Сущность, взаимодействие и роль в жизни общества

А.С. Евстегнеев

Н.В. Кузьмина

ПРАВОВЕДЕНИЕ

(конспект лекций)

Стр.113.

Кострома

2010-

Настоящее учебное пособие предназначается для оказания помощи в изучении курса «Правоведение» студентами, обучающимися по специальностям неюридического профиля. Конспект лекций включает в себя разделы общей теории права и государства. Значительное внимание уделено раскрытию содержания правовых отношений, регулируемых соответствующими отраслями российского права с учетом изменений и дополнений внесенных в действующее законодательство по состоянию на 01.09.2010 г.

Данное издание полностью отвечает требованиям учебной программы дисциплины «Правоведение» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

План:

1. Понятие, методы и задачи курса «Правоведение».

2. Предмет курса «Правоведение».

I. Понятие, методы и задачи курса «Правоведение»

Правоведение – наука, изучающая правовые явления общественной жизни (или совокупность знаний о процессах и закономерностях правовых отношений). Правоведение относится к гуманитарным юридическим наукам. Основными отличиями правоведения от отраслевых юридических наук являются следующие:

· правоведение – это вводная наука, с нее начинается изучение юриспруденции;

· правоведение – это абстрактная наука, использующая наиболее общие категории;

· правоведение – это методологическая наука, которая разрабатывает коренные теоретические положения юриспруденции.

Методы науки – это способы изучения предмета, общие принципы науки. Важнейшими принципами общетеоретического исследования права являются:

1. Историзм. Правовые явления рассматриваются в контексте их исторического развития;

2. Объективность. В теории отражается объективная реальность, реальные явления общественной жизни. Объективность и истинность теоретических выводов доказывается практикой (смоделированным или обнаруженным в истории явлением);

3. Плюрализм. Он заключается в том, что учитываются различные взгляды и теории, благодаря плюралистическому подходу удается создать наиболее оптимальную и достоверную систему знаний.

Среди методов правоведения различаются: общие методы – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование; специальные методы – статистический, конкретно-социологические, психологические, математические; частные методы правовой науки – методы толкования права, сравнительно правовой метод, правовое прогнозирование и др.

В познании закономерностей и тенденций развития права важную роль играет метод сравнительного правоведения, с помощью которого исследуются аналогичные правовые институты нескольких систем права. Сравнение или логический прием позволяет выявить сходные признаки и различия в объекте, на этой основе делаются выводы о наиболее оптимальном варианте развития права. Совокупность всех методов и приемов научного исследования и составляет методологию правоведения как науки.

Взгляд на государство и право как на исторически закономерные явления в развитии человеческого общества является логическим выводом учения об обществе. Изучение государственно-правовых явлений осуществляется не изолированно от других процессов, происходящих в цивилизованном обществе, а в тесной и неразрывной связи с ними. Государство и право не являются, однако, пассивным следствием указанных процессов, а обладают относительной самостоятельностью, являются активной движущей силой. Они непосредственно влияют, прежде всего, на экономику, оказывая тем самым воздействие на весь ход исторического развития общества. В современных условиях, социально-политическое развитие характеризуется возрастанием роли государства и права в жизни общества, усилением государственно-правового вмешательства в различные общественные процессы. Правовое регулирование всех происходящих процессов является социальной необходимостью.

II. Предмет курса «Правоведение»

Предмет правоведения – это область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование, а именно – наиболее существенные особенности государства и права, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и отмирания государственно-правовых явлений и общественных отношений.

Понятия «государство» и «право» тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают друг друга и не существуют раздельно. Государство формулирует правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определенность в осуществление государством политической власти и регулирование общественных отношений.

Устанавливая нормы права, государство обеспечивает их реализацию, ибо оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство, как правило, служит юридической основой существования и функционирования политической организации посредством регулирования общественных отношений.

Теория правоведения изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные из них, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются: закономерности возникновения государства и права, смены их исторических типов; развитие сущности и содержания государства и права; механизм, внутренние и внешние функции государства; признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка; назначение и функции права, пределы правового регулирования. Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права. Однако в каждом их типе эти закономерности специфически преломляются; в то же время каждому историческому типу присущи «собственные» общие закономерности, которые так же являются предметом рассмотрения теории государства и права. Иные, частные закономерности анализируются в отраслевых юридических науках.

