Специализированные учреждения ООН
Как уже говорилось выше, все международные институты входят в систему ООН и работают в гармонии с целями, провозглашенными в ее Уставе. Однако есть глобальные институты особой компетенции, которые считаютсяспециализированными учреждениями или агентствамиООН:
· Всемирная метеорологическая организация (ВМО) — Женева, Швейцария;
· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — Женева, Швейцария;
· Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — Женева, Швейцария;
· Всемирный почтовый союз (ВПС) — Берн, Швейцария;
· Международная морская организация (ИМО) — Лондон, Великобритания;
· Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — Монреаль, Канада;
· Международная организация труда (МОТ) — Женева, Швейцария;
· Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) (МБРР) — Вашингтон, США;
· Международный валютный фонд (МВФ) — Вашингтон, США;
· Международный союз электросвязи (МСЭ) — Женева, Швейцария;
· Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) — Рим, Италия;
· Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — Париж, Франция;
· Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — Вена, Австрия;
· Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) — Рим, Италия.
Сферы деятельности каждого из этих учреждений имеют свои особенности. Все они решают проблемы планетарной значимости, содействуя согласованию политики государств в соответствующих областях. Особую роль в налаживании политического сотрудничества между народами и реализации фундаментальных прав человека, являющейся целью и ООН, играют Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В последние десятилетия в политической и экономической жизни мира заметно возросла роль и Международного валютного фонда (МВФ).
ЮНЕСКО
Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) учреждена в 1946 г. в качестве института, призванного защищать права человека в областях образования, науки и культуры. В основе всей деятельности ЮНЕСКО лежит идея неразрывной связи между миром и правами человека и понимание войны как главной угрозы этим правам. Данная идея отражена в преамбуле Конституции (Устава) ЮНЕСКО, которая начинается со слов - «Так как войны начинаются в умах людей, в умах же людей должна быть конструирована и защита мира». Отсюда и предназначение этой международной организации – всемерное содействие распространению образования и культуры среди народов мира, развитию науки, сбережение и сохранение культурного наследия человечества. ЮНЕСКО исходит из того, что изучение социальных и политических наук содействует углубленному пониманию человеком его прав и свобод, формированию у него понимания причин нарушения его прав и свобод, а также путей их реализации и защиты.
Статья 1 Конституции определяет цели и функции ЮНЕСКО: она призванавносить вклад в мир и безопасность путем налаживания сотрудничества среди народов через образование, науку и культуру, продвижение всеобщего уважения к справедливости, правлению закона, а также к правам человека и фундаментальным свободам во всем мире, без различия расы, пола, языка или религии.Для достижения этих целей необходимо сотрудничество всех стран и народов в деле повышения знаний и углубления взаимного понимания, в том числе и через средства массовой коммуникации. ЮНЕСКО ставит своей задачей достижение международных соглашений, которые могут быть «необходимы для обеспечения свободного потока идей словом и образом», содействия народному образованию, распространению культуры, пропаганде равных возможностей в образовании. Она призвана предложить методы обучения детей исполнению человеческих обязанностей в условиях мира и свободы.
Большое значение ЮНЕСКО придает поддержке, приращению и распространению знаний путем обеспечения сохранности и защиты всемирного наследия книг, произведений искусства, памятников истории и науки. Государствам рекомендуются необходимые для этого международные соглашения, поощряется международное сотрудничество во всех областях умственной деятельности, включая международный обмен специалистами в областях образования, науки и культуры, публикациями, предметами художественной, научной ценности и иной информацией.
В целях сохранения независимости, целостности и разнообразия культур и образовательных систем народов, Конституция ЮНЕСКО считает необходимым воздерживаться от вмешательства в вопросы, относящиеся преимущественно к внутренней юрисдикции государств и народов.
Членство в ООН и ЮНЕСКО взаимосвязано. Это значит, что все члены ООН могут считаться и членами ЮНЕСКО. Государства, не являющиеся членами ООН, могут быть приняты на Конференции ЮНЕСКО по рекомендации его Исполнительного бюро двумя третями голосов. Не самоуправляющиеся территории таким же соотношением голосов могут быть приняты в качестве ассоциированных членов. Их права и обязанности определяются Конференцией[1]. Государства могут приостановить свое членство в ЮНЕСКО или выйти из организации, предупредив об этом заранее ее Генерального директора[1]. Каждое государство-член должно быть представлено в ЮНЕСКО его постоянной делегацией, деятельность которой начинается после вручения ею своей верительной грамоты Генеральному директору.
Согласно ст. III Конституции ЮНЕСКО, его руководящими органами являютсяГенеральная конференция,Исполнительное бюроиСекретариат.
