Понятие, признаки и сущность права

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

– классовый, в рамках которого право определяется как систе­ма гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю эконо­мически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным обра­зом интересов господствующего класса).

Широко известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии». Обращаясь к классу буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосподствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент наси­лия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.

– общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Данный подход является принципиально иным по сравнению с классовым. При этом подходе призна­ются общесоциальная сущность и назначение права. Здесь право ис­пользуется в более широких целях как средство закрепления реального обеспечения прав человека и гражданина, эконо­мической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п. В наи­более развитых современных правовых системах (англосак­сонское и романо-германское право) приоритет отдан чело­веку, его свободе, интересам, потребностям. Таким обра­зом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности.

Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рам­ках которых соответственно религиозные, национальные и расо­вые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых, обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущ­ности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое по­нятийное выражение.

Во-первых, следует выделить право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных воз­можностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.). Существуют моральные пра­ва, права членов общественных объединений, партий, со­юзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д.

Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическом смысле как юридический инструмент, связанный с государством.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.

Таким образом, термин «право» может употребляет­ся как в юридическом, так и в неюридическом смысле. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас­пекта:

1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа­тельная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и совре­менное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права – его содержа­тельная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

В юридической науке выработано множество опреде­лений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об опреде­лении сущности права.

В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых формулируются специфических признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого по­нимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных с ним феноменов.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи, так или иначе, выражаются в его признаках.

В рамках нормативного подхода к правопониманию:

Право есть совокупность (система) норм, то есть правил поведения людей в обществе (А.С. Пиголкин)

Право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права (Р.А. Ромашов).

Право – это система общеобязательныхформально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством, определяющих меру возможного или должного поведения участников регулируемых отношений и обеспеченных средствами государственного воздействия (О.М. Беляева).

На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение:

Право — это обусловленная природой человека и обще­ства и выражающая свободу личности система регулиро­вания общественных отношений, которой присущи норма­тивность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государствен­ного принуждения (право как социальный институт).

Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, ко­торые характеризуют его как специфическую систему ре­гулирования общественных отношений.

Признаки права:

1. социальность;

2. нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих много­численные общественные отношения);

3. волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а, прежде всего государственно вы­раженной воли классов, социальных групп, элит, большин­ства общества);

4. общеобязательность (в этом проявляется суверенитет госу­дарства, означающий, что выше власти, чем власть государ­ства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

5. связь с государством (означает, что право принимается, при­меняется и обеспечивается государственной властью);

6. обеспеченность возможностью государственного принуждения;

7. формальная определенность;

8. системность (означает, что право не механическая совокуп­ность юридических норм, а внутренне согласованный, непро­тиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

1. Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции:

- организацию производства,

- распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта,

- нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды,

- господство классов или социальных групп в обществе,

- распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве,

- организацию и осуществление государственной власти,

- регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности,

- обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

2. Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулиро­вания – нравственностью, обычаями и т.д.

Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой, установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное связывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное связывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Права, которыми располагает каждый человек или юри­дическое лицо, не произвольны, они отмерены и определе­ны в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве (например, в теории нормативизма) свой­ство нормативности признается доминирующим и право оп­ределяется как система юридических норм. При таком под­ходе права физического или юридического лица оказыва­ются всего лишь результатом действия норм и как бы навя­зываются им извне.

В действительности имеет место противоположная за­висимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил.

Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что «в нормативности выражается потребность утвер­ждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компро­мисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения».

Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода чело­века и преодолевается социальный антипод права – произ­вол и беззаконие.

Социально-правовые притяза­ния, права человека должны трансформироваться и приоб­рести форму субъективного права. Только тогда они полу­чают официальное признание и гарантированную защиту государства. Преобразование прав человека в субъективные права опосредовано нормами права. Нормативность в право­вой сфере – это не просто формирование типичного пра­вила, а нечто большее – гарантия осуществления субъек­тивного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защи­щена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Естественно-правовые притязания нормативны потенциаль­но, поскольку лишь при нормативном закреплении они из возможности превращаются в действительность. Норматив­ную природу имеет и субъективное право, ибо его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юри­дических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие зап­рещены, а какие необходимы. Если человек действует в рам­ках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, нахо­дится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник — самый несвободный человек.

3. Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности: интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.

Формирование и функционирование права как выраже­ния свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потреб­ности, достигаются намеченные цели. Волевое начало пра­ва нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые при­тязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается из воля. Во-вторых, госу­дарственное признание данных притязаний осуществляет­ся через волю компетентных государственных органов, т.е. формирование права опосредуется волей общества и госу­дарства. В-третьих, регулирующее действие права возмож­но лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реа­лизуют юридические нормы.

4. Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер.

Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормами права. Она возникает вместе с нормой права, Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

Общеобязательность как специфическая черта и требование права распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство. Цивилизованное, правовое государство, если оно не на словах, а на деле является таковым, непременно самоограничивает, «связывает» само себя и все свои органы общеобязательностью требований норм права, организует свою деятельность строго в рамках требований закона и следует им до тех пор, пока они вместе с содержащими их нормами в установленном порядке не будут изменены или отменены.

5. Связь с государством означает, что право принимается, при­меняется и обеспечивается государственной властью.

6. Обеспеченность возможностью государственного при­нуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственно­сти, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, име­ющее монополию на осуществление принуждения, представ­ляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначаль­но выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени цен­ные свойства: стабильность, строгую определенность и обес­печенность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становится частью суще­ствующего. Право, таким образом, раздвигает границы ста­бильности, определенности, а, следовательно, и рамки сво­боды в сфере социальной жизни.

Государственное принуждение реализуется в двух на­правлениях.

Во-первых, оно обеспечивает защиту субъек­тивного права и преследует цель принудить правонаруши­теля к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причи­ненного ущерба).

Во-вторых, в определенных законом слу­чаях виновный привлекается к юридической ответственнос­ти и подвергается наказанию (лишение свободы, конфиска­ция имущества, штраф и т.п.).

Государственное принуждение – это фактор, позво­ливший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рам­ках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права со­стоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуж­дение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо чет­кое определение сферы свободы (право), ее границ (юриди­ческая обязанность) и ограничений (юридическая ответствен­ность). Названные задачи решаются благодаря формальной определенности — еще одного свойства, выражающего связь права с государством.

7. Формальная определенность. Означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязатель­но должно быть объективировано, воплощено во вне. Так, древнейший памятник права Законы Хаммурапи были выби­ты клинописью на базальтовом столбе, находящемся в цент­ре Вавилона).

Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойствен­на и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нор­мативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулиру­ются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государ­ством, а другими организациями (общественными, религи­озными). Государство, в отличие от них, придает праву об­щеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному тол­кованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рас­смотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкциони­рует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и од­нозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций

8. Системность означает, что право не механическая совокуп­ность юридических норм, а внутренне согласованный, непро­тиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

Право представляет собой сложное сис­темное образование. Право – это, прежде всего, совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения.

Принципы права: понятие и виды

Принципы права – это основные, исходные начала, положе­ния, идеи, выражающие сущность права как специфического со­циального регулятора; основополагающие идеи, руководящие положения, на которых базируется правовая система.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Представляется, что в принципах права должны отражаться основные ценности, на которые ориентируется право.

В зависимости от сферы распространения выделяют: общие (общепра­вовые), межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы действуют во всех отраслях права. К общеправовым относят такие принципы, как:

• законность (означает систему требований общества и госу­дарства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно);

• справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовом положением; это сораз­мерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.). Принцип справедливости имеет для права особое значение. Да­леко не случайно, что слова «право» и «справедливость» являются однокоренными, что ряд мыслителей, ученых-юристов подчас определяют право как нормативно закрепленную справедливость. Так, по словам Цельса, «право есть наука о добром и справедли­вом». «Право, – писал Г. Гроций, – не что иное, как то, что спра­ведливо». Во введении к Законам Хаммурапи (законодательному памятнику эпохи старовавилонского царства 1782-1750 гг. до н.э.) сказано, что эти законы издаются для того, чтобы «дать сиять справедливости в стране».

