные не имеют устойчивой социальной базы, являются немногочисленными и активизируют (как правило, неудачно) свою практическую деятельность только в периоды проведения выборных кампаний.

Постепенно "партийное" законодательство Российской Федерации становится все более системным, основывающимся на предшествующем собственном и зарубежном опыте партийного строительства, а также особенностях ментальности многонационального населения.

После внесенных изменений в текст Федерального закона "О политических партиях" (20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ) ужесточились требования по их созданию. Теперь в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии (ранее - 10 тысяч). При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации должны иметься их региональные отделения численностью не менее пятисот членов (ранее - 100 членов партии). В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии (ранее такого требования не было). Действующим в Российской Федерации политическим партиям предписано до 1 января 2006 г. привести свою численность в соответствие с новыми требованиями Федерального закона "О политических партиях". В противном случае они были обязаны до 1 января 2007 г. "преобразоваться в общественное объединение иной организационной правовой формы в соответствие с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" либо ликвидироваться". Если этого не будет сделано, то их ликвидация осуществится в соответствии с законодательством Российской Федерации в принудительном порядке.

15 декабря 2004 г. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел обращения представителей трех политических партий: "Российская христианско-демократическая партия", "Православная партия России" и "Русский Общенациональный Союз". Основанием для обращения стал отказ Министерства юстиции Российской Федерации зарегистрировать их. Причиной отказа было использование в названиях слов "православный", "русский" и "христианство". Конституционный суд согласился с такой позицией Министерства юстиции.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении мотивировал решение по отказу заявителям тем, что "принципы плюралистической демократии, многопартийности и светского государства не могут истолковываться и реализовываться без учета особенностей исторического развития России, вне контекста национального и конфессионального состава российского общества" <1>. Поэтому создание политических партий по религиозному или национальному признаку может открыть путь к фундаментализму и клерикализации партий. Создание в многоконфессиональной стране политических партий, представляющих отдельные виды религий или национальности могут привести не только к непредсказуемым, но и к катастрофическим последствиям для общества и государства в целом.

--------------------------------

<1> Анна Закатнова. Партийная морока (Конституционный суд подтвердил, что Россия - это не Европа) // Российская газета. 2004. 16 декабря.

В то же время в рамках Европейского союза создана "Русская партия Европейского союза". Такие партии созданы в странах Прибалтики. Заметную роль в политической жизни Германии играет партийная коалиция ХДС - ХСС. В этих государствах понятие "христианский" выходит далеко за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре.

Пока такое невозможно в условиях современной России, где понятия "христианский", "мусульманский", "русский", "татарский" и другие в общественном сознании ассоциируются не с общей системой ценностей российского народа в целом, а с конкретными конфессиями и отдельными нациями. Принимая в большей степени политическое (и это не в первый раз), нежели правовое решение, Конституционный Суд Российской Федерации, по мнению его председателя В. Зорькина, исходил из того, что Россия пока "не приучена к толерантности".

Размышляя о результатах выборов Президента России, состоявшихся 2 марта 2008 года, экс-президент СССР Михаил Горбачев привлек внимание к несовершенству действующей избирательной системы <1>. Он считает необходимым внести изменения в организацию президентских выборов, выборов в Госдуму и в механизм выборов губернаторов. Например, после выборов в Государственную Думу (декабрь 2007 года) 113 ведущих кандидатов (или 25% от общего количества депутатов) из списков ставших парламентскими политических партий ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия") передали свои мандаты другим лицам, находившимся в партийных списках. М.С. Горбачев это расценивает как "просто неуважение к избирателю".

--------------------------------

<1> Горбачев Михаил. Как распорядиться властью // Российская газета. 2008. 4 марта.

Создание политических партий в рамках континентальных международных организаций и союзов стало отличительной особенностью современной международной интеграции. В Европе помимо "Русской партии Европейского союза" действует Европейская народная партия, председателем которой является (по состоянию на апрель 2009 года) бывший премьер-министр Бельгии Вильфрид Мартенс. Этой партии принадлежит 288 мест (из 732) в Европарламенте. Ее членами являются 13 глав европейских государств и правительств, среди которых: президент Франции Николя Саркози, канцлер ФРГ Ангела Меркель, итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони и другие. Европейские политические партии такого типа оказывают определенное влияние на принятие международными организациями политических решений.

