Понятие и принципы законности
Законность представляет собой многоплановое явление. Многочисленные определения раскрывают различные аспекты законности:
– принцип юридической деятельности;
– своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, обеспечивающий законосообразное поведение субъектов правоотношений и вместе с тем оказывающий эффективное противодействие принятию и применению законодательных актов, противоречащих общим принципам законности;
– явление (юридическое состояние), при котором реализуется строгое требование соблюдения законов.
Под законностью условимся понимать строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.
Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.
М. И. Байтин пытается сформулировать универсальное определение законности: «Законность – это принцип, метод, режим формирования и функционирования правового государства и гражданского общества, в основе которых лежит точное соблюдение и исполнение законов всеми государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами». (Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 246.) На наш взгляд, данное определение «грешит» целым рядом недостатков. Во-первых, законность определяется одновременно и как принцип, и как метод, и как режим, что само по себе вряд ли целесообразно. Во-вторых, функционально законность (в соответствии с определением) связывается только с «правовым государством и гражданским обществом». Получается, что законность может существовать только в названных социально-политических формах, что противоречит собственно нормативному правопониманию, в соответствии с которым законность характеризует любое государство независимо от того, является оно правовым или нет. Наконец, данное определение рассматривает законность лишь с точки зрения обеспечения законосообразного поведения субъектов, вовлеченных в сферу правоотношений, а ведь законность, кроме всего прочего, предопределяет непротиворечие закону (в широком смысле этого понятия) издаваемых государством нормативно-правовых актов (в том числе и актов-законов).
Несмотря на многообразие подходов к пониманию сущности законности, практически все исследователи едины в том, что формирование и функционирование данного института предопределяются рядом факторов, наиболее значимыми среди которых являются:
• наличие в государстве системы законодательства, понимаемого в широком смысле и включающего принимаемые (либо санкционируемые) государством формально-юридические источники права (законы, подзаконные акты, прецеденты, обеспечиваемые государственным принуждением религиозные акты);
• наличие действенных механизмов законотворческой, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности, посредством которой обеспечивается издание законодательных актов, претворение в жизнь закрепляемых в них предписаний, а также реализация мер юридической ответственности за предусмотренные этими актами правонарушения;
• формирование правосознания (индивидуального, корпоративного, общесоциального), в рамках которого вырабатывается позитивное психологическое отношение субъекта к требованиям законодательства;
• определение стимулов и ограничений, посредством которых обеспечивается законосообразное поведение субъектов.
В условиях демократического правового государства в поддержании и упрочении законности в одинаковой степени заинтересованы как государство, так и составляющие его граждане и различные коллективные образования.
Для граждан законность – это средство, при помощи которого они ограждаются от нарушения их прав и свобод, могут при необходимости требовать исполнения юридических обязанностей от других граждан, учреждений, должностных лиц; законность обеспечивает безопасность личности, ограждает граждан от асоциальных проявлений и произвола. Защищая свои права, гражданин охраняет не только личный интерес, но и выполняет свой гражданский долг, защищает закон, выражающий волю народа (как основного и единственного источника государственной власти), способствует осуществлению норм права.
Для государства законность представляет собой средство управления обществом, повышения эффективности работы административного аппарата, защиты интересов и прав всего народа и, следовательно, каждого гражданина.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что «законность»является сложным системным понятием и в наиболее общем виде представляет собой адаптированную к практике регулятивной и охранительной деятельности права теоретическую модель социального поведения, урегулированного посредством законов и направленного на воплощение в реальной жизни законодательно закрепленных властных предписаний.
