Тема 4.14. Борьба Руси с иноземными завоевателями.
Порядок проведения.
Заслушивание сообщений по теме:
1. Исторический портрет Александра Невского.
2. Исторический портрет Дмитрия Донского.
Вопросы для обсуждения:
1. Отражение западноевропейской экспансии на Русь в XIII веке.
При подготовке ответа на данный вопрос следует обратить внимание на следующие проблемы:
- историю появления немецких рыцарей крестоносцев в Прибалтике;
- возникновение государства рыцарей – Тевтонского ордена;
- историю походов шведов во владениях Новгорода;
- отражение угрозы с Запада.
2. Монгольское нашествие и ордынское иго.
При подготовке ответа на данный вопрос следует обратить внимание на следующие проблемы:
- образование Монгольского государства;
- борьба с монгольским нашествием;
- Русь под ордынским игом;
- Куликовская битва и её значение;
- борьба Руси за свержение ордынского ига в XIII-XV вв.
3. Политические и культурные последствия иноземных завоеваний.
При подготовке ответа на данный вопрос следует обратить внимание на:
- существующие точки зрения о степени влияния на общественную и социальную организацию русского народа, формирование и развитие Московского государства;
- последствия для экономического и культурного развития, становления крепостнической системы.
Рекомендуемая литература:
Артемов В.В. История: учеб. для студ. сред. проф. учеб. завед. М., 2014.
Греков И.Б., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М., 1998.
Ивашко М.И. История (с древнейших времён до конца XVIII века): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). М.: РАП, 2014.
Карамзин Н.М. История государства российского. М., 2015.
Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории. М., 2016.
Тема 4.16. Образование единого российского государства и его значение.
Порядок проведения.
1. Первая часть занятия: опираясь на изученный материал, студенты под руководством преподавателя составляют таблицу, присоединения земель к Московскому княжеству.
2. Вторая часть занятия: обсуждение вопросов:
- прекращение зависимости Руси от Золотой Орды;
- войны с Казанью, Литвой, Ливонским орденом и Швецией;
- влияние централизованного государства на развитие хозяйства страны.
Рекомендуемая литература:
Артемов В.В. История: учебник для студ. сред. учеб. завед. М., 2014.
Ивашко М.И. История (с древнейших времён до конца XVIII века): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). М.: РАП, 2014.
История / П.С. Самыгин [и др.]. Ростов н/Д., 2016.
Тема 5.5. Политические идеи эпохи Просвещения.
Порядок проведения.
Исторические справки-выступления по биографиям:
- Вольтера;
- Дж. Локка;
- Ж.-Ж. Руссо;
- Д. Дидро;
- Ш. Монтескье.
Вопросы для обсуждения:
1. Теория естественного равенства, «общественный договор», «народный суверенитет» в трудах просветителей XVIII в.
2. Критика просветителями религиозного взгляда на мир.
3. Значение распространения идей эпохи Просвещения для развития западноевропейской цивилизации.
Рекомендуемая литература:
Артемов В.В. История: учебник для студ. сред. учеб. завед. М., 2014.
Ивашко М.И. История (с древнейших времён до конца XVIII века): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). М.: РАП, 2014.
История / П.С. Самыгин и др. Ростов н/Д., 2016.
Сергеев А.Г. Светские и духовные властители Европы за 2000 лет. М., 2003.
Тема 5.8. Смутное время в Российском государстве в начале XVII в.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины и этапы Смуты в Российском государстве (1598-1613 гг.).
2. Национально-освободительное движение против польско-шведской интервенции.
3. Последствия смутного времени для цивилизационного развития России.
Рекомендуемая литература:
Артемов В.В. История: учебник для студ. сред. учеб. завед. М., 2014.
Ивашко М.И. История (с древнейших времён до конца XVIII века): Учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). М.: РАП, 2014.
История / П.С. Самыгин и др. Ростов н/Д., 2016.
Платонов С.Ф. Смута в Московском государстве. М., 2004.