В правоведении одним из важнейших классификационных критериев всего многообразия имевшихся в истории конкретных форм государственности и правовых систем является экономический базис общества, исходя из которого, становится очевидным, что есть конкретные сменяющие друг друга типы государства и им соответствуют определенные типы права. Специалисты утверждают, что процесс смены одного типа государства и права другим, в конечном счете, не зависит от воли и сознания людей и представляет собой исторически закономерное явление.

Таким образом, правоведение определяет объективные законы общественного развития, отраженные в государстве и праве, их социально-политические цели, вскрывает весь механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденций его развития. Связь государства и права с общественными, и, прежде всего, с экономическими, отношениями не так проста. Право не есть простой слепок с экономических отношений. Последние опосредуются в сознании политических сил, стоящих у власти, определяют их политические и правовые убеждения, на основе которых затем формируется воля государства, нашедшая свое выражение в законе. Исходя из этого, правоведение изучает общественно-политические отношения, а так же правовые отношения, через которые право воздействует на общественные отношения и регулирует их.

Государство и право:

сущность, взаимодействие и роль в жизни общества

План:

1. Основные теории происхождения государства и права.

2. Государство как социальный и политический институт. Взаимодействие государства и права.

3. Сущность и основные признаки права.

4. Право в системе социальных норм. Взаимодействие права и морали.

I. Основные теории происхождения государства и права

Существует множество теорий происхождения государства и права, они неразрывно связаны с историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира и другими причинами. Коротко останавливаясь на каждой теории.

Теологическая теория происхождения государства.

Данная теория была одной из первых теорий происхождения государства. Её представителями были видные религиозные деятели Древнего Востока и средневековой Европы. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. Государство, по мнению представителей данной теории, - это продукт божественного волеизъявления. Теория показывает, что государство вечно и незыблемо, и все должны подчиняться государственной воле - воле Бога, которая в государстве реализуется через представителей церкви и другие религиозные организации.

Теоретическое обоснование настоящей теории возникновения государства и права можно найти в трудах философа и богослова Аврелия Августина, а также известного ученого-богослова Фомы Аквинского. Сам божественный разум, по мнению Ф. Аквинского, управляет всем миром.

Некоторые специалисты считают эту теорию недоказуемой, так как она построена на вере людей в Бога как высшего разума. Вместе с тем религиозные учения о происхождении государства и права имеют место и в настоящее время.

Патриархальная теория происхождения государства.

Государство возникает в результате разрастания семьи. Эта теория возникла в древности. Одним из основателей такой теории был Аристотель (3 век до нашей эры), его идеи развивали Н.К. Михайловский и другие представители более позднего периода. Смысл данной теории состоит в том, что государство - это разрастающаяся из года в год семья. Во главе этой семьи стоит монарх - глава государства - отец семейства, заботившийся о членах своей семьи, в руках которого сосредоточена вся государственная власть. Государственная власть представляет собой продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально распространяется только на семью, а затем на все население страны.

В данной теории упрощен процесс происхождения государства, как считают историки, нет ни одного исторического свидетельства такого способа возникновения государства. Установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в результате разложения первобытнообщинного строя.

Патримониальная теория происхождения государства.

Государство произошло от права собственности на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на людей, проживающих на данной земле. Данное определение представляется не совсем верным, так как исходя из словарных источников слово «патримониальныный» происходит от латинского слова «patrimonialis» - наследственный, родовой, а «патримониум» означает наследственное, родовое имущество. В связи с этим, представляется правильным, давать определение данной теории происхождения государства исходя из этих определений. Таким образом, данная теория основывается на том, что государство происходит от наследственного права на землю, то есть из права собственности на землю власть автоматически переходит на наследникам земли.

Органическая теория происхождения государства. Представления о государстве как о своеобразном человеческом организме были сформулированы еще древнегреческими мыслителями Платоном и Аристотелем. В окончательном виде органическая теория была сформулирована в XIX в. Г. Спенсером.

