Тема 18. Развитие государственной системы России в первой половине XIX века.

Цель занятия:уяснить изменения государственной системы России в первой половине XIX века.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Реорганизация высшего государственного управления.

2. М.М. Сперанский; «Уставная грамота Российской империи», цензурное законодательство; реорганизация полиции.

3. Место и роль церкви в обществе: «Духовный регламент».

4. Кодификация русского права.

5. Уложение «О наказании уголовных и исправительных» 1845 г.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв. М.,1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

Дополнительная литература

Чиберяев С.А История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: Учебник. М., 2007 г.

Практические задания

Задача 1. Офицер Преображенского полка «хулительными» словами отзывался о Государе, поскольку выплата жалованья в полку была задержана на три месяца. Полковой кригсрехт приговорил его к шельмованию.

Задача 2. Ответчик в споре из договора займа перед принесением присяги заявил перед судом, что один из членов полкового кригсрехта обязан свойством челобитчику.

Задача 3. В ответ на жалобу челобитчика, произнесенную в суде, ответчик так же кратко произнес свои возражения. После этого стороны обменялись возражениями еще раз. Внезапно челобитчик вспомнил, что не сообщил суду еще об одном важном свидетеле.

Задача 4. После обмена заявлениями между челобитчиком и ответчиком суд приступил к исследованию названных сторонами доказательств и назначил сторонам день явки в суд. Однако в указанный день ответчик заболел и послал вместо себя в суд адвоката.

Задача 5. Когда челобитчик привел к очной ставке своего свидетеля, возражений ни у кого не последовало. Свидетель был допущен к присяге. Через некоторое время ответчику стало известно, что этот свидетель ранее был объявлен в суде нечестным человеком.

Задача 6. В качестве доказательства своей правоты челобитчик смог сослаться только на записи в купецких книгах ответчика.

Задача 7. Судья назначил человеку деликатного сложения жестокую пытку, не имея к тому особых причин и подозрений. Испытуемый умер под пыткой.

Задача 8. Лицо, подвергнутое пытке по подозрению, основанному на доносе (доводному подозрению), отказалось в суде от сделанного под пыткой признания.

Задание 9. Сравните (в виде таблицы) проекты М. Сперанского, А.Аракчеева, Н.Новосельцева и декабристов в области государства и права. Выделите общее и особенное. К каким выводам вы пришли, и почему?

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите формы и стадии судебного процесса?

2.Назовите и охарактеризуйте стороны и других участников процесса

3.Назовите и охарактеризуйте основные процессуальные документы.

4.Укажите систему наказаний в соответствии Уложением «О наказаниях уголовных и исправительных».

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

«кригсрехт», «генеральный кригсрехт», «асессоры», «аудитор», «сугубый процесс», «повещание», «ответ», «сентенция», «салф-кондукт», «своевольное признание», «негодные и презираемые свидетели», «расспрос с пристрастием», «отрекаться от своей скаски».

Темы рефератов:

Реорганизация высшего государственного управления.

Место и роль церкви в обществе: «Духовный регламент».

Кодификация русского права.

Уложение «О наказаниях уголовных и исправительных».

Тема 19. Государственно-политический кризис и реформы середины 60-х годов XIX в.

Цель занятия: выявить предпосылки кризиса и пути его преодоления.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Предпосылки буржуазных реформ.

2. Крестьянская реформа 1861 г., ее основные акты.

3. Земская реформа 1864 г.

4. Городское положение 1870 г., система выборов.

5. Судебная реформа 1864 г., формирование адвокатуры в России.

6. Реформы полицейского и уголовного законодательства.

7. Военная реформа.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв. М.,1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

Дополнительная литература

Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России. М. 1991 г.

Коротких М. Самодержавие и судебная реформа в России. Воронеж. 1989 г.

Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России. 60-е-80-е годы XIX в. М. 1987 г.

Практические задания

Задание 1. .Составьте таблицу с предложениями правительственных чиновников, либералов и революционеров в области государственного устройства и местного самоуправления накануне реформ 60-х гг. XIX века и после их проведения. Выделите причины расхождений в их позициях. К каким выводам вы пришли, и почему?

Задание 2. Крестьянская реформа 1861 года и условия аграрного переворота. Исходные данные:

Во всех учебниках написано, что крестьянская реформа 1861 была непоследовательной и незавершенной.

Вероятно, имеется в виду, что в идеале, эта реформа должна была привести к завершению в России аграрного переворота.

1. Вспомните, что такое аграрный переворот

2. Выясните условия освобождения крестьян по реформе 1861 года

3. Сопоставьте условия крестьянской реформы и условия протекания агарного переворота

Задание 3.На основании полученных данных, докажите тезис "Крестьянская реформа 1861 года не привела к завершению аграрного переворота".

Ответ оформите в виде двух цепочек суждений, завершающихся выводом: "крестьянская реформа 1861 не привела к завершению аграрного переворота"

Задание 4.Либеральные реформы и социально-экономическое развитие. Во всех учебниках написано, что либеральные реформы 1860-70 годов были непоследовательными и незавершенными.

Вероятно, имеется в виду, что реформы должны были создать политические условия для ускорения социально-экономического развития страны.

1. Вспомните, что это за условия

2. Выясните условия освобождения крестьян по реформе 1861 года

3. Сопоставьте эти условия

Задание 5.На основании полученных данных, докажите тезис "Либеральные реформы 1860-70 годов не привели к созданию политических условия для ускорения социально-экономического развития страны".

Ответ оформите в виде двух цепочки суждений, где данный тезис служит выводом

Задание 6.Составьте схемы

1. Органов земского самоуправления (включая систему выборов).

2. Городского самоуправления (включая систему выборов).

Вопросы для самоконтроля:

1. Как повлияло проведение крестьянской реформы 1861 года на развитие государства и права России?

2. Каковы основные цели и задачи реформирования России в 60-70-х годах ХIХ века?

3. Оцените вклад городской и земской реформ в развитии общественно политической, культурной и хозяйственной жизни российской губернии и городов.

Темы рефератов:

Предпосылки буржуазных реформ.

Крестьянская реформа 1861 г., ее основные акты.

Земская реформа 1864 г.

Городское положение 1870 г., система выборов.

Судебная реформа 1864 г., формирование адвокатуры в России.

Реформы полицейского и уголовного законодательства.

Военная реформа.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

товарищи прокуроров, временообязанное положение, свободные хлебопашцы, бессословный суд, мировые посредники.

Наши рекомендации