Политическая оппозиция и лоббизм в политической жизни общества

В современной политологической литературе отсутствует общее мнение относительно теоретической сущности понятия «политическая оппозиция». Сложность теоретического осмысления термина «оппозиция» усугубляется отсутствием его юридического закрепления. В базовой части Конституции РФ – главе «Основы конституционного строя» – признаются принципы идеологического, политического и партийного многообразия[80].

Политическая оппозиция: 1) противопоставление, противодействие, сопротивление одних взглядов, одной политики другим взглядам, другой политике; 2) группа лиц или партий, выступающая вразрез с мнением большинства или господствующим мнением.[81]

Политическая оппозиция – это противодействие, сопротивление действующей государственной власти, противостояние осуществляемому стратегическому курсу с целью заменить его на другой, удовлетворяющий оппозиционные политические организации.[82] Здесь речь идет не о внутрипартийной, а о внутригосударственной политической оппозиции.

В зависимости от степени лояльности к государственной власти выделяют умеренную и радикальную (непримиримую) политическую оппозицию. Первая по своей сути конструктивно-критическая, нередко готовая прийти к согласию с властью. Вторая открыто выступает за смену существующего политического курса с целью реализации своей политической линии.

Оппозицию подразделяют также на легальную и нелегальную. Легальная оппозиция действует открыто, в рамках конституции и других законов. Нелегальная (подпольная) политическая оппозиция действует скрытно, нередко использует методы, неприменимые в цивилизованном обществе. К сожалению, в последние годы у нас создаются условия для исчезновения оппозиции. Будущее России зависит от того, удастся ли сформировать в обществе политическую культуру. В современной литературе под общественным консенсусом (гражданским согласием) понимается состояние социально-политической системы, которая характеризуется значительной поддержкой существующего политико-правового устройства и проводимой политики и отсутствием их активного неприятия, что позволяет управлять обществом ненасильственными методами[83]. Смысл юридического консенсуса как метода правотворческого процесса заключается в том, что предполагается такая согласованность позиций, когда большинство участников принятия правового акта поддерживают обсуждаемый проект и не выступают против его принятия.

Плюралистическая демократия современного общества предполагает своеобразный эклектизм: сочетания и взаимодействия самых разнообразных социальных и политических сил, интересов, потребностей, а это в свою очередь влечет за собой необходимость диалога между ними, нахождения общих позиций, точек соприкосновения. Результатом диалога является компромисс. Искусство идти на компромисс – одно из важнейших качеств, характеризующих высокий уровень политической культуры, а компромисс – незаменимый инструмент баланса интересов. Суть его – в способности четко представлять приоритет целей, жертвовать менее значительным, чтобы в итоге добиться более значительного, не побояться сегодняшних минусов, если завтра благодаря этому можно получить серьезные плюсы. При этом важно добиваться политической стабильности, где можно выделить три уровня: 1) стабильность правительства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава); 2) стабильность политического режима (сохранение политической и социальной системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия); 3) стабильность общности народа (сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния граждан, улучшение демократического баланса). Политический анализ позволяет представить стабильность государства как социальный феномен, призванный защищать и поддерживать политическую власть и связанный с интересами больших социальных общностей. Правовой анализ исходит из того, что стабильность государства – это юридически урегулированная сфера общественных отношений. Они выявляют особенности и границы правового регулирования, а также деятельности субъектов обеспечения безопасности, обусловленные правовыми нормами. Моральный анализ раскрывает этическое содержание стабильности как нравственной ценности. При исследовании проблем стабильности государства должен быть использован каждый из названных методологических подходов.

Лоббизм (от англ. lobby – кулуары) – термин, означающий систему агентств или организованных групп при законодательных и других органах, оказывающих в интересах представляемых этими организациями давление на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов. Этот термин и отражаемые им явления вошли и в российскую политическую жизнь. В общественном сознании термин «лоббизм» используется в двух значениях – нейтрально-позитивном и негативном. Во втором значении он близок «протекционизму», «подкупу», «подкупу голосов» в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб другим интересам, прежде всего общественным. Крайнее выражение негативного лоббирования – незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются решения в интересах определенных групп и лиц. Лоббизм в нейтрально-позитивном смысле – нормальное жизненное явление, элемент демократического процесса. Он представляет собой форму законного

влияния «групп давления» на управленческие, в том числе законодательные, решения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур и слоев населения.

Как необходимый элемент демократии лоббизм появляется, когда возникают необходимые предпосылки: большое многообразие интересов в обществе, обусловленное его социальной дифференциацией; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, многопартийной системы..

В числе позитивных, потенциально позитивных черт лоббизма можно указать следующие.

Во-первых, лоббизм служит своеобразной формой самоорганизации структур гражданского общества, с помощью которой мобилизуется общественная поддержка или оппозиция тому или иному законопроекту, оказывается влияние на политику. Посредством лоббизма реализуется демократический принцип свободы негосударственных структур и институтов: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т. д.

