Государства на Руси XV – XVII вв

Цель: показать процесс формирования и укрепления на Руси централизованного государства в 15-16 веках и определить специфические черты российского самодержавия, рассмотреть причины и последствия Смутного времени в России; определить основные черты новой эпохи в России и последствия церковного раскола, его влияние на особенности российской политической культуры.

План:

1. Становление самодержавия как специфической формы государственного устройства России. Иван III.

2. Иван IV – первый русский царь. Его внутренняя и внешняя политика. Альтернативы реформирования страны: «Избранная Рада» и опричнина.

3. Характерные черты новой эпохи в России. Смутное время: его причины, сущность, проявления.

4. Приход к власти династии Романовых, усиление централизации государства. Михаил Федорович и Алексей Михайлович и их правление.

Понятия и определения:

самодержавие, бояре, приказы, вотчина, дворянство, уезды, феодал, царь, опричнина, земщина, Боярская Дума, Судебник 1550 года, Земский собор, приказы, российский тип феодализма, рыночные отношения, западные цивилизации, сословно–представительная монархия, династия, соборное уложение 1649 года, Стоглавый собор 1551, смута, старообрядцы.

Основные исторические даты периода:

1462-1505 гг. – правление Ивана III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

1497 г. – принятие первого свода законов единого централизованного русского государства – Судебника.

1505-1533 гг. – правление Василия III.

1510 г. – падение политической самостоятельности Пскова.

1533-1584 гг. – великое княжение (с 1547 г. – царствование) Ивана IV Васильевича Грозного. Принятие указа об упорядочении воинской службы. Начало военной реформы.

1550 г. – Судебник Ивана Грозного. Принятие указа об упорядочении воинской службы. Начало военной реформы.

1551 г., февраль – Стоглавый собор. Церковная реформа.

1552 г. – взятие Казани.

1555 г. – отмена кормлений. Начало широкомасштабной реформы управления («земской реформы»)

1556 г. – присоединение Астрахани к Москве.

1558-1572 гг. – Ливонская война.

1564 г. – начало книгопечатания в Москве.

1565-1572 гг. – опричнина

1581 г. – введение «заповедных лет».

1581 г. – начало похода Ермака в Сибирь.

1584-1598 гг. – правление Федора Ивановича.

1589 г. – учреждение патриаршества в Москве.

1597 г. – указ о розыске беглых крестьян.

1598 г. – Избрание Земским собором на царство Бориса Годунова.

1598-1605 гг. – царствование Бориса Годунова.

1601-1603 гг. – массовый голод в России.

1603-1604 гг. – восстание Хлопка.

1604 г. – вступление Лжедмитрия в пределы России.

1605 г. – смерть Бориса Годунова, переход власти к Лжедмитрию.

1606-1610 гг. – царствование Василия Шуйского.

1606-1607 гг. – восстание И. Болотникова.

1610 г. – присяга московских бояр польскому королевичу Владиславу, вступление поляков в Москву.

1611 г. – первое и второе ополчение.

1612 г. – образование Совета Всея Земли в Ярославле.

1613-1645 гг. – царствование Михаила Федоровича Романова.

1634-1635 гг. – указы об урочных летах и о продолжении срока сыска беглых крестьян в течение 10 лет.

1645-1676 гг. – царствование Алексея Михайловича.

1648 г. – открытие С. Дежневым пролива, отделяющего Азию от Америки.

1649 г. – Соборное уложение.

1653-1654 гг. – церковная реформа патриарха Никона.

1654 г. – Переяславская Рада. Присоединение Украины к России.

1662 г. – «Медный бунт» в Москве.

1667-1671 гг. – выступление С. Разина.

1676-1682 гг. – царствование Федора Алексеевича.

Исторические деятели периода:

Иван III, Василий III, Софья Палеолог, Иван IV, Федор Иванович, Борис Годунов, А. Курбский, А. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, И. Пересветов, Барма и Постник, И. Федеров, Ермак, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Софья Алексеевна, Иван Алексеевич, Петр Алексеевич, Патриарх Филарет, Патриарх Никон, Протопоп Аввакум, В. Голицын, А. Матвеев, Е. Хабаров, Лжедмитрий I, Б. Хмельницкий.

Основные положения проблемы:

Становление самодержавия как специфической формы

государственного устройства России. Иван III.

Завершение централизации связано с правлением великого князя Ивана III [1462—1505]. В 1472 году он женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, единственной наследнице престола Византии. Таким образом, Иван III становился своего рода преемником светской и духовной власти византийского императора. На Руси приняли и символы власти, полученные от Византии (двуглавый орел, скипетр и держава, титул «Божию милостью, Мы государь всея Руси»). В международных отношениях Иван III стал называться царем (как раньше называли только византийского императора и монголо-татарского хана). Таким образом, Иван III противопоставлял себя, носителя верховной, божественной власти и наследника византийских императоров, всем остальным монархам Западной Европы. В это же время складывается концепция «Москва — Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» доказывалась принадлежность Рюрика к роду римского императора Августа и отмечалось, что Первый Рим погиб от католичества, Второй — Константинополь — разрушен турками, Третий — Москва — опора православия. Москва должна стать основой для объединения земель под знаменем православия. Теперь сопротивление соседних княжеств объединению вокруг Москвы воспринималось как сопротивление Божественной Воле (тяжкий грех, за который отлучали от Церкви). Иван III легко подчинил соседние земли. В 1478 г. были присоединены новгородские земли. Вечевое управление было ликвидировано, а вечевой колокол увезен в Москву. В 1485 г. после перехода тверских бояр на сторону великого князя под властью Москвы оказалось Тверское княжество. Уже после кончины Ивана III в 1510 г. был покорен Псков, а в 1521 г. ликвидирована независимость Рязанского княжества. В 1480 г. в результате «Великого стояния на реке Угре» было разгромлено войско хана Ахмата и окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Главное место в системе управления занимала Боярская дума — совещательный орган при царе. В нее входили представители высшего московского боярства, князья ранее независимых княжеств. Появились первые приказы — Дворцовый и Приказ Большой казны. Дворецкие управляли царскими землями, в казне хранились государственный архив и государственная печать. Но существовала и оппозиция царской власти — бывшие князья (бояре-княжата), хотя и перешедшие на службу Москве, но сохранившие родовую гордость и считавшие, что у московских государей меньше прав на престол, чем у них. После смерти Василия III [1505—1533] (сына Ивана III) начались боярские заговоры. Некоторое время власть находилась в руках жены Василия III – Елены Глинской, деятельность которой была первым шагом к созданию централизованного государства (ввела единую общерусскую монету, делала ставку на местное самоуправление – губы, начала борьбу с кормлениями и т.д.). Однако в скором времени она умерла и в стране начинается период Семибоярщины – фактического безвластия, коррупции и воровства. Стабилизировало власть только вмешательство митрополита Макария, который помог Ивану IV Грозному [1533—1584] укрепить свою власть. В 1547 году Иван IV первым венчался на царство. Однако боярская оппозиция продолжала сопротивление укрепляющейся единоличной власти.