Суть настоящей теории заключается в отождествлении строения и функций государства со строением и функциями живого организма. Государство – это биологический организм, в котором правительство выполняет функцию мозга, управляет всем организмом (подданными). Государство, согласно данной теории, подобно живому организму рождается, растет, стареет и умирает. Выживают только сильные государства в процессе естественного отбора, войн, борьбы. Из этого следует, что полностью отрицать данную теорию нельзя, так как люди являются не только биологическими организмами, но и одновременно социальными.

Психологическая теория происхождения государства. Такую теорию возникновения государства развивали Г. Тард, Л. Петражицкий, З. Фрейд.

По их предположениям государство возникло на основе свойств человеческой личности, его психики и потребности людей жить в коллективе, подчинятся авторитетам, указаниями которых можно руководствоваться в повседневной жизни, подражать. Государство, по мнению сторонников этой теории, – это продукт психологических противоречий между двумя типами личности: активными, способными к принятию решений и пассивными, способными выполнять данные решения, а иногда и подражать. Бесспорно, психологический фактор в образовании государства имеет право на существование, так как человеческая психика формируется под влиянием определённых условий, таких как экономические, социальные, военные, политические и др.

Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, А. Радищев являются сторонниками Теории общественного договора (естественно-правовая теория).

Они утверждают, что государство – продукт человеческого разума, а не божественной воли. Общественный договор как результат свободного соглашения народа – главная причина возникновения государства. Государство возникло на основе заключения между людьми договора о создании государства, при этом люди добровольно передают государству часть своих прав. Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности. В содержание договора, по мнению сторонников данной теории, должно содержаться: - воля народа есть источник любой политической власти в данном обществе; - верховенство закона; - взаимная ответственность государства и личности; - обеспечение прав и свобод личности в рамках данного государства.

Эта теория позволила расширить знания о государстве и правах человека, она обосновала право народа на свержение власти неугодного правителя вплоть до революции или восстания.

В XIX в. Е. Дюринг, К. Каутский, Л. Гумплович, в своих трудах изложили научное обоснование Теории насилия.

Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия и завоеваний. Внешнее насилие – это результат войн, т.е. завоевание одних племен другими, принуждение их для управления завоеванными народами и территориями. Внутреннее насилие предполагает экономическое и (или) политическое господство одних членов общества над другими. Внешнее и внутреннее насилие способствовали образованию классов, завоеватели превращали пленников в рабов. Опираясь на исторические данные, эту теорию полностью отвергать нельзя, следовательно, насилие это одна из причин возникновения государства.

Марксистская (классовая или экономическая) теория возникновения государства. (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс).

Государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами, как результат естественного развития общества. В основу теории положено экономическое развитие общества, обеспечивающее материальные условия возникновения государства, а также социальные изменения в обществе, способствующие возникновению государства.

Государство - это продукт образования классов, подавления господствующим классом других классов, продукт классовой, непримиримой борьбы между ними. Эта теория оставила в стороне такие вопросы как национальные, религиозные, психологические, военно-политические и другие, влияющие на процесс образования государства.

На основе изложенных выше теорий некоторые авторы выделяют такие основные причины возникновения государства как:

1. Божественная сила (Теологическая теория).

2. Сила разума, сознания (Договорная теория).

3. Факторы психики (Психологическая теория).

4. Биологические факторы (Органическая теория).

5. Социально-экономические факторы (Марксистская теория).

Военно-политические факторы (Теория насилия).

Однако мы не опровергаем полностью приведенный перечень причин, но обращаем внимание на то, что, по нашему мнению, божественная сила в образовании государства, не принимала участия, так как данная теория в принципе недоказуема. Но мы не настаиваем на том, чтобы Вы придерживались именно нашего мнения.

Теории происхождения права

Право, как и государство, является продуктом общественного развития, которое формируется как основной регулятор общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования общественных отношений менялись, по мере развития самого общества, научной правовой мысли, различных объективных и субъективных факторов.

В зависимости от различных подходов к представлению оправе сложились ряд теоретических подходов к его происхождению. В связи с этим существуют следующие подходы к происхождению права.

Наши рекомендации