По ценностям доминирующей культуры
Политический процесс в России относится к незападному типу. Для него характерна нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений.В силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ограничивать и контролировать политику, политика в России пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур2.
2. По характеру взаимодействия власти и общества политический процесс в России можно отнести к вертикально-организованным процессам, в которых власть односторонне определяет правила и условия должного политического поведения, навязывая гражданам желательные для нее ценности3. Исторически в России центральное место занимают сильные структуры власти, прежде всего, государство и его лидер. Основанием для получения прав и статусов индивида является вхождение во властные структуры или близость к ним. Это было исходным принципом статусной дифференциации общества через пожалование прав различным группам и определение их обязательств перед государством. Так дифференцировалось общество на сословия в дореволюционной России, так различались социальные группы в советское время (иерархическая лестница в системе номенклатуры), этот же принцип осуществлялся и в современной России, где большие «куски» государственной собственности захватили при приватизации группы людей, ближе других находившиеся к власти.
Во взаимодействии «власть-общество» политическая инициатива принадлежит государству, поскольку оно продолжает концентрировать власть и ресурсы в своих руках. Тотальная зависимость населения от власти проявляется в идеологии вождизма. Вождизм представляет собой феномен подданнической культуры и основан на личной преданности и близости индивидов и групп к человеку, который персонифицирует верховную власть. Неизбежным следствием такой зависимости является постоянная демонстрация личной лояльности, преданности. В современных условиях под воздействием демократических перемен, казалось бы, идеология вождизма должна рассеяться, а персонифицирующий верховную власть президент превратится просто в политического лидера. Формально по многим признакам дело будто бы так и обстоит: легитимность президента приобретает рациональные легальные черты: она формируется на всеобщих выборах, результаты которых как результаты свободного волеизъявления признаются всем обществом, деятельность лидера опирается на Конституцию, в ней провозглашен принцип разделения властей, функционируют представительные органы в лице Федерального Собрания. Однако же в действительности концентрация в руках президента такого объема законодательных, исполнительных, представительских полномочий, отсутствие реальных правовых рычагов контроля за его деятельностью, по сути дела, способствуют сохранению вождизма как сущности персонифицированной власти, хотя и облаченной в демократическую форму.
Определяющая роль органов государственной власти в политическом процессе связана и с тем фактом, что до 90-х годов XX в. политическое руководство имело дело с обществом, представляющим собой нерасчлененную целостность государственно-зависимых работников. Государственная собственность на средства производства ставила всех членов общества в зависимость от государства. Эта ситуация обусловила отсутствие структурированных групп интересов, осознающих свои специфические цели, а вместе с тем и структурирование политических сил (партий, групп, интересов), которые могли бы реально представлять и защищать интересы социальных групп и общностей. В этих условиях сами властные структуры выражали групповые интересы управленцев различных ведомств и политического руководства. Поэтому взаимодействие «власть-общество» было по своему характеру односторонним, поскольку все политические решения спускались сверху1.
В 90-х годах в России складывается многоукладная экономика и статусная дифференциация по принципу близости к власти дополняется социально-экономической. На этой базе формируется масса социальных интересов и выражающих их политических сил. Прежняя политическая разнородность разрушена. Однако новая демократическая система власти еще не оформилась. Конституция 1993 года продолжает ту же традицию концентрации власти в центре в лице президента и его структур2.
3. Из этого вытекает и третья особенность политического процесса в России, которая заключается в его неструктурированности и в высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических функций и ролей.Как отмечалось ранее, большая совмещаемость и взаимозаменяемость ролей обнаруживается в статусе президента, который по Конституции 1993 года выполняет одновременно представительские и исполнительские функции, а также обладает законодательными полномочиями (указы президента имеют юридический статус законов). Многообразие участников российского политического процесса только кажущееся, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограничены. Показательна в этом плане роль одного из главных субъектов политического процесса — политических партий и общественно-политических движений. Их многообразие (более 150), казалось бы, должно дать основание для вывода, что они представляют многообразие интересов различных групп гражданского общества. Однако на деле их способность представлять интереса гражданского общества весьма условна по ряду причин. Во-первых, потому что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиентелы, выражающие групповые интересы. Они представляют собой объединения сторонников вокруг своего лидера. Эти сподвижники являются клиентами конкретного лидера, который представляет их требования в структурах власти. В современной России в соответствии с изменившейся конъюнктурой постоянно возникают партии власти, состоящие из чиновников («Демократический выбор России» в начале 90-х годов, «Наш Дом Россия» в середине 90-х годов, блок «Единство» в конце 90-х годов). Многие высшие чиновники из правительства и администрации президента возглавляют партии и движения или входят в их руководство.
4. Для российского политического процесса характерным является также отсутствие интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. В демократических странах политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором общество доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. В России такой системы представительства интересов не было и не существует до настоящего времени. Наибольшими возможностями пока обладает правящая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и политическое влияние. Партийная система, как отмечалось ранее, еще не в состоянии выступать эффективным каналом передачи требований от социальных групп и общностей власти. Поэтому доминирующей формой политического представительства стали различного рода лобби — заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регионального, этнического характера. Возможности влияния у различных заинтересованных групп неодинаковы. Они зависят от внутренней сплоченности группы, объема ресурсов, которыми она располагает. В связи с этим наиболее могущественные группы интересов представлены энергетическим, банковским, аграрным, промышленным, административным лобби1.
5. Важная особенность политического процесса в современной России — его конфликтный характер; отсутствие консенсуса между его участниками относительно узаконенных целей и средств политического действия. Причина конфликтности политического процесса кроется прежде всего в различных ценностных ориентациях. Большинство населения в силу традиций воспитания, а также реального экономического положения исповедует социалистические ценности коллективизма и социального равенства, общенародной собственности и т. д. Сформировавшаяся в результате приватизации правящая элита отстаивает либерально-буржуазные ценности индивидуализма, свободы, частной собственности, конкуренции и т. д. Идеологическое противостояние между большинством населения и правящей элитой инициируется экономическими факторами. Процесс приватизации и последующая экономическая деятельность привели к резкому социальному расслоению. Относительно небольшая группа (около 3 %) сказочно разбогатела, тогда как абсолютное большинство населения (около 80 %} находится на грани нищеты. Постоянно возрастающее экономическое неравенство углубляет конфликтность политического взаимодействия. Исследователи делают вывод, что в современном политическом процессе в России сохраняются предпосылки для существования и активизации революционных сил. Чрезвычайная концентрация экономических ресурсов политической власти в руках правящей ^литы заставляет контрэлиту и оппозицию выступать в качестве революционного движения, а не просто политических оппонентов («Трудовая Россия»; «Союз офицеров» и другие крайне левые организации коммунистической и националистической ориентации).
Для успешного развития политического процесса России в дальнейшем необходимо:
1) повышение уровня политического руководства российским обществом;
2) достижение устойчивости общественных отношений;
3) интенсификацию деятельности по созданию правового и социального государства;
4) новые взаимоотношения государства с гражданским обществом;
5) совершенствование федеративного устройства Российского государства;
6) эффективные мероприятия по формированию среднего класса;
7) дальнейшие демократические преобразования в экономической сфере;
8) развитие политического плюрализма;
9) проведение эффективной социальной политики;
10) создание и реализацию четкой геополитической программы развития страны, соблюдения ее национальных интересов.