Форма правления в Российской Федерации. Проблемы реализации принципа разделения властей.
В РФ в качестве основы конституционного строя провозглашена республиканская форма правления. Это означает, что глава гос-ва приобретает свои полномочия в рез-те выборов и осуществляет их в течение определенного срока (6 лет). Президент, являющийся главой гос-ва, несет ответственность за принимаемые решения и м, в предусмотренных законодательством случаях, быть подвергнуть отрешению от должности. РФ является смешанной (полупрезидентской – так же как и Франция, Португалия) республикой. От президентской республики – всенародное избрание президента; президент предлагает палатам федерального собрания кандидатуры ряда высших должностных лиц – председателя правительства, председателя ЦБ, генерального прокурора, судей ВАС, ВС, КС; президент назначает и освобождает от должности министров и остальных членов правительства – единолично; президент не относится ни к одной ветви власти. От парламентской республики – право президента на роспуск Госдумы; право палат парламента на дачу согласия на назначение ряда высших должностных лиц – председателей прав-ва и ЦБ, генпрокурора, судей ВАС, ВС, КС; (фактически прав больше от президентской республики).
Российская Федерация является демократической республикой, основанной и действующей на началах правовой государственности и федерализма. Это оказывает влияние на состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию, функционирование и характер взаимодействия между собой и с населением.
Главным признаком современной демократической республиканской формы правления в России является выборность и сменяемость главы государства народом, а также участие самого народа непосредственно или в установленных в соответствии с его волей опосредованных формах в осуществлении публичной власти.
Источником власти выступает не глава государства, парламент или правительство, таковым является многонациональный народ России, делегирующий право на власть органам государства, но сохраняющий при этом за собой контроль над ними.
Органы государства - не учредительная, а учрежденная власть, которая может без риска утраты своей легитимности действовать лишь в пределах установленных народом в Конституции и принятых в соответствии с нею законах полномочий.
Особен-ти мех-ма современ-го Рос-го Г определ-ся теми изменениями, кот-е произошли в эконом-кой и полит-кой жизни, трансформацией формы Г-ва и ее эл-в, отходом от социализма и т.д.
Отказ от тоталит-го режима и соц -го пути развития привел к изменениям в строении и принципах функцион-я госаппарата. Были отвергнуты принципы партийного руков-ва, полновластия Советов, получил признаниепринцип разделения властей. Органы арбитража были преобразованы варбитражныесуды. Новшеством является для РФ и институт президентства. Возник целый ряд новых госорганов в соответствии с новой ролью РФ, ее новыми функциями. Среди вновь возникших органов следует отметитьКС РФ и констит-ные (уставные) суды в субъектах РФ уполномоченного по правам человека. В связи с развитием федерализма серьезной трансформации подвергся госаппарат в субъектах РФ.
По действ-й Конст-и РФ 1993 г. главой Г явл-ся Президент РФ, кот-й, как и в других смешанных республиках, не относ ни к одной ветви власти, Президент является гарантом Конст-ии РФ, обеспеч-т согласованное функц-ние и взаимод-вие органов госвласти. Президент определяет основные направления внутр и внешней политики Г, представляет РФ в м/унар-х отнош-х. Президент избирается на 4 года, причем одно лицо не м занимать эту должность более 2-х сроков подряд. Президент облад достат обширными полномочиями. В частности, он представляет палатам Федер-го Собрания кандидатуры для назначения на ряд высших госдолжностей, обладает правом отлагательного вето, м в установленных случаях распускать ГД, явл-ся Верх-м Главноком-м, м вводить военное или чрезвыч-е положение с уведомлением парламента, решает вопросы гражд-ва и т.д. Президент РФ обладает неприкосн-ю, однако в установленном порядке м.б. отрешен от должности за госизмену или совершение иного тяжкого преступления. Президент издает указы и распоряжения.
Высшим законод-ныморганом РФ явл-ся Федер-ное Собрание (ФС), кот-е состоит из Совета Федер-и (СФ) и Гос Думы (ГД). В СФ входят по 2 предст-ля от каждого субъекта РФ. ГД состоит из 450 депутатов. ФС явл-ся постоянно действующим органом. Палаты ФС назначают на должности ряд высших должн-х лиц гос-ва. СФ назначает судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генпрокурора РФ, Председателя Счетной палаты РФ. ГД утвержд канд-ры на должности Предс-ля Прав-ва РФ, Предс-ля ЦБ РФ, Уполн-ного по правам чел-ка РФ. ГД обладает правом объявленияамнистии. ГД-ой приним-ся ФЗ-ы, определенные категории кот-х подлежат обяз-ному рассмотрению в СФ. Кроме того, обяз-му рассмотрению в СФ подлежат ФКЗ.Исполнительнуювласть в РФ осущ-ет Прав-во РФ. Прав-во РФ состоит из Предс-ля Прав-ва РФ, его замов и федер-х министров. Прав-во РФ разраб-т федер-й бюджет, осущ-ет управл-е федер-й собств-ю, обеспеч-т проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образ-я, здравоох-я, соцобеспечения, экологии. Прав-во РФ издает постановления и распоряжения.
