Процессы объединения русских земель и централизации Русского государства в 14 - 1-й пол. 16 вв
§2. Объединение и централизация Московской Руси: факторы и аспекты.
Социально-экономический строй Московской Руси.
Окончательно термин «вотчина» в смысле крупного, привилегированного землевладения, утверждается с 16 в.. Ранее в источниках часто упоминается крестьянская вотчина – расположенные в разных местах угодья, которые хозяйственно используются и подлежат налогообложению.
Л.В.Черепнин предложил оригинальный взгляд на вотчину и поместье как на два варианта одного явления - расчлененной формы феодальной собственности. Для феодальной раздробленности была типична иерархия, основанная на наличии привилегированных вотчин-сеньорий в отдельных княжествах. Поместная же система отражает новый вид иерархической структуры земельной собственности, соответствующий централизованному государству.
Волость на Руси – это сообщество людей, а не земля. Все члены волости – совладельцы, «государи», которые могли распоряжаться своим наделом: продавать, закладывать, дарить и т.п. Но: волеизъявление государя всегда было ограничено обычным правом, определяющим права семьи, рода, общины, что признавалось государством.
Объединение или централизация?
Весь XV в. прошёл под знаком объединения русских земель вокруг Москвы. Особенно отчётливые черты приобрел этот процесс во 2-й половине столетия.
В 1462 г. на московский престол взошел сын Василия Иван III. По завещанию отца он получил больше половины территории страны.
Освобождение от татаро-монгольского ига в 1480 г. открывало возможности для собирания всего наследия Киевской Руси. Иван Ш выдает дочь за литовского князя, но настойчиво продвигается на запад, присоединяя земли княжеств, входивших некогда в состав Руси и постоянно напоминая о своих правах наследника. В результате войны 1500 -1503 гг. под власть Москвы перешла фактически вся Левобережная Украина.
Л.В. Черепнин считал, что процессы объединения и централизации – это фактически одно и то же.
Другой взгляд на эти процессы у петербуржцев. С середины XV в., по их мнению, начинается последний, успешно завершившийся этап территориальных присоединений наиболее крупных и сильных прежде самостоятельных земель.
Для последних десятилетий XV в. можно говорить в целом о «реформе местного управления.
Борьба идей на пути к Третьему Риму.
Вторая половина XV в. знаменательна в русской истории не только окончательным освобождением от монголо-татарского ига. Именно тогда в основном завершилось объединение русских земель вокруг Москвы. Северо-Восточная Русь стала единым государством. Но и государство, и общество этой Руси были иными, чем в домонгольские времена.
Под влиянием ига принципиально изменились отношения княжеской власти и «земли» - народа. Менялась и православная идеология, и вектор развития русской церкви.
После многолетней смуты, при Иване III формировалась новая система управления государством, в которой великий князь видел себя собирателем земель и самодержцем. Создание единого государства требовало расширения круга служилых людей – дворян, которых нужно было обеспечивать землёй и крестьянами. Но немалая часть обрабатываемых земель находилась во владении монастырей.
Церковь, превратившаяся в XIV – первой половине XV в. в могущественную силу, вступила в противоречие с государственной властью. Вмешательство монарха в церковные дела усилилось. Впервые великий князь позволил себе спор с митрополитом по вопросу обрядового характера – «по солнцу» совершать крестный ход или против солнца. В 1495 г. посвящение нового митрополита, Симона.
Таким образом, Русская церковь 2-й половины XV в. столкнулась с двумя вполне материальными проблемами. Во-первых, это ещё не озвученная властью тема монастырских земель и тесной связи обителей с удельными князьями. Во-вторых – вопрос о монашеском идеале и путях его воплощения.
Эти проблемы стали причиной богословского спора «нестяжателей» и «иосифлян». В деятельности основателя нестяжательства, Нила Сорского (ок. 1433 - 1508), и Иосифа Волоцкого (ок. 1439 – 1515) . Так, идеи Нила Сорского будут постоянно использоваться и в середине XVI века, и в годы Смуты. В свою очередь иосифлянство в XVII в. станет основной линией во всей русской церкви.
В начале XVI в. объединение русских земель уже было делом свершённым. Экономические связи между землями в составе Московии были ещё крайне слабы. Удельные князья в тайне надеялись обрести независимость, но подчинялись центру в силу практической необходимости – независимость неизбежно бы обернулась порабощением врагами-иноверцами. Духовная власть и политическая сыграли равные роли в объединении Руси, и теперь, когда оно состоялось, им предстояло выяснить и осмыслить своё место в новом государстве. Так в Московской Руси стал актуальным вопрос, многие столетия назад тревоживший иерархов восточной и западной церкви.
В конце XV – 1-й половине XVI вв. формировалась и знаменитая концепция «Москва – Третий Рим», генетически связанная с иосифлянством. Её автором считается игумен Псковского монастыря Филофей (ок. 1465 - 1542). Он перенёс на русскую почву византийскую идею «странствующего царства», объявив Русь единственной наследницей миссии Византии и хранительницей православных святынь.