Древний Восток и всемирная история
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Под редакцией В. И. КУЗИЩИНА
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
Укладач: Дарюга Е.В.
Издательство «Высшая школа», 1979
© Издательство «Высшая школа», 1988, с изменениями
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
Древний Восток и всемирная история 11
Раздел I. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 17
Глава 1. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. НАСЕЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ 17
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА 34
Глава 3. ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕГИПТА И СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОБЩЕЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ЭПОХА СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКИХ ПИРАМИД 40
Глава 4. Общеегипетское государство в период Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) 50
Глава 5. Великая Египетская держава в эпоху Нового царства (XVI—XII вв. до н. э.) 59
Глава 6. Египет в эпоху Позднего царства 77
Глава 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 87
Заключение к разделу I 104
ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ 106
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 108
Раздел II. МЕСОПОТАМИЯ 109
Глава 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА. НАСЕЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ 109
Глава 9. ДРЕВНЕЙШАЯ МЕСОПОТАМИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА. ГОРОДА ГОСУДАРСТВА ШУМЕРА 132
Глава 10. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В МЕСОПОТАМИИ. ДЕРЖАВЫ АККАДА И III ДИНАСТИИ УРА 142
Глава 11. МЕСОПОТАМИЯ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. ПРЕОБЛАДАНИЕ ВАВИЛОНА 150
Глава 12. Великая Ассирийская военная держава в 1 тысячелетии до н. э. 171
Глава 13. ВАВИЛОНИЯ В КОНЦЕ II — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.: ОТ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПАДКА ДО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ 188
Глава 14. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ 202
Глава 15. МАЛАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ. МАЛАЯ АЗИЯ: СТРАНА И НАСЕЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ. ДРЕБНЕЙШИЙ ПЕРИОД ЕЕ ИСТОРИИ 216
Глава 16. ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО 223
Глава 17. ФРИГИЙСКОЕ И ЛИДИЙСКОЕ ЦАРСТВА 233
Глава 18. ВАНСКОЕ ЦАРСТВО (УРАРТУ) И ГОСУДАРСТВА ЗАКАВКАЗЬЯ 239
Глава 19. ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И АРАВИЯ. СИРИЯ, ФИНИКИЯ И ПАЛЕСТИНА В ДРЕВНОСТИ 253
Глава 20. КАРФАГЕН В IX—III ВВ. ДО Н. Э.: ОТ ФИНИКИЙСКОЙ КОЛОНИИ ДО ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ 277
Глава 21. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА 284
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ II 297
ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ 300
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 303
Раздел Ш. ИРАН И СРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ 305
Глава 22. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И НАСЕЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ 305
Глава 23. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА ЭЛАМА 311
Глава 24. МИДИЙСКОЕ ЦАРСТВО В VIII—VI вв. до н. э. 318
Глава 25. ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА В VI—IV ВВ. ДО Н. Э. 323
Глава 26. СРЕДНЯЯ АЗИЯ В III—I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯХ до н. э. 352
Глава 27. КУШАНСКАЯ ДЕРЖАВА И ПАРФИЯ 362
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III 376
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 378
Раздел IV. ЮЖНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ 379
Глава 28. ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ 379
Глава 29. ИНДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (ХХШ—XVIII вв. до н. э.) 387
Глава 30. «ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД». СТАНОВЛЕНИЕ РАННИХ ГОСУДАРСТВ В СЕВЕРНОЙ ИНДИИ (XIII—VII вв. до н. э.) 393
Глава 31. «БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД». СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В VI—III вв. до н. э. И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕИНДИЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ 400
Глава 32. «КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА», ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ ВО II В. ДО Н. Э.—V В. Н. Э. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ 409
Глава 33. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 418
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ IV 432
ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ 434
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 435
Раздел V. ДРЕВНИЙ КИТАЙ 436
Глава 34. ПРИРОДНАЯ СРЕДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИОГРАФИЯ 436
Глава 35. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ, ШАН-ИНЬ И ЧЖОУ 444
Глава 36. ДРЕВНИЙ КИТАЙ В VIII—III ВВ. ДО Н. Э. 452
Глава 37. ИМПЕРИЯ ХАНЬ В III В. ДО Н. Э.—I В. Н. Э. 460
Глава 38. ПЕРВОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО В КИТАЕ — ИМПЕРИЯ ЦИНЬ (221—207 ГГ. ДО Н. Э.) 467
Глава 39. ДРЕВНИЙ КИТАЙ В I—III вв. н, э. 477
Глава 40. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ 486
ДРУГИЕ СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 494
Глава 41. СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 494
Глава 42. ГОСУДАРСТВА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ 500
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ V 507
ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ 509
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 511
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 512
ВАЖНЕЙШИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 519
ПРЕДИСЛОВИЕ
Второе издание учебника «История Древнего Востока» подготовлено с учетом новых материалов, появившихся в научной литературе по истории стран Древнего Востока, а также опыта работы с первым изданием на исторических факультетах государственных университетов. Этот опыт показал правомерность принятого в первом издании изложения истории стран Древнего Востока по разделам, объединяющим крупные регионы: Египет и сопредельные страны; Передняя Азия; Иран и Средняя Азия; Южная Азия; страны Восточной и Юго-Восточной Азии—что позволяет проследить общее и особенное в рамках каждого региона.