4.4. Государство и религиозные организации

История развития цивилизаций свидетельствует, что светское государство может признавать определенный, а иногда и весьма значительный вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия населения страны. Это относится и к мусульманской религии, и к православной (Греция, Кипр), и к другим. Влияние религии проявляется во всех сферах общественной жизни.

Например, на прошедшем весной 2007 года XI Всемирном Русском Народном Соборе обсуждались вопросы богатства и бедности. Говоря о путях модернизации современной России один из иерархов русской православной церкви владыка Кирилл отметил, что нет "совершенно особого (русского) пути экономической модернизации" <1>. Потому что нет никаких других инструментов модернизации экономики, кроме инструментов рынка, частной собственности, банков, частной инициативы, акционерного капитала, ипотеки и т.д. Модернизация должна рассматриваться не только в качестве экономического императива. Она должна опираться на нравственные начала. "Человек трудящийся и умножающий богатство делает дело Божье".

--------------------------------

<1> Ципко Александр. Нереальные русские // Российская газета. 2007. 5 мая.

Сущность религиозных предписаний заключается в безусловном осуждении зла и пороков. Ни одна из мировых религий не учит и не призывает человека к плохому и низменному. Например, среди христианских заповедей есть осуждение преступных действий (не убий, не укради, не предай). Священный Коран также исходит из того, что убийство одного безвинного человека является убийством всего человечества, а сохранение одной жизни - сохранением всего человечества.

В современных условиях нередко делаются опасные для будущего земной цивилизации попытки раскола мира по религиозному или этническому признаку. На этих факторах строят тактику своих замыслов и действий различные международные экстремистские и террористические организации. Толерантность и терпимость являются основой гражданского мира и важнейшим фактором социального прогресса в многоконфессиональных государствах.

Во избежание локальных и тем более глобальных конфликтов и возможности решения вопросов мирным путем высказываются предложения (главный раввин Израиля Йона Мецгер) о создании по образцу и подобию с ООН специальной международной организации для религиозных общин <1>.

--------------------------------

<1> Кузьмин Владимир, Яковлева Елена. Религиозная ООН // Российская газета. 2006. 4 июля.

Церковь как институционный представитель определенной религии играет заметную роль в политической системе любого общества, в том числе в многоконфессиональной России. Людям присуще желание к постоянному самосовершенствованию. Помимо материально-финансового благополучия им необходима соответствующая духовная аура. По мнению специалистов <1>, численность людей, для которых в их действиях обязательно должна присутствовать религиозная духовность, в различных государствах в среднем составляет около 20%. Однако их образ жизни, поведения в различных жизненных коллизиях, авторитетность мнений являются не только мощным фактором повышения нравственности в обществе, но и одним из векторов направления общественного развития.

--------------------------------

<1> Яковлева Елена. Верую и не верую. (Почему Россия становится одной из самых верующих стран мира) // Российская газета. 2005. 5 апреля.

Среди десяти самых популярных в мире праздников, отмечающихся на государственном уровне, большинство в той или иной степени связаны с христианской или мусульманской религиями. Из светских праздников в этот список попали только Новый год и 1 Мая. Это наглядно свидетельствует о роли религии в современном обществе (см. таблицу) <1>.

--------------------------------

<1> Любимые праздники мира // Коммерсантъ. 2006. 4 мая.

Место в рейтинге Название праздника Число стран и территорий, в которых праздник отмечается на государственном уровне Число празднующих (млрд. чел.)
1. Новый год (31 декабря - 1 января) 6,00
2. Рождество Христово 1,50
3. 1 Мая (День весны, День труда) 4,02
4. Пасха 1,08
5. Ид аль-Фитр (праздник разговения, Ураза-байрам, конец Рамадана) 1,96
6. Ид аль-адха (праздник жертвоприношения, Курбан-байрам) 1,33
7. Успение Богородицы 0,35
8. День всех святых 0,44
9. День рождения пророка Мухаммеда (Мавлид) 0,35
10. Вознесение Богородицы 0,25

К сожалению, в странах с неустойчивой демократией моральное и идеологическое влияние религии нередко пытаются использовать политические партии и официальные власти. Россия в этом вопросе не исключение. Хотя, согласно ст. 14 Конституции "Российская Федерация - светское государство" и "религиозные объединения отделены от государства".