Иван IV – первый русский царь. Его внутренняя и внешняя политика.
Альтернативы реформирования страны: «Избранная Рада» и опричнина.

Основой политики Ивана IV стало укрепление самодержавной власти. Своеобразным образцом становились восточные деспотии. Такие идеологи того времени, как Вассиан Патрикеев и Иван Пересветов отмечали необходимость единоличной власти, которая могла бы опираться на собственную силу, а не на поддержку своих вельмож. По их мнению, следовало опираться на верных дворян, «мизинных людей», которые могли бы поддержать власть. Первый этап правления Ивана Грозного 1533—1560 гг. — период реформ. Царь опирался при этом на «Избранную Раду», в которую вошли митрополит Макарий, духовник Ивана IV; священник Сильвестр и дворянин А.Ф. Адашев. В 1549 г. состоялся первый Земский собор — собрание представителей, на котором царь поклялся стать «судьею и обороной» для своего народа. В ходе реформ местное управление и суд были переданы в руки избранных посадскими людьми и волостными крестьянами «излюбленных» судей, старости «голов», которые могли бы решать дела без взяток и волокиты. Вместо «кормов» и пошлин для бояр местные общины платили в казну установленный налог. Увеличивалось количество приказов, среди которых выделялись Посольский приказ, Челобитный приказ, Разрядный приказ (ведавший военным делом, назначением воевод, сбором дворянского ополчения). Поместный приказ регулировал вопросы землевладения. Разбойный приказ руководил борьбой с преступностью. Всего было создано более 20 приказов. Укрепилось войско. Каждый помещик должен был выставлять определенное количество вооруженных людей. Были созданы стрелецкие полки. Стрельцы получали жалование и жили в особых слободах. В 1551 г. было завершено составление «Стоглава» («Стоглавого собора»), в котором устанавливались каноны Русской Православной Церкви. Канонизированы «местночтимые» святые.

Государства на Руси XV – XVII вв - student2.ru

Но реформы окончились неудачей. Во второй период правления (1560—1584) в 1560 г. «Избранная Рада» была разогнана. Начались ссылки бояр-княжат. В 1563 г. умер митрополит Макарий, с мнением которого Иван Грозный всегда считался, умерла любимая жена Анастасия, которую якобы отравили бояре. В конце 1564 г. царь уехал в Александровскую слободу и обратился к населению с жалобами на боярство. Для борьбы с ними он учредил особый двор — «опричнину», в которой числилось до 6000 опричников. Начались массовые казни. В 1570 г., поверив слухам об измене Новгорода, Иван IV разгромил город. В 1569-1571 гг. начался голод, во время которого умерли сотни тысяч людей. Население Москвы сократилось втрое, многие бежали на окраины.

Государства на Руси XV – XVII вв - student2.ru

Внешняя политика во время правления Ивана IV

В 1550-е годы были разгромлены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558-1563 гг. началась успешная война с Ливонией. Русские войска взяли Нарву, Юрьев и другие города. Однако в 1560-1580-е годы положение изменилось. В 1571 г. на Москву напали крымские татары хана Девлет-Гирея. Ливонский орден признал над собой власть Литвы. Началась война с Речью Посполитой. Король Стефан Баторий в 1581 г. осадил Псков. В 1582 г. было подписано перемирие у Яма Запольского, по которому Иван Грозный отказался от Ливонии и Полоцка, а шведы захватили южный берег Финского залива. В 1583 г. на р. Плюссе был подписан мир со Швецией, в результате чего Россия теряла выход к Балтийскому морю. Донские казаки разгромили Сибирское ханство Кучума [1582-1598]. На Волге строились новые города — Самара, Саратов, Царицын, Уфа, но торговать с Западной Европой стало невозможно. Остался единственный порт Архангельска, через который велась торговля с Англией. Правление Ивана Грозного показало, что в XVI веке на Руси утвердилась сильная государственная власть. В 1589 г. было введено патриаршество на Руси. Первым патриархом стал Иов. Тем самым Русь окончательно стала равной бывшей Византийской империи. Сословия российского общества в XV—XVI вв. не имели законодательно закрепленных прав и обязанностей. Основную часть населения составляли «тяглые» крестьяне. Земля находилась во владении и пользовании крестьян, которые платили налоги в казну. Некоторые деревни объединялись, преобразовываясь в волость или сельскую общину (крестьянский мир). Мирской сход выбирал старосту или сотского. Волость владела лесами, рыбной ловлей, решала вопросы, связанные с новыми поселенцами, постройкой церквей, разбирала споры между крестьянами. Крестьяне, власть над которыми принадлежала феодалам, платили оброк и барщину. Длительное время они сохраняли право перехода от одного владельца к другому. В 1497 г. по «Судебнику» Ивана III был введен переход только в Юрьев день, при условии уплаты «пожилого» (небольшого выкупа владельцу). С 1581 г. переходы разрешались не каждый год, а в 1593 г. появился Указ, навсегда закрепивший крестьян к земле, таким образом, сложилась система крепостного права. Особенности феодализма в России заключались в преобладании государственного феодализма над частным. Власть государства распространялась не только на крестьян и горожан, но и на дворян и бояр. Сословия практически не имели прав — только обязанности, феодалы становились «государевыми холопами». Централизация власти на первое место поставила ценность сильной власти. Человек оценивался по его заслугам перед государством. Культура Московского государства была ориентирована на прошлое, на незыблемые ценности, на веру, а не наличность. В основу традиционной культуры был положен принцип большой семьи. Укрепилось традиционное неравенство между женщиной и мужчиной, что, в частности, было зафиксировано в «Домострое», написанном священником Сильвестром, духовником Ивана Грозного. В искусстве утверждался принцип соединения светской и духовной власти. Отрицался рационализм. Очень почиталась духовная архитектура, духовная музыка. Традиционная культура основывалась на гармонии с природой и не требовала ее преобразования. Так происходило формирование национальной исторической традиции.