Генеральная конференция состоит из представителей государств-членов в количестве не более пяти делегатов, назначаемых их правительствами после консультаций с национальными образовательными, научными и культурными центрами. Она созывается один раз в два года. По решению Исполнительного бюро или по требованию одной трети государств-членов могут быть созваны и чрезвычайные сессии Конференции. Генеральная конференция определяет политику и главные направления деятельности ЮНЕСКО, принимает решения по программам, представленным ей Исполнительным бюро. Она же созывает и предусмотренные нормами ЮНЕСКО международные правительственные и неправительственные конференции по вопросам образования, науки и культуры. Здесь обсуждаются и выносятся решения по предложениям государств о принятии рекомендаций и конвенций, состоянию дел в мире и отдельных странах с реализацией принятых рекомендаций и конвенций ЮНЕСКО.
Конференция работает по ее собственным правилам процедур. На каждой сессии она избирает своего председателя и других должностных лиц, Исполнительное бюро, и по рекомендации последнего, назначает Генерального директора организации, формирует специальные и технические комитеты, а также вспомогательные органы. Каждое государство-член имеет на Конференции один голос. Для одобрения рекомендаций требуется большинство голосов, а для принятия конвенций – две трети голосов участников конференции. В работе Конференции и комиссий ЮНЕСКО в качестве наблюдателей могут принимать участие, по приглашению Исполнительного бюро, международные правительственные и неправительственные организации, утвержденные в статусе консультативных.
Исполнительное бюро избирается на генеральной Конференции в составе 58 представителей государств – членов ЮНЕСКО. В него входит и председатель Генеральной Конференции, но без права голоса. Каждый член Бюро может назначить по одному альтернативному представителю, который заменит его в случае необходимости. Эти представители должны обладать необходимым опытом и способностями к выполнению административных и исполнительских функции в деятельности Бюро. В соответствии с поправкой 1991 г. (вступила в силу в 1993 г.), члены Бюро, кандидатуры которых по-прежнему предлагаются государствами, работают в личном качестве и не должны получать указаний и инструкций от своих правительств. Поскольку членами ЮНЕСКО являются 190 Государств, а количество членов Исполнительного бюро ограничено, то состав последнего формируется с учетом разнообразия культур и сбалансированного географического представительства (см.Схему 5). Выборы в состав Исполнительного бюро проводятся избирательными бюллетенями путем тайного голосования.
Как видно из схемы, все государства–члены ЮНЕСКО разделены по континентам на пять групп, каждой из которых отведено
конкретное количество мест. 1-й группе, представляющей 26 государств-членов, выделено 9 мест, 2-й группе (24 государства) – 7, 3-й группе (33 государства) – 10, 4-й группе (41 государство) – 12 и, наконец, пятой группе (64 государство) – 20 мест.
На каждой сессии Генеральной конференции состав Исполнительного бюро обновляется путем заполнения образовавшихся вакансий.
Исполнительное бюро – постоянно действующий руководящий орган ЮНЕСКО. Оно готовит повестки дня Генеральной конференции, разрабатывает программу деятельности организации и проект бюджета, действуя от имени Генеральной конференции, организует реализацию одобренных ею программ, избирает ответственных лиц за их выполнение, выносит рекомендации Генеральной конференции о принятии новых членов. Оно проводит необходимые консультации с представителями международных институтов и частными лицами по вопросам его компетенции, а также запрашивает консультативные мнения Международного Суда юстиции по юридическим вопросам в пределах области деятельности ЮНЕСКО. На каждой сессии Конференции председатель Исполнительного бюро представляет доклад о деятельности Организации, которого готовит Генеральный директор ЮНЕСКО.
Секретариат ЮНЕСКО состоит из Генерального директора и штата необходимых для организации деятельности института сотрудников. Кандидатура Генерального директора, главы администрации Организации выдвигается Исполнительным бюро и утверждается Генеральной конференцией сроком на четыре года[1]. Он может быть назначен еще только на один срок- - - - - - - - - конвенции
Деятельность ЮНЕСКО многообразна и достаточно эффективна. Его Генеральная конференция одобрила 4 ноября 1966 г. декларацию «О принципах международного сотрудничества». Эти принципы в основном совпадают с теми, которые провозглашены в ЕКЗПЧОС (Ст.2, п. 2) и в международных Пактах об экономических, социальных и культурных правах (Ст. 13, п. 3). А также гражданских и политических правах (Ст.18, п. 4). Это:
1) право родителей и опекунов обеспечивать образование и обучение своих детей;