Вместе с тем все это и прежде всего появившиеся в науке новые материалы продиктовали необходимость внесения целого ряда изменений и дополнений во второе издание. Заново написаны два раздела (из пяти), а именно история Древнего Египта и Южной Азии. В пятый раздел учебника включен материал по древнейшей Японии, что позволяет изучать историю этой страны в рамках университетского курса «История Древнего Востока» и «История Древнего мира» в целом как одну из его органических частей.
Авторы и редакторы учебника сочли необходимым расширить материал о контактах между древневосточными государственными образованиями и окружающей их кочевой периферией, особенно в главах по истории Ирана и Средней Азии, Индии и Китая, считая взаимодействие между ними важной частью формирования и развития древневосточных цивилизаций. Вместе с тем сокращен материал по истории древней Фригии, Троянского царства, древнейших культур Месопотамии (VII—V тысячелетия до н. э.), древнего Цейлона, усвоение которого оказалось для студентов затруднительным.
Довольно существенно переработаны обзоры источников и историография, в которых сделана попытка перейти от библиографического описания к изложению вклада наиболее крупных представителей различных научных школ, насколько это возможно в рамках очень небольших параграфов. Были подвергнуты переработке главы по истории культуры древневосточных народов.
Изучение древневосточной истории для студентов первого курса представляет известные трудности, и потому авторы в этом издании предлагают ряд методических рекомендаций. Каждый из пяти основных разделов завершается небольшим методическим приложением, содержащим перечень вопросов для повторения и закрепления излагаемого материала, важнейшие даты и список наиболее крупных или доступных для студентов работ по данному разделу. При постановке вопросов авторы стремились к нестандартной их формулировке, которая дает возможность сравнивать аналогичные исторические процессы в разных странах Древнего Востока, побуждает обращаться к дополнительной литературе, сборникам (хрестоматиям) источников, что должно активизировать внимание и наблюдательность студента, расширить его кругозор, привить навыки поиска ответов.
Редколлегия
Авторы были бы благодарны преподавателям и студентам, которые сообщат о своих замечаниях и предложениях как по поводу методических рекомендаций, так и по всему курсу.
Человеческое общество в сзоем развитии прошло ряд стадий, каждая из которых характеризуется определенным состоянием и уровнем хозяйственной жизни, общественных отношений, административного устройства и культуры. Крупный этап в развитии человеческого общества носит название общественно-экономической формации. История человеческого общества представляет собой последовательную смену первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономических формаций. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. народы Советского Союза, а затем народы ряда других стран стали жить в условиях социализма, который является первой стадией коммунистической общественно-экономической формации.
Первобытнообщинная формация характеризуется простыми формами хозяйства, родовыми отношениями, отсутствием классов, классовой борьбы, государственной организации, наличием своеобразной идеологии.
Следующим этапом была рабовладельческая обществен но-экономическая формация, за время существования которой общество создало довольно сложную экономику, разделилось на общественные классы и сословия. Возникли классовые и социальные противоречия и государство как инструмент господства одного класса над другим, как регулятор отношений расколотого на антагонистические классы общества. Усложнилась духовная жизнь общества.