Религиозные объединения создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии и возможности совершения в соответствии с избранными убеждениями религиозных обрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозное обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующим вероучением (статьи 28 и 30 Конституции Российской Федерации).

Потребность и интерес к религии имеет постоянный характер. В мире насчитывается более 26 тысяч только православных храмов. В постсоветской России постоянно растет количество зарегистрированных религиозных организаций. Если в 2001 году их было 20441, то в 2005 году уже 22144. Поэтому имеются достаточные основания полагать, что в деле обеспечения религиозных свобод и законной деятельности религиозных объединений российское государство преодолело "наследие тоталитаризма, господство моноидеологии и партийного диктата в мировоззренческих вопросах" <1>.

--------------------------------

<1> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Российская газета. 2006. 29 июня.

По состоянию на сентябрь 2006 года в России профессиональное религиозное образование можно было получить в 162 религиозных учебных заведениях, зарегистрированных в Министерстве юстиции России. Среди них: 75 исламских, 49 православных, 4 католических, 2 буддийских, 2 иудаистских и других учебных заведений. Процесс обучения в них не контролируется государством. Поэтому дипломы, получаемые выпускниками религиозных учебных заведений, не признаются государством, а значит они недействительны для работы в нерелигиозных структурах.

В современной России издаются сотни газет, журналов и бюллетеней религиозного толка. Только православных сайтов создано около 3500. До изменения государственного строя (октябрь 1917 года) в царской России также издавалось большое количество религиозной периодической литературы. Только по православной тематике издавалось около 600 газет и журналов.

Несмотря на то, что государство будучи светским отделено от церкви, это не означает, что политика и религия тоже должны быть отделены друг от друга. Религиозные конфессии - различные направления христианства, ислам, буддизм и иудаизм - их церковные институции на начальном этапе формирования Российской Федерации не смогли избежать искуса и стремились весьма активно участвовать в политической жизни общества. Особенно заметно это проявлялось на региональном уровне и по национально-этническим признакам.

Различные религиозные конфессии и, в частности, церковь в последние годы неоднократно вынуждены были разъяснять свою позицию о недопустимости поддержки религией конкретной политической партии. Это противоречит самой природе религии, выполняющей объединительную миссию на земле. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.

В то же время религиозные иерархи нередко высказывают свое отношение к вопросам организации светской жизни. Например, бывший глава римской католической церкви Папа Иоанн Павел II в своих трудах (12 энцикликах) так определял свою политическую позицию: "Я могу сказать, что испытываю почти политическое неприятие коммунизма, однако, когда я вижу, что представляет собой общество цивилизации на Западе, невольно задаюсь вопросом: какой из двух режимов лучше?" <1>.

--------------------------------

<1> Сабов Александр. Папская обитель (Папа Иоанн Павел II мечтал о церкви без семи грехов) // Российская газета. 2005. 5 апреля.

В построении государственно-религиозных отношений всегда доминируют взаимные интересы обеих сторон. Все народы и государства имеют свои исторические особенности и правовые традиции в выстраивании этих отношений, привнося в них характерные черты ментальности наций. Одной из важнейших обязанностей государства является его обязанность по созданию реальных условий реализации гражданами их религиозных убеждений.

В современных условиях история опять возвращает религию в центр общественной жизни. Государство должно уметь вести диалог с религиозными организациями, в том числе и межконфессиональный. Прежде всего это необходимо для создания соответствующего политического порядка, способного консолидировать гражданское общество на основе изначальных и не подлежащих коррозии духовных ценностей, выработанных человечеством.