Конст-я РФ устанавливает, что правосудие в РФ осущ-ся т-ко судом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Высшими судами в РФ являются КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ.
Важнейшей системой органов РФ явл-ся органы прокур-ры, кот-е согласно Конст-и РФ, составляют единую централиз-ю систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Важнейшей функцией прокур-ры явл-ся надзор за соблюдением законности, в т.ч. в ходе следствия, в судебном процессе, в местах исполнения наказаний.
Принцип разделения властей выражается в следующем:
1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным государственным органам и должностным лицам;
2) власти автономны в своем функционировании, не могут быть устранены друг другом;
3) никакая ветвь власти не может пользоваться теми полномочиями, которые по конституции предоставлены другой ветви власти.
Разделение властей представляет собой разграничение полномочий и сфер деятельности между основными отраслями государственной власти при сохранении ее целостности и единства.
Исторически сложилось так, что существование правового государства заставляет использовать систему разделения властей для нормального функционирования демократического общества. Однако способы интерпретации такой системы разнообразны. Различия возникают в пределах наделения полномочиями законодательной и исполнительной органов власти, в способах и формах их взаимодействия, в федеративном государственном устройстве. Самостоятельность каждой из ветвей власти гарантирована Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 10, в которой сказано, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; и при этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Соединение же всех функций – судебной, законодательной и исполнительной власти – в сфере деятельности одного органа привело бы к установлению в государстве диктаторского политического режима. Поэтому концепция разделения властей предполагает существование специальных способов сдерживания самостоятельных ветвей власти. Такие способы составляют систему сдержек и противовесов государственной власти. Эта система позволяет посредством предоставления каждой из властей своих полномочий, закрепленных на конституционном уровне, уравновесить и сбалансировать их в пределах единой системы.
У каждой из ветвей власти существуют свои способы воздействия (уравновешивания) на другие ветви власти. Так, например, законодательная власть (Федеральное Собрание) имеет возможность влияния на исполнительную власть посредством постановки вопроса недоверия Правительству (исполнительной власти). В свою очередь, исполнительная власть может воздействовать на решения законодательной власти посредством обязательности вынесения заключений на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств. На законодательную власть в рамках системы воздействует Президент, который обладает возможностью роспуска Правительства. Судебная власть имеет возможность воздействовать на Президента, законодательную и судебную власть путем разрешения споров между ними и вынесения судебных решений о законности действий и принятых ими законодательных актах.
Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти. Часть 1 ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства. Часть 2 названной статьи устанавливает, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Таким образом, можно считать, что Президент находится вне системы разделения ветвей, т.к. Конституцией РФ устанавливается особое место Президента в механизме разделения властей и системы сдержек и противовесов. Можно сделать вывод, что это четвертая ветвь власти – президентская со своими качественными особенностями, обусловливающими ее в отдельную, самостоятельную ветвь государственной власти. Однако такое умозаключение противоречит ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей, что в России существуют только три ветви власти. Поэтому приходится констатировать проблему практической реализации принципа разделения властей в российском государстве. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что система разделения властей в Российской Федерации выглядит асимметричной и несбалансированной, с отягощением в сторону полномочий Президента, с неравным положением других ветвей власти по отношению к нему.
В России, обладая самостоятельностью и сдерживая друг друга, три ветви власти не всегда уравновешивают друг друга. Особенно данное утверждение качается взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Потому что в отношениях между ними доминирует исполнительная власть, к которой можно приплюсовать влияние Президента. В отношениях с судебной властью это выражается в том, что Президент оказывает влияние на кадровый состав судебных органов в соответствии со ст.ст. 83 и 128 Конституции РФ. Он представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также назначает судей других федеральных судов.
В отношениях с законодательной властью воздействие исполнительной власти проявляется в том, что Президент имеет право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право на внесение законопроектов в Государственную думу, подписания и обнародования федеральных законов. При этом у него есть право вето на принимаемые законы.