Характерные черты новой эпохи в России.

Смутное время: его причины, сущность, проявления.

Среди предпосылок Смутного времени можно выделить экономические проблемы, связанные с так называемой «революцией цен» в Европе. Цены на сельскохозяйственные продукты в России выросли в 3-4 раза, на изделия ремесленников — в 2 раза. Но главную роль сыграли политические проблемы — пресечение законной династии Рюриковичей (1598 г. — смерть бездетного Федора Иоанновича). Прекращение династии означало, что изменился носитель государственной власти. Теперь ее стали выражать люди, в меньшей степени имеющие права на престол, нередко откровенные самозванцы. При до сих пор невыясненных обстоятельствах в Угличе в 1591 г. был убит царевич Димитрий (последний сын Ивана Грозного). По одной из версий виновником убийства считался Борис Годунов — фактический правитель Руси при царе Федоре. После кончины Федора Иоанновича Земский собор 1598 г. избрал на царство Бориса Годунова, которого поддержал первый патриарх на Руси — Иов. Несмотря на первоначальные успехи царствования, положение в стране вскоре обострилось из-за неурожая и сильного голода (1601-1602 гг.). Начались восстания. И уже в 1601 г. в Польше появляется беглый монах Григорий Отрепьев, объявивший себя чудом спасшимся царевичем Димитрием. Он тайно принял католичество и согласился за поддержку уступить королю Сигизмунду III западные земли России. В 1604 году Лжедмитрий I с небольшим отрядом пересек границу России. Его поддержали казаки и армия. В 1605 г. умер Борис Годунов и самозванец без сопротивления вошел в Москву. В начале правления он раздал земли дворянам, освободил кабальных холопов. Но большинству народа он был непонятен из-за своего «не царского» поведения (он брил бороду, принял католичество, устраивал маскарады, фейерверки и т.д.). Интриги бояр привели к восстанию, в ходе которого он был убит. Вступивший на престол Василий Шуйский [1606—1610] выражал интересы боярской оппозиции. Однако далеко не все земли согласились признать его власть. В 1606—1607 гг. вспыхнуло восстание под предводительством И.И. Болотникова (воеводы Лжедмитрия I). Его поддержали даже дворяне и бояре (Шаховские, Мосальские, Телятевские). Но восставшие потерпели поражение из-за раскола в своих рядах. Шуйский собрал войско и разгромил войска Болотникова. В 1607 г. появился новый самозванец — Лжедмитрий II. Он начал новое вторжение в Россию и в 1608 г. осадил Москву в с. Тушино (за что получил прозвище «Тушинский вор»). У Василия Шуйского уже не было сил справиться с самозванцем, и он использовал поддержку Швеции. Русско-шведские войска под командованием М.В. Скопина и В. Шуйского в 1609 г. очистили весь Север Руси. Лжедмитрий II бежал в Калугу, затем был убит. Поскольку Швеция находилась в состоянии войны с Польшей, то в 1610 г. Польша объявила войну и России. Войска Шуйского были разбиты, в Москве установилось оккупационное правительство — «Семибоярщина». Смута достигла своего максимума. В России установилось безвластие. С призывом собирать «всенародное ополчение» против поляков выступил патриарх Гермоген. В 1611 — 1612 гг. было сформировано два ополчения. Первое, состоявшее из дворян, стрельцов и казаков, возглавили П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий и Д.Т. Трубецкой. Ополченцы осадили Москву. Однако в результате начавшегося конфликта с казаками П.П. Ляпунов был убит. Только через год, осенью 1612 г., второе ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского разгромило польский гарнизон и освободило Москву.

Государства на Руси XV – XVII вв - student2.ru

Приход к власти династии Романовых, усиление централизации
государства. Михаил Федорович и Алексей Михайлович и их правление

В 1613 г. был созван Земский собор для выборов нового царя. Это был самый представительный из всех Соборов России. На нем царем был избран Михаил Романов. Михаил Федорович Романов [1613 — 1645] стал выразителем общенародных интересов. В этом акте проявилось государственное единство, единство всего общества в отношении избрания нового царя. По всей стране рассылались избирательные грамоты, которые свидетельствовали — Михаила поддержало большинство населения страны. Это был «природный царь», «благословенный Богом». Смута завершалась. В 1617 г. был подписан Столбовский мир со Швецией. России возвращался Новгород, но выход к Балтийскому морю оставался у шведов. В 1618 г. было подписано Деулинское перемирие с Польшей, по которому Россия теряла Смоленск и черниговские земли. Таким образом, в России укрепилась государственная власть и стали формироваться основы сословной монархии.

