Формы государства и типы политсистем
Кроме типа политического режима основанием для типологии политических систем может быть форма государства, находящая свое конкретное воплощение в форме правления и форме политико-территориального устройства страны.
Форма государственного правления – способ организации (устройства) высшей государственной власти, номинально обусловленный ее источником.
Типы форм правления:
1. Монархия(от греч. monarchia – единовластие) – форма госправления, при которой верховная госвласть принадлежит (реально или формально) монарху (одного человека, главы государства) и передается по наследству.
Разновидности монархии:
а) абсолютная монархия – форма феодальной монархии, при которой власть правителя достигает наивысшей степени централизации, монарху подчиняются и подотчетны все органы власти.
Примеры: в настоящее время – Саудовская Аравия, Оман, Катар. В мире – 5 стран.
б) конституционная монархия – форма монархии, при которой власть правителя ограничена законодательно (как правило, конституцией).
Формы конституционной монархии:
- б-1) дуалистическая монархия – форма конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной области, что делает его по сути лишь главой исполнительной власти.
Пример: Марокко, Иордания, Кувейт. В мире – 7 стран.
- б-2) парламентская монархия – форма конституционной монархии, при которой монарх не обладает реальной властью (она у парламента) и выполняет только представительную функцию.
Пример: Великобритания, Дания, Швеция. В мире – 34 страны.
2. Республика– форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, как правило, избираемыми населением на определённый срок.
Разновидности республик:
а) президентская (дуалистическая) республика – форма республики, характеризующаяся значительной ролью главы государства – президента – возглавляющего исполнительную власть при сосредоточении законодательной власти в руках парламента.
Присутствует четкое разделение властей (функций) законодательной и исполнительной власти (парламента и президента).
Пример: США. В мире – 43 страны.
б) парламентская республика – форма республики, где главным органом власти является парламент, формирующий ответственное перед ним правительство, а президент страны (если он есть) выполняет сугубо представительную функцию.
Пример: Италия, Турция, Германия, Израиль. В мире – 11 стран.
в) смешанная (полупрезидентская, президентско-парламентская) республика – форма государственного правления, при которой и президент, и парламент контролируют правительство.
Пример: Франция, Португалия, Россия, Армения. В мире – 21 страна.
Впрочем, как отмечают современные исследователи, сегодня различия между монархией и республикой не имеют большого значения. С учетом этого, можно выделить четыре типа политических систем:
1. абсолютизм,
2. дуализм,
3. парламентаризм,
4. смешанный тип.
Формы правления и типы политических систем | ||||||
Тип полит. системы | Абсолютизм | Дуализм | Парламентаризм | Смешанный тип | ||
Форма правления | Монархия | Монархия | Республика (прези-дентская) | Монархия | Республика | Республика (полупрезидентская) |
Способ прихода к власти главы государства | Наследование | Всеобщие выборы | Наследование | Избрание парламентом (специальным конгрессом) | Избрание в ходе прямых /непрямых выборов | |
Власть главы государства | Полная, всеобщая | Только исполнительная власть | Символическая, нет собственных полномочий, не зависящих от правительства | Исполнительная власть и ряд других полномочий | ||
Правительство | Полностью зависит от главы государства | Формируется парламентским большинством с формальным участием главы государства, ответственно перед парламентом | Формируется совместно президентом и парламентским большинством и ответственно перед ними | |||
Взаимовлияние | Отсутствие парламента | Монарх может распустить парламент, сменить правительство | Президент может сменить правительство | Правительство (с формальным участием главы государства) может распустить парламент; парламент может отправить в отставку правительство | Президент может распустить парламент, сменять министров. Парламент может отправить в отставку правительство |
Помимо формы правления, основанием для типологии политических систем может служить форма политико-территориального (государственного) устройства.
Форма политико-территориального (государственного) устройства – законодательно или конституционно оформленные отношения между «центром» (высшими органами государственной власти и управления) и «периферией» (территориальными органами власти и управления).
Формы политико-территориального устройства:
1. Федерация – форма территориально-государственного устройства, при которой государство представляет из себя союз несколько государствоподобных образований («субъектов федерации»), самостоятельность и компетенции которых (собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебными органы власти) конституционно установлены и разграничены с компетенцией (в рамках единого суверенного государства общей конституцией, федеральными органами государственной власти и управления, проводящими единую политику, единым гражданством и денежной единицей) федерации в целом («федерального центра»).
В мире – 25 стран
2. Унитарное государство(от лат. unus – один, единственный) – форма территориально-государственного устройства, при которой государство состоит из зависмых от «центра» (и, чаще всего, «из центра» управляемых) административно-территориальных единиц, проводящих одну политику.
В мире – 166 стран
3. Региональное (регионализированное) государство– форма территориально-государственного устройства, в которой государство обеспечивает конституционное признание и гарантирование политической автономии территориям (регионам).
Например: в Великобритании Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс; а также Испании, Италии.
Формы политико-территориального устройства систем | |||
Унитарные государства | Федеративные государства | Регионализованные государства | |
Общие принципы | Госвласть едина, единая система законодательства, исполнительной и судебной власти | Госвласть двойственна (федеральная и субъектов), двойная система законодательства и исполнительной власти | Госвласть формально едина, но существует два уровня законодательства, иногда исполнительной власти |
Территориальное деление и территориальные единицы | Административно-территориальные единицы: образуются, изменяются, реформируются сверху | Субъекты федерации: образуются, изменяются, реформируются самостоятельно | Автономии: образуются, изменяются, реформируются по согласованию с центром |
Наличие выборных органов власти | Не обязательно | Обязательно | Обязательно |
Определение полномочий и способа формирования территориальных органов власти | Определяются законом (сверху) | Определяются самостоятельно (с учетом федеральных конституционных ограничений) | Предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральными органами власти |
Издание правовых актов | Сфера действия определяется законом или судами (сверху) | У субъектов - по любым вопросам, не отнесенным к федеральному ведению | По согласованию или с обязательным утверждением центром |
Атрибуты государственности | Нет; иногда собственная символика | Конституции (Уставы), часто официальный язык, свое гражданство, государственная символика | Иногда официальный язык, никогда гражданство; Уставы (Статуты) утверждаются центральными органами власти |
Степень разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе | Унификация | Равноправное разнообразие | Асимметрия |
Примеры стран | Финляндия, Монако, Болгария, Польша, Япония, Китай, Аргентина | США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, ФРГ, Швейцария, Россия | Италия, Испания, Великобритания, ЮАР |