Право в системе социальных норм
Соотношение права и морали. Мораль - это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Общее между правом и моралью:
1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
2) у них единый объект регулирования - общественные отношения;
3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:
1) по происхождению: если мораль возникает вместе с обществом, то право - вместе с государством;
2) по форме выражения: если мораль содержится в общественном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму;
3) по сфере действия: если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить;
4) по времени введения в действие: если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкретно установленный срок;
5) по способу обеспечения: если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права мерами государственного воздействия;
6) по критериям оценки, если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
Право и религиозные нормы. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержаться в религиозных книгах Ветхом и Новом завете, Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, порядок церковной службы. Истории известны целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран и Сунна являются основой религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульман.
Нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Например, Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.
Право и корпоративные нормы. К корпоративным относятся нормы, содержащиеся в уставах и других документах партий, профсоюзов, добровольных обществ, основанных на членстве, а также нормы, содержащиеся в уставах кооперативных и коммерческих организаций.
Сходство корпоративных норм и норм права заключается в том, что и те и другие изложены в письменных актах, принятых в официально установленном порядке правомочными органами. Отличаются же корпоративные нормы от правовых тем, что они выражают волю и интересы только членов соответствующих организаций и обязательны лишь для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия, предусмотренные уставом организации.
Право и обычаи. Обычаем является правило, соблюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, соблюдение которых стало привычным в результате их длительного существования.
Право в своем осуществлении опирается на привычное массовое подчинение правовым нормам (привычка соблюдать закон). В некоторых случаях санкционированный обычай является источником права.