Алексей Михайлович Романов — Тишайший (1645—1676 гг.) много внимания уделял укреплению царской власти, сыграл заметную роль в подготовке государства к реформам Петра I. Произошли перемены в экономике. Началось формирование всероссийского рынка. Большое значение имел рост оптовых ярмарок, мануфактур. Росла и внешняя торговля. Купечество требовало отмены привилегий иностранным купцам, и в 1647 г. высокими пошлинами обложили английские товары, а в 1650—1660-е годы снизили внутренние таможенные сборы. Вместе с тем расходы казны увеличивались. В 1646 г. был издан Указ о соляном налоге и сокращено жалование стрельцам, а в 1654 г. правительство стало менять серебряные деньги на медные. Это привело к падению жизненного уровня городского населения, быстрой инфляции (в 1662 г. за один серебряный рубль давали 14 медных). В 1648 г. вспыхнул «соляной» бунт, а в 1662 г. медный бунт. Власть подавила эти выступления и утвердила принцип наказуемости бунта (в «Соборном Уложении»). В 1649 г. на очередном Земском соборе было принято «Соборное Уложение». Это наиболее полный свод законов того времени. Большие выгоды получало дворянство. Дворян не устраивал временный (условный) характер землевладения, они выступали против политики богатых бояр и монастырей, требовали закрепления земли в наследственную собственность. В интересах дворянства был отменен сыск беглых крестьян, и окончательно утвердилось крепостное право. В «Соборном Уложении» проявилось превосходство обязанностей над правами. Во имя интересов государства все сельское и городское население было закрепощено. Дворянин отвечал за уплату налогов и повинностей, требовал от крестьян выполнения принудительных работ на барщине и уплату натурального оброка. Право на занятие торговлей и ремеслом в городе становилось исключительным правом посадских людей. Купцов стали объединять в корпорации. Это нередко делалось насильно, и дух корпоративности преобладал над духом индивидуализма. В XVII веке окончательно сформировалось корпоративное сознание. Для него было типичным совпадение интересов различных сословий с интересами государства. Государство же выступало в качестве посредника между различными сословиями.

Особую роль в иерархии государственных структур приобрела «ближняя государева дума», в которую вошли доверенные лица царя. Увеличилось число приказов (около 40). Особую роль играл Тайный приказ, находившийся под непосредственным контролем царя. Все большую значительность в приказах приобретали служащие — дьяки из мелкого дворянства. Так зарождалась российская бюрократия. Важнейшие решения принимались тайно, при этом все большую роль играли фавориты — «ухо государево». Особая роль принадлежала Русской Православной Церкви — ее авторитет заметно вырос после Смутного времени и правления Михаила Федоровича. Современник Алексея Михайловича патриарх Никон определял свою власть не только как московский, а как один из вселенских патриархов. Идее национальной церкви противопоставлялась идея вселенской церкви. Не случайно его реформа преследовала цель — сблизить русскую церковную службу с европейской. Отсюда истоки раскола в Русской Православной Церкви. Поддержав реформы Никона, Церковный собор 1666 г. осудил его претензии на власть равную и высшую по сравнению с царской и отстранил его от патриаршества. Таким образом, был подтвержден принцип верховенства светской власти над церковной.

Нестабильная ситуация в стране, принятие Соборного уложения, ущемление прав казачества – все это послужило толчком для крестьянского выступления под руководством С. Разина. Начало войны в 1667—1669 гг. носило по-настоящему разбойничий характер — «поход за зипунами». Но уже в 1670 г. появляется идеология борьбы «за справедливость». Начинается борьба за «праведную» власть на Руси. В захваченном Царицыне вводилось казацкое управление — население делилось на десятки и сотни, освобождалось от налогов. Были захвачены Астрахань, Саратов, Самара, однако под Симбирском войска Разина были разбиты.

Однако, несмотря на то, что время правления Алексея Михайловича и называется «бунташным», намечается очевидное развитие культурной сферы государства. Писатели и публицисты XVII века (И.А. Хворостинин, Г. Котошихин) называли русское самодержавие деспотизмом, видя главную причину «грубости натуры» русских людей в их необразованности, отсутствии контактов с иностранными государствами, правовых гарантий собственности, слабом развитии предпринимательства. В 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. В России стал расширяться круг образованных людей, владевших иностранными языками, основами гуманитарного знания. Появилась первая (рукописная) газета «Ведомости», изменились каноны живописи и архитектуры. Европеизация России носила ограниченный характер, однако ее появление стало одной из предпосылок реформ Петра Великого.

Логическое задание:

СУДЕБНИК 1497 г. (выборочно)

12. Если на кого-либо возведут обвинение человек пять или шесть детей боярских добрых, по великого князя крестному целованью (присяге), или человек пять-шесть добрых черных крестьян целовальников (скажут), что он вор, а улики (доказательства) на него в прежнем деле не будет, у кого крал или кому за украденное платил, то на том (оговоренном, несмотря на отсутствие прямых улик) взыскать истцов убыток без суда.

13. О ПОЛИЧНОМ. Если с поличным его (вора) приведут в первый раз, а возведут на него обвинение человек пять или шесть по великого князя по крестному целованью (присяге), что он заведомый вор и прежде того неоднократно совершал кражу, то того (вора) казнить смертною казнью, а сумму иска заплатить из его имущества.

