Экономика СССР в послевоенный период
Экономическая политика советского государства развивалась также противоречиво. Первоочередной задачей послевоенного времени стало форсированное восстановление советской экономики (в первую очередь тяжелой промышленности) и конверсия военного производства.
3.1. Источники восстановления и развития советской экономики. Западная Европа на эти цели получила по «плану Маршалла» более 12 млрд долл. В СССР главными оставались внутренние источники:
– централизованная экономика;
– репарации с Германии (в сумме 4,3 млрд руб.);
– денежная реформа 1947 г. и государственные займы;
– перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный;
– сокращение расходов на социальную сферу;
– бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных.
Кроме того, большую роль играл трудовой энтузиазм советских людей в деле строительства мирной жизни.
3.2. Положение в промышленности.
• План реконструкции 1946 г. После войны среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и даже допущению элементов рыночных отношений (одним из сторонников подобных изменений выступал председатель Совета министров РСФСР М. И. Родионов). В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на четвертую пятилетку (1946–1950), разработанном под руководством председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, были заложены показатели, рассчитанные на определенную самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом предусматривалось достижение довоенного уровня производства к 1948 г., а к концу пятилетки – его превышение на 48 %.
Одновременно был восстановлен 8‑часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.
• Денежная реформа. 4 декабря 1947 г. было принято постановление Совета министров СССР и ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Основные положения реформы включали:
– выпуск денег нового образца 1947 г. и перевод рубля на золотую основу (старые деньги подлежали обмену в соотношении 10:1);
– переоценку вкладов граждан в сберкассах (до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной стоимости; далее – чем больше сумма, тем дешевле стоимость каждого старого рубля по отношению к новому);
– отмену карточной системы снабжения продовольствием и промышленными товарами (одновременно вводились предельные нормы отпуска товаров «в одни руки»: хлеб – 2 кг, мясо – 1 кг, мыло – 1 кусок, керосин – 2 л и т. д.);
– отмену коммерческих цен и ввод единых розничных цен.
Реформа привела к ликвидации избыточных денег, накопившихся за годы войны. Вместе с тем подобная конфискационная политика сильно ударила по населению, и в первую очередь по крестьянам, которые хранили свои деньги не в сберкассах, а дома.
• Ужесточение экономической политики. В целом план 1946 г. воспроизводил методы экономической политики 30‑х гг. Сохранялась тенденция на преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности и прежде всего оборонных отраслей. В основе лежали административные методы управления экономикой, в силу чего партия продолжала тщательно контролировать хозяйственную жизнь как страны в целом, так и отдельных предприятий. Послевоенная реорганизация органов управления привела к усилению роли и значения исполнительной власти и партийного аппарата. Сохранялись принудительные методы управления рабочей силой. Нормы выработки были в несколько раз увеличены. Приток неквалифицированной рабочей силы привел к кризису в организации производства.
Его проявлением стал относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6 % в год за четвертую пятилетку).
В 1949 г. ситуация усугубилась. По приказу Сталина были определены новые показатели для основных отраслей промышленности, что вызвало крайнюю напряженность в экономике. В ходе процесса по «ленинградскому делу» главу Госплана СССР Н. А. Вознесенского обвинили в занижении показателей и приговорили к расстрелу.
• Конверсия. Составной частью экономической политики СССР послевоенного периода являлась конверсия (перевод оборонной промышленности «на мирные рельсы»), которая проводилась, однако, частично.
В условиях начала «холодной войны» огромные средства продолжали вкладываться в развитие военно‑промышленного комплекса, в частности в реализацию атомного проекта, который курировал Берия. Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность. Атомное оружие в СССР появилось в 1949 г. благодаря усилиям таких известных советских ученых, как И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон и др. В 1953 г. Советский Союз стал обладателем нового вида оружия – водородной бомбы (научными руководителями создания которой стали ученые Я. Б. Зельдович, А. Д. Сахаров).
После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 до 2,9 млн человек ее численность вновь начала возрастать. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. Прямые военные расходы поглощали в начале 50‑х гг. не менее 25 % годового бюджета СССР.
• Итоги развития промышленности. В целом за годы четвертой пятилетки, несмотря на форсированные темпы реконструкции и официальные заявления об увеличении по сравнению с довоенным уровня промышленного производства на 73 % (при плане 48 %), план в реальности был недовыполнен. Полностью восстановить экономику удалось лишь к 1953 г.
В то же время по отраслям тяжелой индустрии действительно были превзойдены показатели 1939–1940 гг. Было построено и восстановлено, часто из руин, 6200 предприятий, включая Днепрогэс, «Запорожсталь», Минский тракторный завод и многие другие.
