Требования к результатам освоения содержания
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание и структура учебной дисциплины «Политология» должны способствовать формированию общекультурных (ОК). В процессе изучения курса политологии выпускник по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
· способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
· способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
· способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
· способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10).
Курс политологии включает три раздела:
Раздел I. Историко-методологическое введение. В процессе изучения первого раздела студент, освоивший первый раздел должен:
знать:
что такое объект и предмет политической науки;
каковы используемые ею основные методы и приемы анализа;
в чём заключаются основные функции политологии;
основные идеи, разработанные в истории политической мысли.
уметь:
выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания;
отличать теоретические и идеологические аспекты в политическом знании;
видеть современную актуальность многих идеи и открытий из истории политической науки.
владеть:
· методами поиска научной литературы по курсу политологии;
· навыками работы с учебно-методической литературой по политологии
Раздел II. Политическая власть и общество. В процессе изучения материала второго раздела студент, освоивший этот раздел должен:
знать:
основные понятия этого раздела: политика, власть, политическая власть, политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, гражданское общество, политическая партия, партийная система, оппозиция, лоббизм, глобализация и др.
сущностные характеристики власти, политической жизни, политических отношений и процессов;
роль политических систем и политических режимов в жизни общества;
суть международной политики и глобализации;
уметь:
· охарактеризовать политическую систему той или иной страны, выявить основные элементы её политического устройства;
· определить особенности политической системы современной России
· определить место и статус России в современном политическом мире;
владеть:
· научными методами анализа политических систем, институтов власти, политических процессов;
· навыками системного анализа состояния и тенденций развития гражданского общества;
· навыками трансформации теоретических выводов в прикладные рекомендации и действия;
· навыками подготовки презентаций, докладов, статей о состоянии и тенденциях развития институтов власти и гражданского общества;
· навыками подготовки документов, справок, отчётов о политических событиях, процессах;
Раздел III. Человек в политическом процессе. В процессе изучения материала третьего раздела студент, освоивший этот раздел должен
знать:
основные понятия этого раздела: политическое участие, политическое лидерство, политические элиты, политическая социализация, политическая культура, политические технологии и др;
знать чем отличается гражданин от подданного;
знать права и свободы, обязанности гражданина;
знать формы и методы политического участия;
знать методы защиты прав и свобод человека
уметь:
применять политологические знания для защиты гражданских прав и свобод;
оценить потенциал и эффективность различных форм и методов политического участия;
оценить политическую ситуацию и принять решение о формах личного участия в том или ином событии.
владеть:
· навыками использования политических методов для прогнозирования развития политически значимых проблем и процессов;
· навыками эффективного использования политических знаний для решения профессиональных задач;
· методикой интерпретации политической информации;
В целом, будущий бакалавр в области юриспруденции должен иметь базисные политические знания, необходимые для дальнейшего изучения специальных дисциплин, и уметь использовать их в профессиональной деятельности. Кроме этого, полученные знания в области политологии помогут будущему бакалавру понимать тенденции политической жизни, что является необходимым условием совершенствования профессиональных знаний и навыков.
Формы контроля:
Текущий и промежуточный контроль знаний студентов осуществляется в форме:
- подготовки к семинарам и опроса студентов;
- проведения тестирования;
- проведения контрольных работ;
- написание рефератов и их защита;
- выполнение по заданию преподавателя творческих работ.
Промежуточная аттестация – экзамен.
Формы и методы учебной работы: лекции, семинарские занятия; решение задач; обсуждение докладов; письменные домашние работы; тесты; консультации преподавателя; анализ конкретных ситуаций.
3. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), из них:
- очная форма обучения: 24 часа- лекции, 24 часа- семинарские занятия, 96 часов самостоятельная работа;
- очно-заочная форма обучения: 16 часов - лекции, 8 часов - семинарские занятия, 120 часов самостоятельная работа.