14. О РЕЧАХ (ПОКАЗАНИЯХ) ВОРА. Если вор на кого-либо возведет обвинение, то про того (оговоренного) расследовать; если (он) окажется человеком (и в прошлом подвергавшимся) оговору с уликой (доказательством), то его подвергнуть пытке по обвинению в воровстве; если же на него не окажется оговора с уликой (доказательством) в каком-либо прежнем деле, то (одним) словам вора не верить, отдать его (оговоренного) на поруку до производства расследования.

15. О ПРАВОВОЙ ГРАМОТЕ (приговоре суда). А от (оформления) правовой грамоты взыскивать от (приложения) печати с (каждого) рубля (исковой суммы) по девяти денег, а дьяку от подписи (грамоты) с (каждого) рубля по алтыну, а подъячему, который напишет правую (грамоту), взыскивать с (каждого) рубля по три деньги.

16. О ДОКЛАДНОМ (СУДНОМ) СПИСКЕ (протоколе судебного разбирательства, поступившем на доклад к боярину). А докладной (судный) список боярину печатать своею печатью, а дьяку подписывать, а взыскивать боярину от списка с (каждого) рубля по алтыну, а дьяку от подписи (списка) с (каждого) рубля по четыре деньги, а подъячему, который на списке напишет (решение), с (каждого) рубля по две деньги.

17. О ХОЛОПЬЕЙ ПРАВОВОЙ ГРАМОТЕ (приговоре суда по делам о холопстве). А от (оформления) правовой; грамоты и отпускной (на холопа и рабу) боярину взыскивать от печати с холопа и с рабы, с (каждой) головы (человека несвободного состояния) по девяти денег, а дьяку от подписи — по алтыну с головы, а подъячему, который грамоту правую напишет или отпускную, — с головы по три деньги.

18.ОБ ОТПУСКНОЙ ГРАМОТЕ. Если кто-либо предъявит отпускную (в центре) без доклада боярину и без подписи дьяка, или из городов без доклада тому наместнику, за которым боярином (наместником) (находится) кормление боярского суда, то подобная отпускная не признается отпускной, за исключением (только) такой отпускной, которую владелец холопа (или раба) напишет собственноручно; в этом случае отпускная грамота признается имеющей силу (и без доклада).

19.О НЕПРАВИЛЬНОМ СУДЕ. Если боярин обвинит кого-либо (в деле о холопстве) не по суду и даст с дьяком на него правую грамоту (обвинительный приговор суда), то такая грамота не признается имеющей силы; а взятое (на основании грамоты) — вернуть назад, а боярин и дьяк за то не несут ответственности; но тяжущимся (дать) суд по делу о холопстве.

20.ОБ УКАЗЕ НАМЕСТНИКАМ. А наместникам и волостелям, которые держат кормленья без права боярского суда, холопа и рабы без доклада (в центр, их владельцам) не выдавать, ни грамоты о возвращении владельцу его беглых людей не выдавать, также и холопе и рабе правой грамоты на их владельца (об освобождении от холопства) не давать без доклада, и отпускной холопу и рабе не давать.

21.О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ. А с суда великого князя и с суда детей великого князя взыскивать (пошлины) на виноватом по тому же (расчету), как и с боярского суда, с (каждого) рубля (суммы иска) по два алтына, кому князь великий велит.

22.О ПРАВОВОЙ ГРАМОТЕ (приговоре суда). От (оформления) правовой грамоты взыскивать от (приложения) печати печатнику великого князя и детей великого князя печатнику с (каждого) рубля (суммы иска) по девяти денег, а дьяку от подписи (грамоты) с (каждого) рубля по алтыну, а подъячему, который грамоту правую напишет, — с рубля по три деньги.

23.А с холопа и с рабы печатнику взыскивать от (оформления) правой грамоты с (каждого) головы по девяти денег, а дьяку взыскивать от подписи (грамоты) с (каждой) головы по алтыну, а подъячему, который грамоту напишет, взыскивать с (каждой) головы по три деньги.

24.О ДОКЛАДНОМ (СУДНОМ) Списке (протоколе судебного разбирательства, поступавшем на доклад к великому князю). А докладной (судный) список с великого князя доклада князя дать тому (купцу) грамоту с печатью великого князя об уплате ее истцу в рассрочку основного капитала без процентов.

56.Если холопа возьмет в плен татарское войско, а он убежит из плена, то он получает свободу и не (является больше) холопом прежнему господину.

57.О КРЕСТЬЯНСКОМ ОТКАЗЕ. А крестьянам отказываться из волости (в волость), из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Пожитое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор). Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) полдвора; если поживет три года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожитое) за весь двор.

58.ОБ ИНОЗЕМЦАХ. Если какой-либо иноземец предъявит иск к иноземцу, то воля того, к кому предъявлен иск (дело решается по его выбору); (если) хочет, (пусть) поцелует крест, что не виноват в том (в чем его обвиняют); или (пусть) положиту креста сумму иска, а истец, поцеловав крест, возьмет (эту сумму себе).

59.А попа и дьякона, и монаха, и монахиню, и (церковного) сторожа, и вдову, которые питаются от церкви божией, тех судит святитель или его судья. Если простой (мирской) человек будет (в споре) с церковным, то (в таком случае организуется) общий (сместный) суд. Если какая-либо вдова питается не от церкви божией, а живет своим домом, то (в отношении нее действует) суд не святительский.

60. Если какой-либо человек умрет без духовной грамоты (завещания) и у него не останется сыновей, то все (его) движимое имущество и земли (переходят) дочери, если не буде у него дочери, то взять (движимое и недвижимое имущество) ближайшему родственнику.

61. ОБ ИЗГОРОДЯХ. А между сел и деревень (владельцам смежных владений) городить изгороди пополам; а через чью изгородь будет совершена потрава (поля), тому (владельцу), чья изгородь, и платить (штраф за потраву). А где (имеются) луга, удаленные от сел или от деревень, там владельцу лугов не городить (изгородей), всю (же) изгородь (пусть) городит тот, чья пахотная земля (смежна с чужими) лугами.