К основным принципам (основополагающим началам) законностиотносятся:
• правовой характер. Законность является формой выражения и осуществления правовых предписаний режимом, обеспечивающим действие права, его результативное воздействие на общественные отношения. При этом правовой характер законности предполагает непротиворечие общих принципов права и законодательно закрепленных властных предписаний;
• единство. Законность обеспечивает эффективную реализацию правовых предписаний на всей юрисдикционной территории государства. Создание в регионах автономных от общефедеральной и противопоставляемых ей систем законности не допускается;
• всеобщность. Посредством законности обеспечивается исполнение законодательно закрепленных требований всеми субъектами права – государственными органами, должностными лицами и гражданами;
• недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Целесообразность издания закона определяется его социальной полезностью. Применение закона предполагает обеспечение и защиту важнейших правовых институтов и принципов и в силу этого целесообразно, а значит – необходимо. Вместе с тем целесообразность не может противопоставляться законности. Утрата законом актуальности не означает возникновения возможности его несоблюдения. Таким образом, целесообразность допустима только в рамках, определенных действующим законодательством.
Важно отметить, что благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый правовой режим и вместе с тем как фактическое состояние общественно-политической жизни, обеспечивающее стабильность социальных отношений и являющееся необходимым условием поступательного развития государства и общества.
Требования законности
Законность, представляя собой правовой режим, обеспечивающий законосообразное поведение всех без исключения субъектов общественных отношений, закрепляет и гарантирует реализацию целого ряда требований, обращенных как в адрес рядовых членов социума и негосударственных общественных организаций, так и самого государства, выступающего в лице государственных органов и должностных лиц – государственных чиновников.
Справедливости ради следует отметить, что данный принцип характеризует законность только в условиях демократического правового государства. Что же касается государств с недемократическими режимами, то там законность, являясь инструментом осуществления государственной политики, всецело определяется государственной целесообразностью. Естественно, что ни о каком общеправовом ограничении законотворческой и правоприменительной деятельности речь попросту не идет.
В данном случае законность следует рассматривать как режим обязательного правового поведения, основной функцией которого является охрана позитивного права, получившего формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве и обеспечиваемого посредством системы государственных гарантий и мер юридической ответственности.
Основными требованиями законностиявляются:
• верховенство закона;
• равенство всех перед законом;
• неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права;
• обеспечение реализации прав и свобод;
• надлежащее правильное и эффективное применение права;
• последовательная борьба с правонарушениями;
• недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.
Верховенство закона.В рамках режима законности наибольшей юридической силой обладают законы. Данное требование, с одной стороны, закрепляет порядок, в соответствии с которым не допускается издание нормативно-правовых актов, противоречащих закону, а с другой – деятельность, связанная с применением законов, в свою очередь должна осуществляться в порядке законодательно установленных процедур. Основным законом государства является конституция, выступающая в качестве источника права, обладающего высшей юридической силой. Ни один из нормативных актов (в том числе и международных), принимаемых и действующих на территории страны, не должен содержать в себе положения, противоречащие конституционным установкам.
Формально-юридическое равенство всех перед законом.Суть данного требования заключается в создании и обеспечении при помощи законности «единого правового масштаба» поведения, в рамках которого не имеет значения, каким социально-правовым статусом обладает тот или иной субъект.
Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права.Данное требование предопределяет необходимость реализации государственно-властных предписаний как субъектами, наделенными соответствующей компетенцией в области применения права, так и лицами, в отношении которых осуществляется правоприменительная деятельность.
Обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.Суть данного требования заключается в закреплении приоритета личных прав по отношению к интересам публичного характера. На практике данное требование выражается в закреплении у индивида комплекса абсолютных (т. е. неотчуждаемых и не ограничиваемых никем, ни при каких обстоятельствах) прав. К примеру, для современной России в качестве абсолютных прав Конституция закрепляет: право на гражданство, право на защиту своих законных интересов всеми не противоречащими закону силами и средствами, право на квалифицированную юридическую помощь и т. п.
Надлежащее правильное и эффективное применение права.Законность определяет масштаб правоприменительной деятельности, устанавливая ситуации, с наступлением которых связывается необходимость применения права, и, закрепляя процедуры, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Кроме того, посредством режима законности создаются оптимальные параметры для эффективной правоприменительной деятельности.
Последовательная борьба с правонарушениями.Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.
Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.Законность есть антипод произвола – деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.
Гарантии законности
Гарантии законности– это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства и методы, обеспечивающие практическое воплощение требований законности.
Среди гарантий законности нужно четко различать общие, к которым относятся социально-экономические, политические, духовные гарантии, и специально-юридические гарантии.