Развитие рабовладельческой формации определяется движением рабовладельческого способа производства материальных благ (который представляет собой единство производительных сил и производственных отношений), усовершенствованием техники, открытием новых видов сырья и новой технологии, накоплением производственного опыта людей. Все это приводит к изменению взаимоотношений людей в процессе производства, формированию новых классов и сословий, т. е. к изменению способа производства, уничтожению старого, рабовладельческого и появлению нового, феодального способа производства. С изменением способа производства рабовладельческая формация отмирает и уступает место новому, феодальному обществу, феодальной общественно-экономической формации, более прогрессивной по сравнению с предшествующей.
Рабовладельческая общественно-экономическая формация — необходимое звено всемирно-исторического процесса. В ее недрах сложились такие формы хозяйственной жизни, классовой и сословной структуры, государственной организации, идеологической и религиозной жизни, такие культурные эталоны, которые оказались исходной точкой последующего развития человеческого общества.
В университетском курсе всемирной истории история рабовладельческого общества, рабовладельческой формации носит название истории древнего мира. Этот курс подразделяется на историю стран Древнего Востока и историю античности (Древней Греции и Древнего Рима), что отражает специфику развития стран Древнего Востока и «классической древности», или античности, в рамках единой раоовлалельческой формации. В странах Древнего Востока рабовладельческий способ производства, сама структура общества была иной, чем в странах античного мира, где развилось так называемое классическое, или античное, рабство, получившее распространение в древнегреческих полисах и в Древнем Риме.
Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30— 20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Со времени похода Александра Македонского на этой территории возникли так называемые эллинистические государства, которые изучаются в курсе «История Древней Греции». Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III—V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену рабовладельческому обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.
Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории Ближнего Востока и почти всего Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.
Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это район в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700 км) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180), Ганг (ок. 2700), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиораци и земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).
Поселившимся здесь людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.
Вместе с тем в аллювиальных долинах, как правило, было мало камня, строительного дерева, металлов (меди, олова, золота, серебра), необходимых для нормальной хозяйственной жизни. Эти виды сырья, напротив, имелись в горных районах, пустынях и нагорьях, соседствующих с долинами крупных рек. Поэтому уже с IV тысячелетия до н. э. были установлены контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра и Евфрата) с населением горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем, Армянским нагорьем, Тавром и др.), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При невысоком уровне производства и торговли эти контакты нередко превращались в грабительские войны, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и продуктов или включение территорий с источниками сырья в государство завоевателей и создание крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек также территории пустынь и нагорий.
Благоприятные возможности для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий привели к быстрому развитию производительных сил, возникновению довольно крупных поселений. В отдельных поселках сосредоточивается большое число людей, здесь уже в III тысячелетии до н. э. появляются внушительные по размеру общественные сооружения, оборонительные стены для защиты от нападений врагов, т. е. возникают города.
Город — принципиально новое явление в истории того времени; он становится центром управления и религиозного культа, в нем концентрируется ремесленное производство, обслуживающее нужды городского населения, правителя и его администрации, служителей культа, а также работающее на соседнюю сельскохозяйственную округу. Создание производящей экономики, ирригационного земледелия и домашнего скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов было настоящей революцией в развитии человеческого общества на Древнем Востоке. Результатом этой" революции явилось разложение примитивных первобытнообщинных отношений, усложнение социальной структуры, разделение более или менее однородного родового общества на прослойки, различавшиеся по богатству, знатности, влиянию среди соплеменников и сородичей. Появляется новый социальный институт — рабство, слабо известное в родовом обществе. Рабство стало возможным и даже необходимым на той стадии развития общества и его производительных сил, когда отдельный индивидуум мог дать не только необходимый, но и прибавочный продукт. Вот почему захваченных во время военных действий пленников не убивали как лишних едоков, а превращали в рабов, т. е. лишали всех прав и принуждали к труду. Основной функцией раба становится работа на своего господина-рабовладельца. Рабство усложнило имущественную и иную дифференциацию родового общества: появляются богатые и бедные, знатные и простолюдины; часть общинников разоряется из-за неурожаев, стихийных бедствий, маломощности хозяйства и деградирует до положения рабов.