62. О МЕЖАХ. Если перепашет межу или перерубит грани кто-либо из владений великого князя у владений боярина и монастыря или (из владений) боярина и монастыря у владений великого князя, или (из владений) боярина или монастыря у боярина, или (из владений) боярина у монастыря, и того, кто перепахал межу или перерубил грани, бить кнутом, а истцу взыскать на нем рубль (штрафа). Если крестьяне между собой в одной волости или в (одном) селе перепашут или перекосят один у другого межу, то волостителям или посельскому взыскать на том (кто виноват), за барана по два алтына, а за рану (пусть) присудят, смотрят по человеку и по ране, и по рассуждению.

63. О ЗЕМЛЯХ СУД. Если предъявит иск (о земле) боярин к боярину или монастырь к монастырю, или боярин к монастырю, или монастырь к боярину, то принимать к суду (дела о владении землей) за три года (до возбуждения иска), а (дела о владении землей) более чем за три года (до возбуждения иска) к суду не принимать. Если предъявит иск (о земле) черный (крестьянин) к черному (крестьянину) или помещик к помещику, за которым земли великого князя, или черный или сельский (частновладельческий) крестьянин к помещику, или помещик к черному или сельскому (частновладельческому) крестьянину, то также принимать к суду (дела о завладении землей) за три года (до возбуждения иска), а (дела о завладении землей) более чем за три года (до возбуждения иска) к суду не принимать. Если предъявит иск к боярину или к монастырю о великокняжеской земле, то принимать к суду (дела о завладении землей) за шесть лет (до возбуждения иска), а (дела о завладении землей) более чем за шесть лет (до возбуждения иска) к суду не принимать. О тех землях, которые (как спорные) отданы судом под охрану пристава (во избежание незаконных наездов на до суда со стороны тяжущихся), суд доводит до конца. А судьям, пересматривающим дело, взыскивать с виновного пошлину (за пересмотр) в сумме двух гривен (с рубля), а с исков на сумму, меньшую рубля, пошлины за пересмотр дела не полагается.

63.А с судного списка (протокол суда), как по делам о холопстве, так и по делам о земле (передаваемого на доклад), пошлина за пересмотр дела не полагается. Со всякого дела, решаемого полем (при докладе), взыскивается пошлина как при пересмотре. Если кто-либо (из тяжущихся) объявит (во время доклада) судный список (протокол суда, предъявляемый к докладу) лживым (составленным неправильно) и потребует нового расследования, то (в этом случае взыскивается) пошлина за пересмотр дела. А приставам (дать) пошлину (за расследование обстоятельств дела), взять на виновном же.

65.Если в каком-либо городе будут два наместника или в (какой-либо) волости два волостеля, то им взимать пошлины по этому списку обоим за одного наместника (в сумме, равной той, которая предназначена для одного наместника), а тиуном их за одного тиуна, и они пусть между собой делят пополам.

66.О ПОЛНОЙ ГРАМОТЕ. По полной грамоте (грамоте о самопродаже в холопство) (человек становится) холопом. По тиунству и по ключу посельскому (по должности сельского тиуна и ключника) (человек становится) холопом (независимо от того - оформлена ли грамота о холопстве) с докладом или без доклада (боярину и наместнику с правом боярского суда), с женою и с (теми) детьми, которые его (холопа) дети, которые будут жить у одного господина; а те его (холопа) дети, которые будут жить у другого (господина) или сами по себе, те не холопы. А по городскому ключу (должности городского ключника) (человек не становится) холопом. По холопке (на которой человек женится, он становится) холопом, по холопу (за которого женщина выйдет замуж, она становится) холопкой; по грамоте о выдаче приданого (человек считается) холопом, по духовной (грамоте, завещанию) (человек считается) холопом.

67.О ВЗЯТКАХ И О ПОСЛУШЕСТВЕ. Да велеть объявить торгам в Москве и во всех городах Московской земли, и Новгородской земли, и по всем волостям приказать, что бы истец и ответчик судьям и приставам взятки не обещали в суде а послухам, если они не видели (обстоятельств дела), не давать показаний, а если видели, сказать правду. А если послух послушает ложно, не видев (обстоятельств дела), а впоследствии это откроется, то на том послухе (будут взысканы) все истцовы потери и с (судебными) издержками.

68.О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ (пошлины с поединка). Если к месту поединка приедут окольничий дьяк, то окольничему и дьяку спросить тяжущихся, истца и ответчика, кто у них стряпчий (судья поединка) и поручитель, и кого они (тяжущиеся) укажут в качестве своих (стряпчих и поручителей), и им (окольничему и дьяку) тем стряпчим и поручителям велеть я стоять (на месте поединка); а оружия и дубин, и ослопов стряпчим и поручителям при себе не держать. А кто из посторонних людей будет стоять на месте поединка, и окольничему и дьяку тех (посторонних людей) отослать прочь. А если посторонние люди не пойдут прочь, то окольничему и дьяку на тех (посторонних людях) велеть взыскать сумму иска и с судебными пошлинами, да велеть взыскать их, дать напоруку да поставить перед великим князем.

СУДЕБНИК 1550 г.