• юридическое равенство граждан перед законом и судом (этот принцип нашел свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая установила: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека: и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного по­ложения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»);

• гуманизм (означает, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство; об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»);

• демократизм (означает, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственны­ми и общественными делами, защищать свои права и свобо­ды);

• единство прав и обязанностей (означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав);

• федерализм (он присущ только для тех правовых систем, ко­торые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодатель­ства);

• сочетание убеждения и принуждения;

• верховенство закона

и ряд других.

Названные принципы действуют во всех без исключения отрас­лях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют:

– принцип неотвратимости ответственности – в уголовном, гражданском, административном праве;

– принцип состязательности судопроизводства – в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном и арбитражном процессуальном праве;

– гласности судопроизводства – в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном и арбитражном процессуальном праве;

– равенство сторон (в гражданском и семейном праве) и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе – презумпция невиновности, в трудовом праве – принцип свободы труда, материальная заинтересованность; в конституционном праве – принцип разделения властей; в земельном праве – принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных от­ношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при ана­логии права).

Функции права

Понятие функции применительно к любой системе дает нам описание, характеристику направления должного воздействия.

При определении функций следует исходить из двух начал. Во-первых, функции – это направления воздействия явления на сознание и поведение людей, на разнообразные сферы общественной жизни. Во-вторых, функции должны отражать сущность явления, его назначение и закономерности развития.

Теорию функций права представители юриспруденции начали активно разрабатывать в конце прошлого столетия, введя вначале понятие асоциальных функций права (И. Корнер, К. Реннер). Выделяя более десятка различных функций, ученые вначале не разделяли их по каким-либо критериям, смешивая и чисто юридические, и общесоциальные направления правового воздействия, глубоко не вдаваясь в понятие «функции права». Так, выделялись экономическая, производственная, распределительная, потребительная и иные функции права.

В дальнейшем эти разработки были проанализированы и обобщены советскими учеными С.С. Алексеевым, В.Г. Смирновым, И.Е. Фарбером, Т.Н. Радько. Обращавшиеся к этому вопросу авторы высказали весьма различное понимание функций права.

Так, С.С. Алексеев понимает под функциями права его юридическое назначение для тех или иных общественных отношений, которое выражается главным образом в результатах правового регулирования. В соответствии с этим он различает регулятивную и охранительную функции права.

Т.Н. Радько в своих ранних работах все функции права подразделяет на две большие группы: общесоциальные и специально-юридические. К первым он относит экономическую, политическую и воспитательную функции. Специально-юридическими он считал регулятивную и охранительную функции права. В более поздних своих работах Т.Н. Радько все функции права классифицирует на пять основных групп (подсистем). Он, в частности, выделяет общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и функции норм права.

Понятие функции права характеризует одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с основными направлениями его воздействия и, наоборот, зависимость последних от назначения права.

Таким образом, функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью, социальным назначением права в жизни общества и целями правового регулирования.

Следует выделять:

1) общесоциальные (внешние) функции права:

– политическая;

– экономическая;

– воспитательная функция – заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания людей, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людей нормативных предписаний, правовое просвещение.

– культурно-историческая;

– социального контроля;

– коммуникативная.

2) специально-юридические (внутренние) функции права:

1. регулятивная – обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями.

В свою очередь она подразделяется на:

– динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.);

– статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).

2. охранительная функция – направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения.

В свою очередь она подразделяется на:

– оперативную охранительную функцию – охрана и защита от нарушений прав личности и других субъектов права (расследование правонарушений, разбирательства дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности);

– превентивная (предупредительная) охранительная функция – обеспечение охраны законности в стране (профилактика правонарушений).

Наши рекомендации