Институты межбюджетных отношений
1-институт финансового выравнивания или эквализации
2-институт стимулирования финансовой эффективности субъектов федерации
3- институт финансового возмещения
Эквализация бывает вертикальной – предполагает перераспределение доходов между федерацией и субъектами федерации ;и горизонтальной – чаще всего.
КРФ федеральный бюджет, фед.налоги и сборы, фонды регионального развития относит к ведению РФ, а к совместному ведению С.РФ и РФ относит установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. Гарантии участия совета федерации в бюджетном процессе недостаточны, ограничены ст.106.
16. В ст. 132 КРФ сказано что органы МСУ сами формируют и утверждают исполнение местного бюджета, устанавливают местные налоги и сборы.
Конструкция ст. 71 72 73 позволяет сформулировать вывод о том, что полномочия по установлению налогов и сборов в соответствии с остататочным принципом относятся к собственному ведению субъектов, значит установление региональных налогов должно устанавливаться законами субъектов.
указывая о единстве экономич.пространства ст 8. В решении КС 1996 г присутствует одна и та же позиция, док-во того, что установление региональных налогов и сборов относится не к совместн.ведению.
Согласно позиции КС регион налог вводится налоговым кодексом РФ, никаких иных дополнит налогов вводить нельзя, к полномочиям субъекта относится только введение в действие налога, установлен фед.законодательством, определенного уровня налоговой ставки.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
17. Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти на различных уровнях, органами местного самоуправления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечение бюджетного процесса.
Этапы развития межбюджетных отношений в РФ:
1 - с 91 по 93 гг.= республики в составе рсфср отказались перечислять в федеральный бюджет собираемые на их территории налоги
в результате межбюджетные отношения регулировались двухсторонними соглашениями
2 - с 93 по 98 гг= был создан первый федеральный фонд регионального развития (1994) и установлены единые правила сбора налогов, но субъектам ф-ии было предоставлено право устанавливать собственные налоги помимо тех что предусмотрены ФЗ
3 - с 99 по 2006 = была проведена налог.реформа , основной целью которой стало выравнивание экономического развития суб-в ф-ии.
до реформы доходы фед.бюджета составляли 44 % в консолидированном бюджете, а к 2007 г. Они стали составлять 66%. Эти дополнительные доходы накапливались в специальных фед.фондах и из них поступали в бюджеты суб-в.
Начиная с 2003 года финансовая помощь стала предоставляться только из специальных фондов. Таких фондов в настоящее время четыре в федеральном бюджете:
1. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Из него предоставляются дотации в региональные бюджеты на покрытие недостатка в доходах, а также из него выплачиваются субвенции и субсидии отдельным видам региональных бюджетов для финансирования мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством и федеральным бюджетом.
2. Фонд регионального развития.Из этого фонда выплачиваются субвенции и субсидии для финансирования капитальных расходов региональных бюджетов, уставленных федеральными целевыми программами. А также в этом фонде предусмотрены субвенции и субсидии по целевым программам субъектов РФ при недостатке у них собственных средств.
3. Фонд компенсаций. Из него выдаются также субвенции и субсидии для обеспечения гарантий, установленных гражданам РФ в федеральных законах о государственных пособиях на детей, о ветеранах и др.
4. Фонд развития региональных финансов. Он создан для финансирования отдельных субъектов РФ, которые наиболее эффективно проводят экономическую реформу и реформу бюджетной системы.
Межбюджетные трансферты — средство межбюджетного регулирования, заключающееся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме:
- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);
- субсидий местным бюджетам;
- субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ, передаваемых на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством РФ;
- иных межбюджетных трансфертов бюджета бюджетной системы РФ.
Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий ОГВ С.РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и ее С., расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
18. Реформа полномочий - Федеративная реформа 2003. Ее суть в изменении механизма разграничения полномочий по предметам совместного ведения . до 2003 года действовал ФЗ от 24 июня 1999 №119-ФЗ «об общих принципах разграничения предметов…». Согласно этому фз по предметам совместного ведения ф-я могла принимать только рамочные законы, за исключением фз которыми регулировались фед.полномочия по предметам совм.ведения.
В 2003 было предложено все полномочия по предметам совм.ведения разделить на 2 группы. Первая:по этим полномочиям ф-я принимает законы прямого действия (нет закона субъекта), ф-я финансирует исполнение этого полномочия , ф-я исполняет или передает исполнение субъекту. В последнем случае ф-я контролирует исполнение полномочия. Вторая: группа полномочий по которым согласно проекту фз ф-я осуществляет рамочное регулирование т.е . принимается закон суб-та ф-ии прямого действия, исполняет это полномочие суб-т (за счет суб-та ф-ии)
при этом вторая группа была закреплена закрытым перечнем (всего 41 полномочие , сегодня около 90).
но в окончательной редакции закона не установлено правило рамочного федерального регулирования.
Есть другое ограничение опред-е ФЗ: в ФЗ не может быть положений, которые регулируют объем и порядок осуществления расходов из бюджета суб-та РФ.
На практике это привело к тому что часть полномочий которые суб-ты считали своими стали федеральными, а объем фед.полномочий по предметам совм.ведения возрос приблизительно на 3 сотни
поскольку объем фед.полномочий возрос, встал вопрос о том кто будет их исполнять. Ф-я изобрела институт которого не было в конституции (институт передачи фед-х полномочий для осуществления субъектом РФ) в форме ФЗ после реформы было принято 5 ФЗ которыми РФ передала суб-м более сотни полномочий что привело к существенному ограничению прав суб-в РФ в части формирования собственных ОГВ.