76. А о холопстве суд. По полной грамоте холоп. По ключу по сельскому з докладною холоп з женою и з детьми, которые у одного государя с ним в одной крепости и которые породнились в холопстве; а которые его дети родились до холопства, а начнут жить у иного государя, или себе уснут жити, то не холопы. А по городскому ключу не холоп. (По робе холоп); по холопероба. По духовной холоп. По приданной робе холоп, а по холопе роба. А по тиунству без полные и без докладные не холоп; а по сельскому ключу без докладные не холоп. А полному и докладному холопу сына своего свободного, который родил у него до холопства, не продати, а родиться он сам кому хочет, тому же ли государю, у кого отец его послужит, или иному кому хочет; а отцу его и матери полные не стояти и с холопства не взяти, потому что отец его и мати (сами) в холопах; да и в полных и в докладных то писать, что отец у него и мати есть, а у полные не стояли, потому что сами в холопах, а у кого отец в черницах или мати в черницах, и тому отцу и матери у своего сына и у дочери полные и докладные не стояли же и из холопства не взяти; а в полные и в докладные писали, что у него отец или мати есть, а у полные и у докладные не стояли, потому что пострижены; да и не давати тем детей своих продаться он сам кому хочет.

77. А отпускные давати з боярского докладу; а боярам к тем отпускным печати свои прикладывать, а дьяком подписывать. А отпускные давать на Москве боярам да дьякам, да давать отпускные в Великом Новгороде да в Пскове наместником да дьяком. А пошлины имати от отпускных боярину или наместнику от печати з головы по девяти денег, дьяку от подписи з головы по алтыну, а подъячему, которой отпускную напишет, з головы по три деньги. А опричь Москвы да Великого Новгорода и Пскова нигде ни в которых городах отпускных не давать. А кто положит отпускную без боярского докладу, и без ноуго и псковских наместников докладу, и без дьячий подписи, хоти и государя своего руку, и та отпускная не в отпускную.

78. А которые вольные люди начнут бита челом князем, и боярам, и детям боярским, и всяким людям, а станут на себя давати кабалы за рост служити, и боле пятинатцати рублей на серебряника кабалы не имати. А старые кабалы, которые иманы на вольных людей и больше пятинатцати рублей до сего Уложенъя, а за рост им в тех деньгах у них служат, и тем людям кабалы приносити к боярам, и боярам к тем кабалам печати свои прикладывать, а дьяком подписывать; а вперед кто ту кабалу оболживит, и та кабала вершити по суду. А имати им кабалы на вольных людей, а на полных людей, и на докладных, и на старинных холопов кабал не имати. А кто возьмет на полного, или на докладного, или на старинного холопа кабалу, не опытав, или кто на него беглую грамоту возьмет, а кто на того холопа положит полную или докладную, или доведет на него которое старинное холопство по духовной грамоте и по иным крепостям, и у того деньги пропали; а чей тот холоп был, (а) скажет то, что от него тот холоп бежал, пократчи, и та гибель взяти на том, кто, не обыскав, на чужого холопа кабалу или беглую возьмет; а тот холоп по старому холопству, или по полной, или по докладной, или по духовной тому государю.

79. А положат на одного холопа две полные или две докладные, и которая будет старее, тому тот холоп, а деньги по новой полной или по докладной у того пропали; а снос старого государя взяти на том, кто положит новую полную или докладную, а тот ведает со своим знахарем сам; а станет тот на того знахаря бита челом о суде, ино на него дати суд.

80. А холопа рать полонит, а выбежит из полону, и он свободен, а старому государю не холоп. А похочет тот холоп к своему к старому государю, и того холопа явити боярам, а дьяку подписать на старой крепости, а пошлины имати з головы по алтыну. А которой холоп побежит з государем своим, один бежит без государя своего, а не рать полонит, и выйдет тот холоп из тех земель опять к Москве, и он старому государю холоп по старому холопству, опричь того, нечто кому государь пожалует, даст вольную грамоту.

80.А детей боярских служилых и их детей, которые не служивали, в холопы не принимать никому, опричь тех, которых государь от службы отставит.

Вотчину чужими деньгами или заложит или продаст, а доведет на него продавец, что он выкупил чужими деньгами и держит ее не за собою, та вотчина прежнему продавцу безденежно. А кто похочет вперед свою вотчину мимо вотчичев заложить у стороннего человека, и тем сторонним людям невотчичем те вотчины в заклад имати, в колке чего та вотчина судит. А возьмет кто сторонней человек, а невотчич, вотчину в заклад во много больше тое цены, чего та вотчина судит, и кто вотчин учнет бита челом, что закладывает или уже заложил в чужой род, и тому вотчину та вотчина в заклад взяти в меру, чего та вотчина судит. А что тот денег в займы дал лишок больше той цены, чего та вотчина судит, и у того (те) деньги пропали. А кто свою вотчину применит невотчичу, а примет денег, и кто вотчич учнет ту вотчину выкупать, и тому та вотчина выкупать, и тому та вотчина выкупити; а земли ему оставити в меру столько, сколько он своей земли променял.

86. А промеж сел и деревень городити огорода, по половинам: а чьею огородою учинитца протрава, ино тому платити, чья огорода. А где отхожие пожни от сел и от деревень, ино поженному государю не городитесь, городит тот всю огороду, чья к пожни земля ораная пришла. А кто вытравит какой хлеб или ложно, и тот хлеб и ложно платит тому, чья изгородь.

87. А кто сорет межу или грань ссечет из царевы и великого князя земли у боярина или у монастыря, или боярской у монастырского, или монастырской у боярской, и кто в тех межу сорет или грань ссекал, ино того бита кнутьем да истцу на нем взяти рубль; а крестьяне меж себя в одной волости или в селе кто у кого межу переорет или перекосит, ино волостелю или посельскому имати на нем за барана два алтына.

А крестьянам отказывались из волости в волость, из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в полях за двор рубль да два алтына, а в лесах, где десять верст до хоромного лесу, за двор полтина да два алтына. А которой крестьянин живот за кем год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы поживет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повоз имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем нет. А останетца, у которого крестьянина хлеб в земле, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба

Вопросы для работы с документами:

1. В чье правление были созданы рассматриваемые Судебники?

2. Что послужило основной причиной для их написания?