В целях спешного освоения курса «Политология» учебным планом предусмотрено проведение аудиторных занятий - лекций и семинаров, а также самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время осуществляется на основе использования учебников и учебных пособий по политологии последних лет издания. В качестве дополнительной литературы к каждой теме курса рекомендованы статьи из журналов и монографии по соответствующим проблемам, образовательные сайты Интернет и электронные версии курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «ПОЛИТОЛОГИЯ»
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные занятия | ||
Всего | Лекции | Семинары | ||
Раздел I. Историко-методологическое введение | ||||
Введение в предмет. Политология в системе обществознания | ||||
Возникновение и развитие политической мысли | 4/4* | 2* | 2* | |
Политические идеи и учения в России XI - ХХ вв. государственности. | ||||
Современная политология: основные концепции | ||||
Раздел II. Политическая власть и общество | ||||
Политика и власть как общественные явления | 4/4* | 2* | 2* | |
Политические системы современности | 4/4* | 2* | 2* | |
Политические режимы | ||||
Гражданское общество и государство | ||||
Политические партии и партийные системы | 4/4* | 2* | 2* | |
Группы интересов в политике | ||||
Международные отношения и внешняя политика | ||||
Политические процессы | ||||
Раздел III. Человек в политическом процессе | ||||
Политическое участие | ||||
Политические элиты | ||||
Политическое лидерство | ||||
Политическое сознание и политические идеологии | ||||
Политическая культура | ||||
Прикладная политология и политические технологии | ||||
Итого аудиторных часов | 48/16* | 24/8* | 24/8* |
Примечание: *знаком выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные формы обучения.
(очно-заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные занятия | |||
Всего | Лекции | Семинары | |||
Раздел I. Историко-методологическое введение | |||||
Введение в предмет. Политология в системе обществознания | 1,5 | 0,5 | |||
Возникновение и развитие политической мысли | 1,5/1,5* | 1* | 0,5* | ||
Политические идеи и учения в России XI - ХХ вв. государственности. | 1,5 | 0,5 | |||
Современная политология: основные концепции | 1,5 | 0,5 | |||
Раздел II. Политическая власть и общество | |||||
Политика и власть как общественные явления | 1,5/1,5* | 1* | 0,5* | ||
Политические системы современности | 1,5/1,5* | 1* | 0,5* | ||
Политические режимы | 1,5 | 0,5 | |||
Гражданское общество и государство | 1,5 | 0,5 | |||
Политические партии и партийные системы | 1,5/1,5* | 1* | 0,5* | ||
Группы интересов в политике | 1,5 | 0,5 | |||
Международные отношения и внешняя политика | 1,5 | 0,5 | |||
Политические процессы | 0,5 | ||||
Раздел III. Человек в политическом процессе | |||||
Политическое участие | 1,5 | 0,5 | |||
Политические элиты | 0,5 | 0,5 | |||
Политическое лидерство | 0,5 | 0,5 | |||
Политическое сознание и политические идеологии | 1,5 | 0,5 | |||
Политическая культура | 0,5 | ||||
Прикладная политология и политические технологии | 0,5 | 0,5 | |||
Итого аудиторных часов | 24/6* | 16/4* | 8/2* | ||
Политика в высшем смысле -
этожизнь, и жизнь – это
политика (О.Шпенглер)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Введение в предмет. Политология в системе обществознания
Власть и политика как общественные явления и как объект исследования политической науки. История формирования политической науки. Предмет политологии: многообразие подходов к определению предмета политической науки.
Соотношение понятий "политология", "политическая наука", "'политическая философия", "политическая социология", ”политическая психология”, “сравнительная политология”.
Политическая наука в системе современного обществознания. Политология и философия. Политология и психология. Политология и юриспруденция. Политология и социология. Политология и экономические науки. Политология и идеология. Политология и менеджмент.
Основные понятия и категории политической науки: власть, политика, политический процесс, политическая сфера, политическая система, демократия, политические права, обязанности и свободы личности, гражданское общество.
Методы исследования политики и основные парадигмы политической науки. Функции политологии. Теоретическая и прикладная, сравнительная политология.
Состояние политологии как науки и учебной дисциплины в современном мире. Становление и перспективы ее развития в российском обществе.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-8, ОК-10