Часть 1. Основы сервисной деятельности
Тематика семинарских занятий
Тема 1. Введение в предмет. Сервисология как наука (4 часа)
Основные понятия: сервисология, потребность, кастомизация, деятельность, услуга
1. Что составляет суть социального знания?
2. Чем обусловлена человеческая эволюция?
3. Какие изменения произошли с человеком как с биологическим видом по мере его интеллектуального и нравственного совершенствования?
4. Возможно, ли постичь человека? Выскажите собственное мнение по древней легенде: «Много веков назад в одной из южных стран всесильный владыка повелел своему лучшему мудрецу отправиться в дальние края и не возвращаться до тех пор, пока не сможет открыть правителю наивысшую мудрость о человеке и его судьбе. Прошли десятилетия. Как-то на горизонте показался длинный караван, где каждый верблюд был нагружен мешками с рукописями. Обогнавший караван мудрец упал в ноги к владыке, указал на мешки с рукописями и сказал, что все самое главное о человеке собрано здесь. Но владыка прогнал его, сказав, что не сможет за всю оставшуюся жизнь прочесть даже сотую часть всех рукописей. И снова мудрец удалился в неведомые края. Прошло еще несколько лет. Вдали показался караван, но из нескольких верблюдов. И опять, обогнав караван, мудрец приблизился к владыке и упал ему в ноги. Вновь прогнал его владыка, сказав, что болен и слаб, что не успеет прочесть рукописи. И вновь мудрец удалился. А спустя еще несколько лет, когда владыка лежал на смертном одре, к нему приблизился ослепший от старости мудрец, наклонился к изголовью и прошептал: «Главная истина в том, что каждый человек рождается, живет и умирает». Однако владыка его не слышал - он был уже так далеко, откуда не возвращаются...».
5. Что является предметом и объектом сервисологии как науки?
6. Каков характер соотношения сервисологии с другими дисциплинами: философией, историей, социологией, историей, психологией, культурологией?
7. Что собой представляют потребности человека?
8. Как влияют на характер удовлетворения потребностей отношения собственности и власти, тип распределения, уровень развития услуг, социальная защищенность потребителя?
9. Подготовьте сообщение на тему «Что такое человек?» (на основе философско-ангропологических учений о человеке).
10. Как вы прокомментируете утверждение Э.Фромма: «Успех зависит, в основном, от того, насколько хорошо человек умеет продать себя, насколько привлекательна его «упаковка»... ».
Литература:
1. Гаврилова Н.П. Сервисология (Человек и его потребности: учеб.пособие [Электронный ресурс]: для студентов направления подготовки бакалавров 100100 «Сервис». – Кемерово: ФГБОУ КузГТУ, 2012. – Часть 1,3.
2. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): учеб.пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – Тема 1.
3. Удальцова М.В. Сервисология: Человек и его потребности: учеб.пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – Тема 1.
4. Курс лекций дисциплины «Человек и его потребности» для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» [Электронный ресурс]. – Воронеж, 2009. – Раздел 1.
Тема 2. Социальная природа человека и его потребностей (2 часа)
Основные понятия: Индивид, личность, роль, индивидуальность, социальный субъект, деятельность, социализация, теория генно-культурной коэволюции, пансоциологизм, панбиологизм, социальная роль.
1. Характеристика биологической и социальной природы человека.
2. Раскройте содержание понятия «антропосоциогенез».
3. В чем заключается феномен двойственности человеческой природы?
4. В чем заключается комплексный подход исследования человека как целостности?
5. Дайте характеристику социоприродным измерениям человека (по В.П.Казначееву и Е.А.Спирину) (популяционное здоровье: труд, воспроизводство, воспитание человека; социальная активность человека: хозяйственный уклад, институт семьи, культурная традиция, язык; отражение эволюционно-экологических основ человека и его психофизиологических возможностей; социоприродный, биосферно-ноосферный мир, в котором реализуются психофизиологические возможности и резервы человека; выражение слабых экологических связей, определяющих электромагнитные основы жизнедеятельности человека).
6. Раскройте содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
7. Дайте характеристику социальной структуре общества.
8. В чем заключается восприятие человеком социальной среды?