В годы пятой пятилетки (1951–1955) сохранились те же тенденции на преимущественное развитие отраслей тяжелой индустрии в ущерб сфере народного потребления. Вследствие этого производство товаров широкого потребления в послевоенный период не соответствовало нуждам населения, хотя ассортимент этих товаров увеличивался, росло их приобретение (радиоприемников, фотоаппаратов, мотоциклов).
3.3. Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным.
• В 1946 г. в стране снова разразился голод и были введены хлебные карточки. Одновременно усилилось административное давление на колхозников. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию вплоть до 1953 г. оставались на довоенном уровне. В ходе наступления на личные хозяйства колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на подсобные крестьянские хозяйства (включая фруктовые деревья, скот, птицу) и реализацию их продукции. Налоги и принудительная сдача государству продукции (молока, мяса, яиц) делала такие хозяйства почти убыточными. Но только благодаря им крестьяне могли выжить, прокормить себя и свою семью. Крестьянство в большей степени пострадало также от денежной реформы 1947 г.
• В последующие годы положение в деревне ухудшалось. Крестьянство продолжало жить без паспортов, подвергаться судебной ответственности за невыполнение трудовой нормы. В республиках Прибалтики в эти годы была проведена насильственная коллективизация, сопровождавшаяся раскулачиванием и многотысячными высылками.
К началу 50‑х гг. в стране фактически наступил аграрный кризис. При этом Сталин, все более терявший ощущение реальности, считал необходимым дальнейшее движение к превращению сельского хозяйства в государственное. В результате продолжилась политика укрупнения колхозов: их число в 1950–1952 гг. сократилось в 2,6 раза (с 252 тыс. до 91 тыс.).
Внешняя политика СССр
4.1. Укрепление статуса СССР как великой державы. После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.
Превратившись в сверхдержаву, обладавшую ядерным оружием, СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы с США дипломатическим путем. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).
Благодаря участию СССР в послевоенные годы возникли международные общественные организации: Всемирный совет мира, Всемирная федерации демократической молодежи (ВФДМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП) и др.
4.2. Система двублокового противостояния в мире. «Холодная война».
• Характер и факторы противостояния. Наметившееся после войны потепление международного климата оказалось недолгим. Осложнение отношений между союзниками по антигитлеровской коалиции началось уже в последние месяцы войны, особенно в связи с монополией США на ядерное оружие. С 1946 г. произошло обострение международных отношений. Главной осью конфронтации стал конфликт между двумя ядерными сверхдержавами – СССР и США. Обе стороны в равной степени включились во взаимное противостояние, которое определялось несколькими факторами, и прежде всего:
– коренными различиями в социально‑политическом строе, системе ценностей и идеологии,
– геополитическими интересами держав, их стремлением к расширению сфер влияния.
• Начало «холодной войны» традиционно связывают с речью бывшего премьер‑министра У. Черчилля в г. Фултон (США) в марте 1946 г., в которой говорилось о «железном занавесе», о положительном значении атомной монополии США, о контроле Москвы. В своем ответе Сталин приравнял недавнего союзника к поджигателям войны, обвинив его в призыве к нападению на СССР и повторении расовой теории Гитлера.
• И. В, Сталин считал необходимым создание военного противовеса США. В дальнейшем он вернулся к идее неминуемого кризиса капитализма, а с 1949 г. (и особенно под конец жизни) уверовал в возможность дестабилизации капиталистической системы и приближения пролетарской революции на Западе.
• Со своей стороны, руководство США стремилось к проведению политики «с позиции силы», пыталось использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно‑политическую мощь. В 1946 г. президентом США Г. Трумэном была провозглашена доктрина «ограничения коммунистической экспансии», подкрепленная в 1947 г. доктриной экономической помощи «свободным народам» при условии политических преобразований («план Маршалла»), Это означало поворот к «холодной войне», что предопределило ухудшение международного климата и создавало угрозу новых военно‑политических кризисов.
• Противостояние СССР и США, Ухудшение отношений с западным миром, а также возрождение имперских амбиций толкали советское руководство к закреплению контроля над Центральной и Юго‑Восточной Европой. СССР и под его давлением восточноевропейские страны отказались от участия в «плане Маршалла» (размер помощи исчислялся 12,4 млрд долл.), а в дальнейшем и в деятельности международных экономических организаций.
1949–1950 гг. стали апогеем «холодной войны». Был создан военно‑атлантический блок стран Запада – НАТО, а также ряд других блоков с участием США (АНЗЮС, СЕАТО и др.). В 1950–1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение между СССР и США.