В настоящее время достаточно остро рассматриваются вопросы состояния взаимоотношений между мусульманами и представителями западного мира (и в первую очередь с христианами). Лидеры мировых и традиционных религий постоянно ищут взаимоприемлемые точки соприкосновения, способствующие устранению возникающих разногласий и недопонимания между верующими. Например, 12 сентября 2006 года в столице Казахстана - городе Астана - состоялся второй съезд, в котором приняли участие 43 представителя мировых и традиционных религий, а также 13 почетных гостей.

Регулярно на форумах и других формах взаимодействия происходит обсуждение актуальных проблем современности не только религиозной, но и светской жизни земной цивилизации. Заявления религиозных лидеров всегда имеют определенный политический вес и учитываются в практической деятельности различных государств.

Об уровне благосклонности граждан различных светских государств к мусульманам свидетельствует следующая таблица <1>.

--------------------------------

<2> Мониторинг Европа испугалась // Коммерсантъ. 2006. 27 июня.

Страна Уровень благосклонности (в %) в 2005 году Уровень благосклонности (в %) в 2006 году
Великобритания
США
Испания
Германия
Россия

Ислам является одной из наиболее быстро растущей религии мира. Это объясняется быстрым ростом мусульманского населения. По разным оценкам его сторонниками в 2006 году были от 1,2 до 1,5 млрд. человек. С 1950 по 2000 годы доля мусульман среди населения Западной Европы утроилась. Его общая численность составляет от 14 до 20 млн. человек (это 4 - 6% от всего населения). В США за указанные сроки численность мусульман выросла в 14 раз и достигла 6 - 7 млн. человек или около 2,5% населения страны.

В "Красной книге" Святого престола, вышедшей в Ватикане (март 2008 года) десятитысячным тиражом (с указанием: для служебного пользования), приведена следующая статистика <1>. Ислам исповедуют 1 миллиард 322 миллиона человек или 19,2% населения Земли, а католицизм - 1 миллиард 130 миллионов или 17,4% населения Земли. Таким образом, впервые в истории численность исповедующих мусульманство превысила численность католиков. Если же считать общее количество людей, отдающих предпочтение разным христианским вероисповеданиям (католики, православные, протестанты, приверженцы английской церкви), то их численность составляет 33% всего населения Земли.

--------------------------------

<1> Паклин Николай. Признание Ватикана // Российская газета. 2008. 31 марта.

Проблема толерантности весьма характерна и для многоконфессиональной России, на территории которой проживает 176 национальностей. Например, в Татарстане, где проживает более 110 национальностей на протяжении длительного времени можно убедиться, что разговоры о столкновении цивилизаций, изначальной несовместимости ислама и христианства в большей степени носит конъюнктурный характер. В августе 2005 года Казань отметила свое тысячелетие.

Расположенный на пересечении торговых и культурных путей Востока и Запада, христианского и мусульманского миров город стал центром двух культур, гармонично развивающихся в условиях межнационального мира и спокойствия. В столице Татарстана действуют 153 религиозные организации, в том числе 48 православных и 68 мусульманских. Функционируют 23 православных храма и 33 мечети, а также религиозные учреждения других конфессий. Успешно работают теологические учебные заведения.

Отличительной чертой государственно-конфессиональных отношений в этом субъекте Российской Федерации на современном этапе следует отметить постепенное правовое, общественно-политическое, а также организационное формирование модели характера взаимоотношений между государством и религиозными структурами.

Проводимые социологические опросы свидетельствуют о следующем. Россия становится одной из самых религиозных стран в мире. В Европе она уступает только Польше. В 1989 году в России 53% населения назвали себя неверующими, 20% - православными верующими, 9% - верующими других исповеданий, а 18% - затруднились с ответом. В 2002 году подобный опрос показал, что 31% населения считают себя неверующими, а 65% - верующими (из них: православных - 57,6%, верующих других исповеданий - 7,4%), затруднились с ответом - 3,9%. Проводимые в декабре 2003 года опросы показали, что уже 73% опрошенных россиян считают себя верующими.

По опросам, проводимым в 2005 году, список самых религиозных стран в Европе (без учета бывших советских республик) выглядел следующим образом.

Самые религиозные европейские страны

(без стран - членов СНГ)

┌────────────────────────────────┬────────────────────┬───────────────────┐

Наши рекомендации