Количество рабов, пополняемое из самых различных источников, постоянно растет. Появляется также прослойка людей, которые не имеют средств производства, работают в принудительном порядке в государственном или храмовом хозяйстве и получают за это продовольствие. И хотя они формально сохраняют свободу, имеют семью, фактически эти люди — подневольные работники, близкие рабам.
Так по мере усложнения хозяйства, развития производительных сил постепенно формируются общественные классы, т. е. «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»
Древний Восток и всемирная история
В странах Древнего Востока постепенно сформировались три основные класса: класс рабов и близких им подневольных работников, класс мелких производителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин. Каждый класс не был монолитен и однороден, а состоял из нескольких слоев, различавшихся по юридическому и бытовому положению, имущественной состоятельности. Например, в классе рабов имелись рабы-чужеземцы, приравненные к вещи, и рабы-должники, сохранявшие элементы правоспособности; существовало также рабское положение младших членов семьи по отношению к отцу, домохозяину. Класс мелких производителей состоял из свободных и зависимых земледельцев, ремесленников различного имущественного положения. Особенностью господствующего класса в странах Древнего Востока являлась его тесная связь с государственным аппаратом.
Наличие трех основных классов определило сложный характер классовых и социальных взаимоотношений в древневосточных обществах. Сохранились сведения о классовой и социальной борьбе, о восстаниях, в которых принимали участие рабы, зависимые работники и наиболее обездоленные слои класса свободных мелких производителей, главным образом рядовые члены земледельческих общин. Между различными слоями господствующего класса имелись трения, перераставшие иногда в острые столкновения между военной и жреческой аристократией, жречеством и служилой знатью во главе с царем.
Довольно сложная классовая и социальная структура свидетельствует о высоком уровне развития древневосточного общества по сравнению с первобытным. Вместе с тем нужно отметить относительно замедленный темп развития древневосточных стран по сравнению с древнегреческими полисами и Древним Римом. Это проявилось в застойном характере древневосточной экономики, слабом развитии товарного хозяйства, медленном совершенствовании техники и технологии, в неглубоком разделении труда. Сами рабовладельческие отношения не достигли глубины и масштаба (малая численность рабов, слабое участие во многих отраслях производства, низкая производительность труда), характерных для Древних Греции и Рима.
Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Она состояла из отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин,
Внутри общин существовала имущественная и другая дифференциация, выделились богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые и знатные общинники имели в своем распоряжении рабов. Несмотря на это, община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной стихией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.
Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы рабовладельческого государства,— в подавлении сопротивления эксплуатируемых (рабов и свободных мелких производителей) в интересах господствующего класса. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране, или, говоря словами К. Маркса, включало в свою структуру ведомство общественных работ. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.
Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распределялась между общинниками). Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право пользования землей обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.
Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в руках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие отряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы. Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйственной и ремесленной продукции, других материальных ценностей, получаемых непосредственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.
Древневосточная деспотия как специфическая форма рабовладельческой монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.
На Древнем Востоке проживало население, принадлежавшее к различным расам и более мелким общностям, на которые распадаются большие расовые группы: племена и народности евразийской, или европеоидной, экваториальной, или негро-австралоидной, расы (часть населения древних царств Напата и Мероэ — современный Судан; Южной Индии), азиатско-американской, или монголоидной, расы (на Дальнем Востоке). Европеоидная раса делилась на многочисленные народности, племена и этнические группы, принадлежавшие к различным языковым общностям.
В некоторых регионах сложились устойчивые крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. В Передней Азии жили народности и племена многочисленной семито-хамитской, или афро-азийской, языковой семьи, которая включала обширную семитскую ветвь, египетскую, или хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую и др. К племенам и народностям, говорящим на семитских языках, относились аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы и некоторые другие более мелкие племена. Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова.
Египетская, или хамитская, ветвь была представлена населением Древнего Египта, на языках берберо-ливийских говорили многочисленные племена, жившие к западу от долины Нила, на языках кушитских — племена верхнего течения Нила.