4.3. Германская проблема. После войны в центре внимания государств‑участниц антигитлеровской коалиции была Германия. Созданный по решению Потсдамской конференции Контрольный совет для управления Германией как «единым экономическим целым» оказался неэффективным. Совместного единого управления не получалось. Тогда США приняли решение о проведении в 1948 г. сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине (которая должна была дать немецкой экономике твердую валюту). СССР, в свою очередь, установил блокаду Берлина (до мая 1949 г.). В 1949 г. на основе западных зон оккупации была создана ФРГ, в восточной оккупационной зоне – ГДР.
Так развивался первый военно‑политический кризис начавшейся «холодной войны» – берлинский кризис 1948–1949 гг. Для СССР он имел тяжелые последствия: прекращение сотрудничества по германскому вопросу, ослабление позиций в Германии и Берлине, ускорение создания НАТО.
4.4. Борьба за укрепление безопасности. Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы стало обеспечение национальной безопасности страны. Этот процесс не ограничивался военными приготовлениями.
• Политика по укреплению «социалистического лагеря» и его союзников. С 1945 г. по мере создания «пояса безопасности» на западных границах СССР происходило втягивание в его орбиту восточноевропейских стран. Была выдвинута идея объединения восточноевропейских стран по внешнеполитической, экономической, идеологической линиям.
Первая фаза в этом процессе заключалась в оформлении режимов «народной демократии» в Румынии, Болгарии, Венгрии, Польше; вторая – в создании в сентябре 1947 г. Коминформа (совместного информационного бюро со штаб‑квартирой в г. Белграде вместо распущенного в 1943 г. Коминтерна). От своих новых союзников Сталин требовал проведения политических и социально‑экономических преобразований по советской модели, что породило немало противоречий. Отклонение от подобной установки в Югославии во главе с И. Тито привело в 1948 г. к разрыву дипломатических отношений с этой страной. Деятельность Коминформа не была успешной, так как западные компартии все более стремились занять самостоятельные позиции.
4.5. Помощь коммунистическим партиям и движениям.
• После войны СССР вынужден был начать субсидировать союзные государства. В 1945–1952 гг. одних долгосрочных льготных кредитов было предоставлено на сумму 3 млрд долл. Материальная помощь оказывалась этим странам, в том числе и через Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) – межправительственную организацию стран Центральной и Восточной Европы, учрежденную в 1949 г.
• В целях поддержки коммунистических партий Запада, а также рабочих и общественных организаций в разных странах мира постановлением ЦК ВКП(б) от 1950 г. при ВЦСПС был создан «Фонд помощи левым рабочим организациям», средства в который поступали из отчислений коммунистических партий социалистического лагеря (при этом отчисления ВКП(б) составляли 50 %).
Выводы
1. Общественно‑политическая обстановка в СССР в послевоенное десятилетие характеризовалась двойственностью.
2. С одной стороны, народ‑победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой – происходило окончательное укрепление сталинизма, достигшего в этот период своего апогея.
3. Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой.
4. Разрастание административно‑бюрократической системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, привели к дальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития.
Вопросы и задания
1. Каковы были приоритеты промышленного развития СССР в послевоенный период?
2. Что явилось источниками восстановления разрушенного войной хозяйства СССР?
3. Почему вторая половина 40‑х гг. оценивается историками как «апогей сталинизма»? В чем проявилось ужесточение режима?
4. Чем характеризовалась послевоенная политика СССР в отношении советского крестьянства?
5. Какое влияние «холодная война» оказала на характер взаимоотношений между СССР и странами Запада?
Литература
Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: 1945–1953. СССР в первые послевоенные годы. М., 2002.
Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953 гг. М., 2000.
Сталин и «холодная война». М., 1997.
Соколов А. К., Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941–1991. М., 1999. Ч. 2.
Тема 71 Общественно‑политическое развитие СССР в середине 1950‑х – начале 1960‑х гг
ПЛАН
1. Борьба за наследство Сталина.
1.1. Изменения в партийном и государственном руководстве.
1.2. Политическое соперничество в партии: Март – июнь 1953 г. – Лето 1953–1955 г.
2. Начало процесса десталинизации.
2.1. Разоблачение культа личности Сталина: XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). – «Культ личности» Сталина. – Объяснение причин культа личности.
2.2. Процесс реабилитации репрессированных.
2.3. Реформа уголовного законодательства.
2.4. Изменение настроений в обществе. Общественное сознание.
2.5.Первый удар по административно‑командной системе.
2.6. Борьба с оппозицией курсу реформ.
3. Противоречия внутриполитического курса.
3.1. Отход от процесса обновления: «Венгерский синдром». – Диссидентское движение. – Отношение властей к церкви.
3.2. Дискуссии по проекту новой Программы КПСС.
3.3. Курс на строительство коммунизма. Эволюция политической доктрины: Задача быстрого повышения жизненного уровня. – Третья Программа партии.
3.4. Энтузиазм масс.
4. Выводы.