Социально-экономические гарантии законности– это сложившиеся в обществе и санкционированные государством отношения, связанные с производством и распределением материальных благ. Данная группа гарантий выступает в качестве материального основания законности. Применительно к современной России к числу социально-экономических гарантий законности следует отнести законодательное закрепление многообразия форм собственности и многоукладности экономики; единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; проведение антимонопольной политики; формальное равенство государства и субъектов, осуществляющих частнопредпринимательскую деятельность в сфере хозяйственных отношений, и т. д.
Политические гарантии законностивключают условия взаимоотношения государства, общества, личности в сфере социального управления. К числу политических гарантий относятся демократический политический режим; признание самоценности человеческой личности; формирование государственной власти путем свободных, альтернативных выборов; официальный статус политической оппозиции; многопартийная система; недопустимость юридической ответственности за «инакомыслие»; свобода слова и собраний и т. д.
Духовные гарантии законностиохватывают конституционно закрепленное идеологическое многообразие, свободу вероисповедания, систему общего и профессионального образования. Кроме того, к духовным гарантиям следует отнести культурное наследиё, национальный язык, традиции и обычаи, сформировавшиеся в процессе социального развития и оказывающие существенное влияние на формирование и функционирование правового режима законности.
Говоря о собственно юридическом обеспечении законности, следует выделить следующие гарантии:
• конституционное закрепление основ политического, экономического, социального, правового устройства общества; определение основополагающих ценностных детерминант государственно-правового регулирования и на этой основе выделение целей и принципов регулятивно-охранительной деятельности;
• юридическое обеспечение соответствия текущего законодательства нормам конституции; верховенство законов по отношению ко всем иным актам государственных органов и общественных организаций;
• создание действенной государственной системы надзора и контроля за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны;
• создание действенного юридического механизма, посредством которого обеспечивается принятие «правовых» законов и вместе с тем оказывается эффективное противодействие законам «противоправным»;
• признание правосудия высшей юридической гарантией прав граждан и подзаконности административной деятельности; закрепление права обращения граждан и организаций в суд при нарушении их прав и причинении ущерба их законным интересам со стороны должностных лиц;
• своевременное обнаружение и пресечение правонарушений, восстановление нарушенного правопорядка; неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушений; осуществление эффективной профилактической деятельности, а также повышение уровня правовой культуры населения.
Соотношение категорий «законность», «правопорядок», «общественный порядок». Как уже отмечалось ранее, законность представляет собой некую теоретическую модель, в рамках которой в совокупности представлены нормативные и институциональные средства, методы, гарантии обеспечения законосообразного поведения участников общественных отношений. При этом на практике законность воплощается в упорядоченных правоотношениях, в совокупности образующих единую системную категорию – правопорядок.
Правовой порядок можно рассматривать как цель и результат осуществления требований законности. Таким образом, правопорядок представляет собой не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных посредством формально-юридических источников права отношений.
Правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права.
Правопорядок как особое урегулированное правом состояние общественных отношений обладает характерными чертами (признаками). Признаками правопорядка являются:
• формальная определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений;
• системность. Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти;
• государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;
• устойчивость. Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами;
• единство. Правопорядок основан на унифицированных политических и правовых принципах, обеспечивается единой системой правовых средств и методов и является единым на всей территории страны.