Племена и народности индоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую, или хетто-лувийскую, и индоиранскую ветви. На языках первой ветви говорили хеттские племена, лидийцы, карийцы и другие мелкие племена Малой Азии. Языки индоиранской ветви бытовали у индийцев и персов, парфян и бактрийцев, скифов и саков, ариев Древней Индии. К этой же семье относилась часть населения государства Митанни. Некоторые народы Малой Азии говорили на языках фрако-фри-гийсксй группы индоевропейской языковой семьи.
Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили племена хурритов и урартов, а также предшественники хеттов, называемые про-тохеттами из Малой Азии. Население древнейшей Индии относят к дравидийской языковой семье, Древнекитайские племена говорили на языках сино-тибетской, или ти-бето-китайской, языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки, например шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших в горах Загроса, и другие, которые не могут быть отнесены к какой-либо языковой общности и стоят особняком.
Для многочисленных племен, народностей и этнических групп Древнего Востока характерны интенсивные военно-политические торговые и культурные связи, этнические контакты и скрещивания, приводившие к смешению населения и появлению новых, более сложных этнических образований. В создании древневосточной цивилизации принимали активное участие все племена, народности и этнические единицы. Нет никаких оснований выделять, подчеркивать расовое или этническое превосходство, решающую роль каких-либо групп племен, будь то племена Месопотамии, древнеегипетская народность или племена ариев.
В длительной эволюции древневосточного общества нашел свое проявление закон неравномерности исторического развития. Некоторые из древневосточных стран достигли высокого социально-экономического, политического и культурного уровня. Можно отметить высокий уровень цивилизации в Древнем Египте, Месопотамии, Финикии, у хеттов, в Древней Индии, Древнем Китае. Здесь были созданы мощные центры высокоразвитой культуры и социально-экономических отношений, которые оказали влияние на соседние, более отсталые области, стимулировали развитие в них производительных сил, классовых отношений, государственного управления, своей самобытной культуры. В IV—III тысячелетиях до н. э. многие регионы Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия) развивались сравнительно изолированно, но к середине II тысячелетия до н. з. между различными областями Ближнего Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в I тысячелетии до н. э.— система тесно связанных разнообразными отношениями стран, общение между которыми обогащало каждую местную культуру. Сложилось, таким образом, известное единство древневосточного мира, сыгравшее заметную роль в поступательном развитии региона и всего человечества.
Изучение истории стран Древнего Востока представляет большие трудности из-за фрагментарности источников и сложности их исторической интерпретации. Особенно это касается исследования характера социально-экономических отношений древневосточных обществ. Большинство буржуазных ученых недооценивают роль социально-экономических отношений в истории. В обобщающих трудах по истории Древнего Востока, принадлежащих крупнейшим буржуазным востоковедам — Г. Масперо, Эд. Мейеру, Б. А. Тураеву, авторам Кембриджской древней истории,— главное внимание уделялось описанию политической и культурной (включая религию) истории. Наиболее распространенным в буржуазной литературе является признание феодального характера большинства древневосточных обществ, причем под феодализмом понимается некая социально-политическая система,
В советской историографии центральное место занимают исследования социально-экономических отношений, определение особенностей способа производства материальных благ, обусловливающих структуру всей древневосточной цивилизации. Тщательное изучение древневосточной экономики, аграрных проблем, структуры рабовладельческих отношений и других форм зависимости позволило рассматривать древневосточные общества как рабовладельческие. Большая роль в разработке концепции рабовладельческого общества в странах Древнего Востока принадлежит академику В. В. Струве. Эта концепция была поддержана В. И. Авдиевым, Б. Б. Пиотровским, М. А. Коростовцевым, И. М. Дьяконовым и др. В. В. Струве считал древневосточое рабовладение патриархальным, или домашним, с пережитками общинно-родового строя. Исследования советских ученых социально-экономических отношений уточнили эту точку зрения. Древневосточное рабство рассматривается теперь не как патриархальное, домашнее рабство, своего рода предварительный этап, на смену которому пришло классическое, более развитое античное рабство. Древневосточные общества определяются как рабовладельческие общества особого типа, развивавшиеся в рамках единой рабовладельческой формации, но своим путем, определяемым конкретными историческими условиями жизни в конкретном природном и социальном окружении, со своими этапами становления, расцвета и упадка.