Административные правоотношения, правонарушения и наказания

Административное право ― это профилирующая отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управления и административные правонарушения. Тем самым в административном праве двойной предмет регулирования: 1) регулируются общественные отношения, связанные с деятельностью исполнительных органов власти; 2)регулируются отношения, связанные с совершением административных правонарушений, то есть проступков.

Административное правонарушение (проступок) ― это виновное противоправное деяние правосубъектного лица невысокой степени общественной опасности, предусмотренное законодательством об административных правонарушениях.

Признаки административного правонарушения:

•деяние в виде действия или бездействия;

•антиобщественный характер (то есть посягательство на интересы общества и государства);

•виновность в виде умысла и неосторожности;

•противоправность (объект посягательства охраняется правом);

•административная санкция.

Административная ответственность ― это мера принуждения, осуществляемая от имени государства управомоченным органом к лицу, совершившему деяние, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия.

Основание административной ответственности ― наличие в действиях лица состава административного правонарушения (так же, как и уголовном праве, в него входят объект, субъект, объективная и субъективная сторона), но при этом круг субъектов административной ответственности уже (административные взыскания не налагаются на лиц моложе 16 лет, работников правоохранительных органов, военнослужащих, депутатов и т.д.).

Виды административных взысканий:

1)предупреждение;

2)штраф (денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение);

3)возмездное изъятие оружия или предмета правонарушения (изымаемая вещь продается, а вырученные деньги выплачиваются владельцу вещи);

4)конфискация орудия или предмета правонарушения (то есть безвозмездно);

5)лишение специального права (права охоты, управления транспортным средством и др.);

6)исправительные работы (удержание в доход государства части суммы из заработка нарушителя в течение определенного периода времени);

7)административный арест на 15 суток (с принудительными работами в дневное время);

8)выдворение за пределы России (для иностранцев и лиц без гражданства).

Характерная черта административной ответственности заключается в том, что она может быть наложена не только судом, но и специально уполномоченными должностными лицами. Для сравнения: уголовная ответственность налагается только судом.

Процедура наложения административного взыскания:

•составление протокола о совершении административного правонарушения;

•вынесение постановления о наложении административного взыскания уполномоченным органом (административными комиссиями при районных (городских) исполнительных органов, сельскими (поселковыми) администрациями, районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, государственными инспекциями, районными судам);

•в течение 10 дней после вынесения постановления может быть подана жалоба в вышестоящий орган или районный суд; решение суда обжалованию не подлежит.

Основные понятия

Административная ответственность Основание административной ответственности
Административное право Признаки административных правонарушений
Виды административных взысканий Процедура наложения административного взыскания

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовное право ― это профилирующая отрасль права, определяющая преступность деяния, виды и размеры наказаний и принципы уголовной ответственности.

Главный источник уголовного права ― Уголовный кодекс РФ, состоящий из двух частей:

а) общая часть ― в ней излагаются задачи Кодекса, определяются институты уголовного права (преступление, вина, соучастие и др.), принципы уголовной ответственности, виды наказаний;

б) особенная часть ― в ней определяются составы конкретных преступлений с указанием вида и размера наказаний.

Уголовная ответственность ― это предусмотренные законом неблагоприятные последствия (уголовное наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление, после приговора суда.

Основанием уголовной ответственности является деяние, содержащее в себе все признаки состава преступления, зафиксированного в Уголовном кодексе.

Состав преступления ― это система объективных и субъективных признаков деяния, содержащихся в диспозиции правовой нормы Уголовного кодекса.

Элементы состава преступления:

1) объективные признаки (относятся к самому деянию):

1.1. объект преступления (то, на что посягает преступное деяние) ― это охраняемые уголовным законом общественные отношения: жизнь и здоровье человека, интересы общества и государства, имущество, окружающая среда и т.д.;

1.2. объективная сторона (проявление преступного деяния вовне) ― это само противоправное деяние в виде действия или бездействия, запрещенное уголовным законом, преступные последствия (вред, нанесенный общественным отношениям) и причинно-следственная связь между ними (именно это преступное деяние вызвало эти преступные последствия);

2) субъективные признаки (относятся к преступнику):

2.1 . субъект преступления ― это лицо, совершившее преступление и способное нести за свое деяние уголовную ответственность (признаки: возраст ― с 16 лет, в некоторых случаях ― с 14 лет; вменяемость ― способность осознавать и давать отчет своим действиям);