3. Почему первый Судебник появился более чем 400 лет после принятия первого закона Руси – Русской Правды, а второй всего лишь через 50 лет, после принятия Судебника 1497 г.?

4. Какие, на ваш взгляд, основные вопросы поднимает Судебник 1497 г.? Существует ли разделение судебной деятельности монарха и бояр?

5. Кто такие «целовальники»? Каковы их функции?

6. Какие судебные сборы существовали в России по Судебнику 1497 г.?

7. Что такое «полевые пошлины», «докладной список», «правовая грамота»? В каких случаях используются эти термины?

8. Рассмотрите положение холопов. Как холоп мог получить отпускную на волю? Что такое отпускная грамота?

9. Каковы были условия перехода крестьян от одного владельца к другому? О чем свидетельствуют эти положения?

10. Каково было значение Судебника 1497 г. для русской истории?

11. Сравните положение зависимого крестьянского населения по двум Судебникам. Какие изменения произошли в их статусе?

12. Сколько лет действовал Судебник Ивана III?

Методические советы для студентов:

Прежде чем приступать к рассмотрению указанных проблем, выясните, что такое самодержавие; централизованное и единое государство. Выявите их сходства и различия. Далее рассмотрите специфику формирования русского централизованного государства. Выясните социально-политическую структуру Русского государства в к. 15 - н.16 вв. Раскройте внутреннюю и внешнюю политику Ивана III. Укажите предпосылки формирования самодержавных черт государственной власти.

Рассматривая второй вопрос, уделите внимание оценке историков деятельности Ивана Грозного. Дайте характеристику двум этапам его внутренней политики: деятельности вместе с Избранной Радой и периоду опричнины. Выясните причины перехода одного этапа в другой. Определите основные направления его внешней политики и дайте им характеристику. Проведите работу с предложенными историческими документами.

Изучение третьего вопроса необходимо начинать с выяснения причин Смутного времени. Раскройте борьбу альтернативных путей развития страны, а также попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и гражданским обществом. Охарактеризуйте правления Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского как персонифицированное отражение борьбы альтернатив развития страны. Рассмотрите крах центральной власти и его последствия.

Раскройте причины избрания Михаила Романова русским царем. Проанализируйте внутреннюю и внешнюю политику Михаила Федоровича и Алексея Михайловича и укажите основные направления их деятельности. Укажите особенности сословно представительской монархии в России.

Сделайте вывод об истоках развития государства в 16 и 17 вв.

Темы для докладов и сообщений:

1. Иван III: человек и политик.

2. Василий III: исторический портрет.

3. Сословно-представительская монархия в России XVI в.

4. Казанский и Астраханский походы Ивана Грозного: «цивилизованная экспансия Москвы».

5. Б. Годунов: личность, политик, государь.

6. Мир русской деревни в XVII в.

7. Первые Романовы.

8. Соборное уложение 1649 г.

Вопросы для самоконтроля:

1. В каком направлении эволюционировала высшая власть в России в 16 в.? Чем это можно объяснить?

2. Какие основные черты дворцово-вотчинной и приказной систем управления вы можете назвать?

3. Какие альтернативы реформирования страны существовали к моменту воцарения Ивана Грозного? Какая победила? Почему?

4. В чем вы видите причины перехода власти к опричному террору?

5. Каковы основные черты российского типа феодализма?

6. Чем можно объяснить Смуту и Кризис власти в начале века?

7. Что принципиально нового в экономическом развитии России появилось в 17 в.? В чем вы видите причины этого?

8. Какие важнейшие внешнеполитические задачи так и не были решены для России в течение века?

Основная литература:

  1. Артемьев А.Д. Даурская ссылка протопопа Аввакума // Вопросы истории. - 2004. - № 5. - С. 132-145.
  2. Борисов Н. Иван III. - М., 2000.
  3. Варенцова Л.Ю. Царевна Ксения Годунова // Вопросы истории. - 2005. - № 1. - С. 131-137
  4. Волохин Д. Хозяин Москвы // Родина. - 2005. - № 6. - С. 68-69.
  5. История России: Учебник для технических вузов / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., переработанное и доп. - М., 2004.
  6. История России с древнейших времен до 1861 г.: Учебник для студентов вузов / Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., исправленное. - М., 2000.
  7. Найденова А. Многие разорились, многие повесились // Родина. - 2005. - № 5. - С. 10-11.
  8. Нефёдов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины 17 века // Вопросы истории. - 2004. - № 7. - С. 36-45.
  9. Петрухинцев Н.Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце 16 века // Вопросы истории. - 2004. - № 7. - С. 23-41.

10. Пчелов Е.В. Правители России от Юрия Долгорукова до наших дней: Справочник по истории России. - М., 2000.

11. Трепавлов В.В. “Непоколебимый столп”: образ России 16-18 вв. в представлении её народов // Вопросы истории. - 2005. - № 8. -
С. 36-47.

Дополнительная литература:

1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. - Новосибирск, 1991.

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для студентов средних пед. заведений. - М., 1999.
  2. Большая детская энциклопедия: История России с древнейших времен до XIX века. - М., 1999.
  3. Бутрамеев В. Всемирная история в лицах: Россия от Рюрика до 1917 года. - М., 1999.
  4. Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVII вв. - М., 1982.
  5. Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV века. - М., 1999.
  6. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедия слов / Сост.: Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксин и др. - М., 1999.
  7. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М., 1989.
  8. Коргалов В.В. Конец Ордынского ига. - М., 1980.

10. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. - М., 1999.

11. Скрынников Р.Г. Россия после опричнины. - Л., 1975.

12. Скрынников Р.Г. Царство террора. - Л., 1992.

13. Фиорд Б. Иван Грозный. - М., 1999.

14. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства. - М., 1960.

Раздел 2

Наши рекомендации