Во-вторых, лоббисты расширяют информационную и организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее, чем кто-либо, привлекают общественное внимание к наиболее острым проблемам политической жизни. Они обеспечивают органы государственной власти необходимой информацией по тому вопросу, который выносится на парламентское слушание, привлекают внимание законодателей к тому, что происходит на самых нижних общественных уровнях.

В-третьих, лоббизм выполняет функцию достижения компромисса различных интересов, способствует сохранению равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достижения консенсуса при принятии управленческих решений.

Однако негативных моментов у лоббизма в российских переходных условиях больше: а) он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам национальным, что нередко наблюдается; б) может служить ведомственным, местническим, националистическим и другим интересам; в) способен «размывать» начала народовластия, превращать демократические институты в мощный инструмент отдельных властных структур, чиновничества; г) деятельность лоббистских групп может обострить проблему социальной справедливости, так как богатые слои населения имеют несравненно большие возможности, чем другие группы, использовать для лоббирования своих интересов власть денег; д) лоббизм своими действиями может создавать помехи для функционирова­ния государственной власти, для усиления позиций одной ветви при одновременном ослаблении другой и т. д.

По свидетельству специалистов, в России лоббизм в сфере исполнительной власти явно преобладает по отношению к иным видам лоббизма[84]. Согласно опросу, проведенному службой «Кассандра», свыше 76% российских лоббистов приходится именно на исполнительные органы власти[85].

Лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Легальный лоббизм не нарушает соответствующих в обществе законов, нелегальный означает прямое вознаграждение должностных лиц за принятие необходимых и наиболее благоприятных решений. Довольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэтому отношение к нему во многих странах различные. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии – приравнена к коррупции, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ – несколькими законодательными актами.

Политическая элита

Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В обществе этим словом обозначается лучшая, наиболее ценная группа людей, призванная в силу их особых качеств управлять массами. Элитные группы необходимы в любой сфере деятельности – и в политике, и в управлении народным хозяйством, и в армии, и науке и т.д.

Политическая элита – это функционирующий в обществе и, прежде всего, в социально-политической сфере, слой граждан, тем или иным способом занявших высшее, управленческие позиции, обладающих возможностью принимать и реализовывать политические решения высокой социальной значимости или реально влиять на их содержание и характер восприятия массами.[86]

Теории элит утверждают, что в любом обществе существует и должно существовать меньшинство населения, которое способно принимать важнейшие решения и управлять большинством. Это меньшинство и составляет «правящую элиту», оно обладает особым сознанием, спаянностью, имеет единую общую волю к действиям.

Зарубежный опыт и практика нашей страны что, исходя из различных критериев классификации, можно выделить следующие типы политической элиты: традиционная, харизматическая, рациональная, партократическая; правящая и оппозиционная; элита высшего яруса – звено лидеров, политиков, принимающих высшие и окончательные решения; ярус высшего чиновничества – многие западные ученые условно называют их исполнительными политиками; ярус нижний – бюрократический аппарат власти; элита «львов» и элита «лис»; открытая и закрытая; единая элита и элита внутренне конфликтующая; системная и внесистемная; федеральная, региональная и местная; тоталитарная, либеральная, доминантная, плюралистическая и др.

Неотъемлемым элементом демократического общества является контрэлита – лидеры и наиболее влиятельные лица из оппозиционных политических кругов, партий и общественных движений, члены так называемого теневого кабинета, оппоненты официальному курсу из финансово-промышленных и коммерческих сфер, критически настроенные наиболее авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые, военные.

Имеются различные варианты процесса формирования политической элиты. К ним можно отнести: открытый – ориентирован преимущественно на личностные качества претендентов на элиту, которые одобряются массами; полуоткрытый, номенклатурный – ориентирован в основном на отбор претендентов из различных слоев общества, но только по рекомендациям партийных и других ангажированных организаций; закрытый, сословный, цеховой – ориентирован на постепенное продвижение претендентов по ступеням иерархической лестницы политической организации.

Выделяется ряд базовых функций политической элиты: целеполагание; создание баланса интересов различных сил общества; разработка механизмов осуществления решений; стабилизирующая; кадровая. Из всех перечисленных функций, важнейшей является снижение неопределенности в обществе, его стабилизация и интеграция; элита препятствует дезинтеграции общества.[87] С этим связана основная граница «элита – массы»: организационное меньшинство и неорганизованное большинство.[88]

Основным критерием общественной оценки деятельности политической элиты является достигнутый уровень прогресса общества, благосостояния народа, национальной и личной безопасности.

«Каждый гражданин должен чувствовать свою сопричастность с судьбой государства. И каждый должен иметь шанс за­конным образом улучшить свою жизнь, преумножить трудом богатство своей Родины. А все те, кто занимается административной, общественной, тем более политической работой, несут особую ответственность. Мы с вами должны с полной отдачей сил, до последней минуты наших законных полномочий и эффективно использовать то время, ко­торое нам подарила судьба, чтобы послужить России».[89]

ГЛАВА 5

Наши рекомендации