2.2. субъективная сторона ― это психическое отношение лица к совершенному деянию (вина). Выделяются две формы вины: а) умысел (лицо осознавало преступность деяния, предвидело наступление общественно опасных последствий и желало (сознательно допускало) их наступление); б) неосторожность (лицо либо надеялось, что общественно опасные последствия не наступят, либо вообще не предвидело их наступления, хотя могло и должно было их предвидеть); в некоторых составах преступлений в качестве обязательных элементов присутствуют мотив и цель.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния:

•необходимая оборона ― защита личности, интересов общества и государства путем причинения вреда посягающему в определенных законом пределах;

•крайняя необходимость ― состояние непосредственной угрозы вреда личным, общественным и государственным интересам, для предотвращения которого наносится вред другим общественными отношениям (например, при аварии корабля капитан приказывает выбросить за борт груз, находящийся вдоль одного из бортов судна, чтобы спасти его от гибели);

•задержание преступника;

•физическое или психическое принуждение;

•обоснованный риск (например, врач для спасения больного применяет не до конца проверенный препарат);

•исполнение приказа;

•в ряде случаев ― добровольный отказ от совершения преступления и деятельное раскаяние (например, лицо освобождается от ответственности, добровольно сдав хранившееся у него без разрешения оружие).

Категории преступлений

В зависимости от характера и степени общественной опасности выделяют четыре категории преступлений:

1) небольшой тяжести ― умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание составляет не более 2 лет лишения свободы;

2) средней тяжести ― умышленные или неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы;

3) тяжкие ― умышленные или неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы;

4) особо тяжкие ― только умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание более 10 лет.

Наказание и его виды

Наказание ― это мера государственного принуждения, предусмотренная Уголовным кодексом, применяется по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в ограничении прав и свобод этого лица.

Виды наказаний:

•основные ― применяются самостоятельно: смертная казнь (которая на сегодняшний день отменена в России!); пожизненное лишение свободы; лишение свободы на определенный срок; содержание в дисциплинарной воинской части; арест; ограничение свободы; ограничение по военной службе; исправительные работы; обязательные работы;

•дополнительные ― применяются только в сочетании с основными: конфискация имущества; лишение специального воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград;

•наказания, которые могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность.

Уголовной ответственности несовершеннолетнихв Уголовном кодексе РФ посвящена«Глава 14. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» «Раздела V. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» В состав главы 14 входят статьи 87―96, ознакомиться с которыми обучающиеся (при информационной потребности) могут ознакомиться самостоятельно.

Основные понятия

Виды наказаний Состав преступления
Категории преступлений Уголовная ответственность
Наказание Уголовное право
Обстоятельства, исключающие преступные деяния Элементы состава преступлений

Модуль 6. Сфера духовной культуры общества (9 класс)

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование,, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в РФ. Уровни образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. влияние искусства на развитие личности.

Культура и духовная жизнь

Культура(от лат. cultura, возделывание, обрабатывание, уход, воспитание, образование, развитие; cultura было произведено от colo, colere ―взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием) ―применительно кдействительности социального бытия ― 1)система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие «тело» культуры, представлены всем многообразием знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества и присущей ему предметной среды, для его социальных связей и типов личности ― всего, что составляет реальную ткань социума на определенном этапе его исторического развития;

2)общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути от стадии «дикости» к стадии «цивилизация»;

3)особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д.;

4)общая система ценностей и представлений того или иного общественного слоя (субкультура);

5)духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности;

6)категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания (артефакты) и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия. В этом понимании культура―духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом (Ерасов Б.С.).

NB!Подходы к рассмотрению культуры: • ценностный подход предполагает рассмотрение культуры как итога всего многообразия деятельности человека (то есть совокупности материальных и духовных ценностей, значимых для конкретного общества); • деятельный подход рассматривает культуру как специфический способ жизнедеятельности человека (то есть как способ бытия человека в мире); • философское понимание культуры ― а) традиционное (И. Кант, Г. Гегель): культура ― искания человеческого духа; область, лежащая за пределами природы человека и традициями его социального существования. Это область духовной свободы человека; творчество как мистическое откровение, озарение художника; б)современное философское понимание культуры: культура обращена к человеку, создана для блага людей. Развитие культуры включает преемственность (передачу культурных ценностей от поколения к поколению), новаторство (внесение нового), а также развитие самого творца культуры ― человека; • классификация типов культур по способам самоорганизации, по М. Маклюэну (канадский социолог): ― дописьменная, или традиционная (знаки, рисунки, слова (устные), мифы); ― письменная (письменность, тексты, книги, книгопечатание, пиктография (рисунчатое письмо), знаковое письмо); ― экранная (кино, телевидение, видео, компьютер).

