Вопрос 1. Россия в современном геополитическом пространстве
Ответы на зачет с оценкой по дисциплине «Основы безопасности государства и военного права в Российской Федерации».
Вопрос 1. Россия в современном геополитическом пространстве.
Современные геополитические реалии позволяют рассматривать Россию как один из важных центров геополитики, имеющей, как и все другие страны, свои собственные интересы в мире. Распределение ее внешнеполитических приоритетов просматривается, прежде всего, на схеме концентрического распределения границ. Первую из подобных окружностей образуют государства СНГ, где можно выделить, по крайней мере, два самостоятельных сегмента - западный и юго-восточный. Вторую окружность, делящуюся также на несколько секторов, составляют Восточная Европа, исламские страны, Китай и Индия. Третью представляют государства "атлантической цивилизации" и Япония. Четвертую - страны Юга (Латинской Америки, Африки, акватории Тихого океана).
В определении своих национальных интересов Россия исходит из того, что:
- во-первых, после распада СССР значительно сократилась ресурсная база обеспечения внешней политики страны (76% по территории, 60% - по населению, около 50% - по валовому национальному продукту от показателей бывшего СССР в 1985 г.). Кроме того, границы России оказались более открытыми и менее защищенными;
- во-вторых, экономическая слабость России и сложности, связанные со становлением ее собственной государственности (прежде всего, проблемы регионализма и сецессии), заметно снизили авторитет России на международной арене;
- в-третьих, продолжается борьба внутренних политических сил вокруг вопроса о национальных интересах России.
Российская дипломатия, разумеется, исходит из сохраняющейся огромной роли "атлантической цивилизации", возглавляемой США. Именно "Север", по единодушному мнению экспертов, диктует "правила игры" на данном этапе развития международных отношений. И подобная ситуация сохранится, видимо, еще надолго. Причем очевидно, что нынешняя Америка с приходом к власти республиканцев стоит перед необходимостью сформулировать новые цели в мире, адекватные складывающимся реалиям, скорректировать интересы в области национальной безопасности, модернизации собственных военных структур.
Во внешней политике и в сфере национальной безопасности Америка сталкивается в большей степени с экономическими, нежели военными вызовами. В новых условиях ощущается утрата лидерства в экономической и научно-технической областях. Растет отставание США во многих сферах самого современного производства и мировой торговли от Западной Европы и Японии.
Ситуация радикально изменилась и в том смысле, что после исчезновения "общего врага" союзники Соединенных Штатов постепенно освобождаются от старых комплексов, предполагавших послушание или получение каких-то услуг, своеобразной "платы" США за защиту от "коммунистической" угрозы. Несмотря на то, что, по официальным данным, США ежегодно расходуют на оборону 6% валового внутреннего продукта, единоличное определение положения вещей в мире стало уже не под силу одним США.
Конфигурация геополитических сил на мировой арене действительно усложнилась. В этой связи представляется интересным новое видение миропорядка, сформулированное бывшим премьер-министром Японии Ясухиро Накасонэ. Он констатировал, что "новый миропорядок - это ряд сложных, тяжелых обязанностей. Прежде всего, это касается единственно оставшейся сверхдержавы - Америки, затем - обладающих ядерным оружием пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые имеют большую политическую силу. Далее - государств "семерки", сосредоточивших большую экономическую мощь. Кроме того, есть много вопросов, по которым, "семерка" должна советоваться с Россией и Китаем, чтобы использовать в Совете Безопасности ООН право вето. "Большая семерка" плюс "большая двойка" - формируется "большая девятка". ООН, по мнению Накасонэ, - это "соединение законности с принципом согласованности. Это и есть новый мировой порядок".
В меняющейся парадигме международных отношений державы "Севера" пока не сформулировали достаточно четко свои цели в отношении России, поскольку неясными до сих пор остаются перспективы ее внутреннего развития. Да и российские внешнеполитические приоритеты тоже не совсем четко обозначены.
Представляется, что в обозначенных условиях геополитика для России имеет, по крайней мере, три уровня:
Первый - самый общий, связанный с цивилизационными характеристиками. Он определяется следующим выбором альтернатив: светское государство, жесткая клерикальная форма общественного бытия, рыночная экономика с демократическими институтами. Выбор сделан в пользу демократии и отражен в действующей Конституции.
Второй - собственно геополитический. Геополитические факторы определяют оптимальный долгосрочный внешнеполитический курс государства, выраженный в государственной стратегии.
Третий - реальная внутренняя и внешняя политика государства.
Рассматривая место России в современном геополитическом пространстве, следует отметить, что она является основой славяно-православной цивилизации и в этом смысле вокруг нее можно выделить три основные геополитические силы:
а) Запад во главе с США (атлантизм, мондиализм, новый мировой порядок); Россия, обращенная к евро-американскому миру, христианской цивилизации, но она не является в культурном плане Западом, отстает от основной массы индустриальных и постиндустриальных держав в экономическом отношении. Считается, что российский военно-стратегический потенциал находится на уровне западных стран.
Вместе с тем, западный геополитический блок может расколоться на две части: США и Западная Европа под влиянием Германии;
б) Юг (исламская цивилизация). Россия обращена к Центральной Азии, исламскому миру, менее развитому экономическому сообществу, как бы стоит на стыке азиатской и европейской культуры. Однако в социокультурном плане Россия не является азиатской страной.