9. Раскройте содержание понятия «социализация».
10. Дайте характеристику видам социализации (первичная, вторичная, подготовительная, повторная).
11. Чем обусловлены социальные потребности человека?
12. Что представляют собой духовные потребности человека?
13. В чем, на ваш взгляд, заключается смысл жизни человека?
14. Подготовьте сообщение на тему «Социализация в современном обществе и механизмы ее влияния на человека».
Литература:
1. Гаврилова Н.П. Сервисология (Человек и его потребности: учеб.пособие [Электронный ресурс]: для студентов направления подготовки бакалавров 100100 «Сервис». – Кемерово: ФГБОУ КузГТУ, 2012. – Часть 3.
2. Удальцова М.В. Сервисология: Человек и его потребности: учеб.пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – Тема 2.
3. Курс лекций дисциплины «Человек и его потребности» для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» [Электронный ресурс]. – Воронеж, 2009. – Раздел 3.
4. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб.пособие. – М.: Флинта, 2008. – Тема 2,3.
5. Лойко О.Т. Сервисная деятельность: учеб.пособие для вузов. – Издательский центр «Академия», 2008. – Глава 1.
Тема 3. Природа и сущность человека. Обзор теорий и подходов (4 часа)
1. Психодинамическое направление (З.Фрейд)
2. Индивидуальная психология (А.Адлер)
3. Аналитическая теория К.Г.Юнга.
4. Эго-психология (Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни).
5. Социально-когнитивное направление (Дж.Роттер)
6. Гуманистическая теория А.Маслоу.
Литература:
1. Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб.пособие. – М.: Флинта, 2008. – Тема 4.
Тема 4. Система ценностей человека, ценностные установки (4 часа)
1. Раскройте содержание понятия «ценности», «ценностные установки».
2. Раскройте содержание категорий ценностей (базовые, терминальные и инструментальные).
3. Раскройте содержание классификации ценностей по Г.Оллпорту (теоретические; социальные; политические; религиозные; эстетические; экономические).
4. Раскройте содержание классификации ценностей, исходя из отнесения их к соответствующим потребностям индивидов (витальные; интеракционистские; смысложизненные).
5. Раскройте содержание классификации ценностей, исходя из их роли для функционирования и развития общества как целостной системы (преимущественно интегрирующие; преимущественно дифференцирующие; одобряемые; отрицаемые).
6. Раскройте содержание классификации ценностей, исходя из их места в статусно-иерархической структуре ценностного создания членов общества («ядро»; «структурный резерв»; «хвост»).
7. Охарактеризуйте динамику системы ценностей в современном российском обществе.
8. Раскройте содержание понятия «социальные нормы» человека.
9. Раскройте содержание понятия «ценностные установки» человека.
10. В чем заключаются функции ценностных установок человека (адаптивная; защитная; экспрессивная; познавательная; координационная)?
11. Дайте характеристику многоуровневой системы ценностных установок (элементарные; социальные; базовые социальные; система ценностных ориентаций).
12. Раскройте содержание понятия «репутация» человека.
13. Дайте характеристику видам репутации человека (положительная; сомнительная; отрицательная; репутация вне морали и зла).
14. Проранжируйте следующие базовые (терминальные и инструментальные) ценности: законность; работа; нравственность; общение; семья; свобода; жизнь индивида; самопожертвование; вольность; традиционность; авторитетность; независимость; инициативность.
15. Как вы прокомментируете эксперимент, проведенный воспитанниками А.С.Макаренко и описанный в «Педагогической поэме», суть которого заключалась в принудительном откармливании свинок. И если вначале эксперимента бедные животные еще пытались хоть как-то проявлять активность, то уже через месяц они лишь лежали на своих подстилках и переваривали полученные рационы. Писатель отмечает, что «биографии их заканчивались при принудительном кормлении».
16. Согласны ли вы с высказыванием американского писателя Г.Миллера: «Я потому уделяю так много внимания аморальному, порочному, безобразному, что хочу, чтобы другие знали, что и в этом есть ценность, знали, что все это так же - если не более - важно, как и хорошее».
Задания:
1. Выделите основные характеристики рыночной (обменивающей) ориентации человека (по Э.Фромму).
Таблица 4.1.