***

Культурный комплекс― совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанный. Например, футбол как спортивная игра и его окружение; плуг, появление которого, произведя подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей; то же значение имело изобретение книгопечатания,паровой машины и двигателя внутреннего сгорания, а также компьютера; этикет, который характеризует не просто цивилизованное, но, прежде всего, светское общество, которое строит свои отношения на почтительном уважении одного человека другим.

ПРАКТИКУМ

Культурный комплекс― совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

В контексте содержания данного понятия ответьте на два вопроса:

1) КТО и ЧТО образуют культурный комплекс, если исходным элементом является:

• театр (Т) (1-й вариант);

• цирк (Ц)(2-й вариант);

• образовательная организация (ОО)(по выбору: либо дошкольного образования, либо начального общего образования, либо основного общего образования, либо среднего общего образования) (3-й вариант);

• этикет (Э)(4-й вариант);

• киностудия (К) (по выбору: либо художественных фильмов, либо документального кино, либо мультипликационных фильмов) (5-й вариант);

• библиотека (Б) (6-й вариант);

2) Какие отрасли материального производства и сферы услуг, благодаря функционированию и развитию данного культурного комплекса, получают стимул для расширения своего производства?

***

Культурное наследие― часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшаяся испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. В масштабе всего человечества культурное наследие выражают культурные универсалии― нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он выделил около 70 культурных универсалий, в том числе: а) погребальные обряды; б) различия между людьми по возрасту; в) использование нательных украшений; г) спорт; д) космогонию ― область астрономии, исследующую происхождение и развитие небесных тел и их систем, в частности, Солнечной; со 2-ой половиныXX в. космогония опирается на гипотезу о происхождении Солнца и планет из единого холодного газово-пылевого облака; к древнейшим космогоническим представлениям относится библейский рассказ о сотворении мира, заимствованный израильтянами из вавилонской космогонии; е) гадание; ж) танцы; з) декоративное искусство; и) ухаживание и другие культурные феномены.

***

Функции культуры

1) Главной функцией культуры является гуманистическая. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и вытекают из нее. Гуманизм (лат.humanus ― человечный) ― возникшее в эпоху Возрождения направление общественной мысли, выражающее взгляды, рассматривающие человека как высшую ценность, защищающие его свободу и всестороннее развитие.

2) Коммулятивная функция направлена на накопление и сохранения опыта, полученного обществом в результате взаимодействия индивидов внутри своего культурного пространства и взаимодействия с другими культурами. Существование этой функции позволяет определить культуру как особое средство передачи социальной информации.

3) Коммуникативная функция связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности людей, а также предполагает трансляцию социального опыта (в том числе между поколениями). Эту важнейшую функцию называют поэтому трансляционной, а также функцией исторической преемственности, или информационной. Культура является единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Неслучайно выдающийся культуролог Ю.М. Лотман охарактеризовал культуру как социальную память человечества. Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

4) Еще одной ведущей функцией культуры является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с гуманистической и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе социальный опыт множества поколений, накапливает богатейшие знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что зрелость культуры общества во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Существуют типы обществ (например, Япония!), которые демонстрируют удивительную способность: посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу, демонстрируя динамизм во многих сферах науки, техники, производства.

5) Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с упорядочиванием (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В рамках культурного пространства создаются и действуют ориентиры для человеческих действий и система контроля за этими действиями. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

6) Интегрирующая функция обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней. Интеграция осуществляется за счет создания системы значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности социальных систем.

7) Семиотическая, или знаковая функция ― тоже одна из важнейших в системе культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный и письменный) ― средство общения людей, литературный язык ― важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

8) Ценностная функция культуры обеспечивает ее носителям наличие системы норм и ценностей. Культурологи считают, именно ею определяется качественное состояние культуры. Именно как система ценностей культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

Наши рекомендации