Говоря о соотношёнии законности и правопорядка, следует иметь в виду, что, с одной стороны, правопорядок выступает в качестве итогового результата действия законности, формой ее практического воплощения. Вместе с тем правопорядок не ограничивается законностью. Понимание законности в качестве режима соблюдения требований законодательства придает данному понятию характер системы публичного регулирования, в рамках которой приоритет отдается методам императивно-властного правового воздействия, получающим наиболее яркое проявление в условиях разрешительного типа правового регулирования, а также в ситуациях, обусловленных необходимостью охраны права. Однако правовой порядок вместе с отношениями публично-правового характера образуют частноправовые отношения, которые регламентируются производными от законов и вместе с тем обладающими определенной самостоятельностью правовыми средствами (договорами, обычаями и т. п.). Кроме того, в основу правопорядка наряду с принципами законности положены общие принципы права, которые при определенных обстоятельствах могут вступать в противоречие с властными предписаниями текущего законодательства. В частности„в условиях тоталитарного государства, как уже отмечалось, не действует принцип верховенства права и соответственно законность утрачивает правовой характер (поскольку требования законодательства изначально противоречат таким общеправовым принципам, как обеспечение правового равенства, гуманность, признание и уважительное отношение к правам и свободам личности и т. д.). Возникает логичный вопрос: является ли правопорядком состояние общественных отношений в условиях, когда законы, регламентирующие общественные отношения, носят противоправный (с точки зрения несоответствия их общим принципам права характер? Для ответа на этот вопрос нужно еще раз обратиться к проблеме соотношения права и закона.
С точки зрения юридического позитивизма правила поведения, регламентирующие общественные отношения, приобретают юридический характер и становятся собственно нормами права только после того, как их признает в качестве таковых государство. Подобный подход означает, что закон, изданный государством, в любом случае является правовым, а значит, правовым будет являться и порядок, сложившийся под воздействием соответствующих законов. Таким образом, в определенном смысле отождествляются понятия правопорядок и общественный порядок, урегулированный посредством актов государственного волеизъявления – законов. Следовательно, правопорядок как некое состояние урегулированных посредством текущего законодательства отношений свойствен для любого государства независимо от сложившейся в нем формы политического режима.
В контексте естественно-правовой концепции, предполагающей противопоставление (либо, по крайней мере, различение) естественного и позитивного права, ситуация, при которой издаваемые государством законы приобретают противоправный характер (в силу их противоречия ценностям и принципам естественного права), является возможной, следовательно, имеет смысл утверждение о том, что в государстве может существовать система законности и вместе с тем отсутствовать правопорядок. В подобном понимании правопорядок и законность будут рассматриваться как взаимообусловливающие категории только применительно к демократическому правовому государству.
Выступая в качестве фактического правового состояния общества, правопорядок, в свою очередь, является структурным элёментом общественного порядка, который складывается из общественных отношений как правового, так и неправового характера. Поэтому, анализируя отношения в сфере общественного порядка, мы обращаемся в итоге к поведений людей, то есть к их действиям и поступкам, из которых эти отношения складываются.
Общественный порядок – это обусловленное совокупностью факторов объективного и субъективно характера состояние социальной жизни, предполагающее внутреннюю согласованность и упорядоченность системы общественных отношений, основанных на положениях и принципах социальных норм.
Характеристика права в качестве системы общезначимых правил поведения предполагает, что посредством права регулируется лишь часть общественных отношений. Отношения, возникающие между людьми в связи с реализацией моральных, религиозных, корпоративных норм, не являются правовыми, однако в силу своего социального характера рассматриваются в качестве элёментов общественного порядка.
В качестве задач, решаемых посредством установления и поддержания общественного порядка, следует выделить:
• обеспечение социального мира и справедливости;
• защиту населения от посягательств на их социальные права и интересы;
• создание условий для поддержания «достойного образа жизни представителей социально незащищенных слоев;
• гуманизацию всех сфер жизнедеятельности общества. Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, выражающаяся во взаимодействии и взаимообусловленности этих явлений, их единой социальной природе, общности целевых установок и решаемых задач.
Вместе с тем существуют и достаточно существенные различия. В частности, как уже отмечалось, общественный порядок включает в себя наряду с правоотношениями общественные отношения, урегулированные социальными нормами неюридического характера; таким образом, общественный и правовой порядок соотносятся как часть и целое.
Общественный порядок возникает одновременно с появлением первичных форм социального взаимодействия, в то время как правопорядок представляет собой явление, производное от формирующихся на определенном этапе человеческого развития государства и права.
Наконец, говоря о месте и роли государства, необходимо иметь в виду, что государство (посредством режима законности) может гарантировать правопорядок, оказывать определяющее воздействие на его сущность и содержание. В свою очередь, общественный порядок представляет собой объективную категорию, существующую независимо от отношения к нему со стороны официальной государственной власти.