Значение разделов
Предстояло воссоединить Западную Русь; вместо того разделили Польшу. Россия присоединила не только Западную Русь, но и Литву с Курляндией, зато Западную Русь не всю, уступив Галицию в немецкие руки.
С падением Польши столкновения между тремя державами не ослаблялись никаким международным буфером. Притом «нашего полку убыло» – одним славянским государством стало меньше; оно вошло в состав двух немецких государств; это крупная потеря для славянства; Россия не присвоила ничего исконно польского, отобрала только свои старинные земли да часть Литвы, некогда прицепившей их к Польше.
Наконец, уничтожение польского государства не избавило нас от борьбы с польским народом: не прошло 70 лет после третьего раздела Польши, а Россия уже три раза воевала с поляками (1812, 1831, 1863 г.). Может быть, чтобы избегнуть вражды с народом, следовало сохранить его государство.
Заключение
Каковы итоги и характер внешней политики Екатерины II?
Закреплен был северный берег Черного моря от Днестра до Кубани. Южно – русские степи, исконный приют хищных кочевников, вошли в русский народнохозяйственный оборот. Возник ряд новых городов (Екатеринослав, Херсон, Николаев, Севастополь и др.). Договор 1774 г. открыл русским купеческим кораблям свободное плавание по Черному морю. Возникший присоединением Крыма военный флот в Севастополе служил опорой русского протектората над восточными христианами. В 1791 г. вице-адмирал Ушаков17 успешно дрался с турецким флотом в виду Босфора, и в голове Екатерины опять засветилась мысль о возможности идти прямо на Константинополь. Была воссоединена почти вся Западная Русь.
В России по отдаленным захолустьям долго помнили и говорили, что в это царствование соседи нас не обижали и наши солдаты побеждали всех и прославились. Безбородко (самый видный дипломат после Панина) говорил молодым дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела».
2.9 Если сравнивать социальную политику Петра и Екатерины относительно крестьянского сословия, я могу заметить, что она достаточная схожа: оба монарха усиливают и без того не малый крепостной гнёт, не происходит уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Однако для Петра I крестьяне - это средство содержания огромной русской армии, а для Екатерины - это «такие же люди, как мы». Во время правления Екатерины II начиналась разработка «Жалованной грамоты крестьянству», однако проект этот не был реализован: ценность власти и престола для императрицы была слишком велика. Следовательно, можно отметить различие в методах управления крестьянами: петровские методы были более жесткими по сравнению с методами «просвещённого абсолютизма».
Что касается реформ двух самодержцев относительно дворянского сословия, то итоги преобразований достаточно полярны. В петровскую эпоху дворяне не были привилегированным сословием, и даже служить они были обязаны точно так же, как и все, ведь «родовитость» больше не принималась во внимание. По «Жалованной грамоте дворянству…» Екатерины Великой дворяне получают значительные привилегии по сравнению с другими сословиями: они были освобождены от обязательной службы, от телесных наказаний, личных податей, рекрутской повинности, а так же дворяне получают ряд других прав, о которых велась речь выше.
Общей чертой социальной политики Петра I и Екатерины I является активное развитие науки, образования, повышение культурного уровня значительной части общества в целом. Появляются первый музей, Академия Наук, Смольный институт, Академия художеств, новое летоисчисление, униформа и др. Однако по-прежнему реформы проводились на изжившей себя самодержавно-крепостнической основе, сохранялась абсолютная монархия при отсутствии прав и свободу подавляющего числа населения.