Существует множество этнических факторов, повлиявших на процесс формирования восточных славян

ТЕТРАДЬ

Российский государственный гидрометеорологический университет

Факультет заочного обучения

Контрольная работа

По истории (вариант 5)

Год

Студента 1 курса специальности прикладная метеорология

Крылова Георгия Александровича

Обратный адрес: Ленинский пр. д. 76 корп.1 кв.382

Место наклейки рецензии

Российский государственный гидрометеорологический университет

Факультет заочного обучения

РЕЦЕНЗИЯ

1. На контрольную работу № 1

2. По дисциплине история

3. Дата поступления контр. Работы в ФЗО ……..

4. Студента Крылова Г. А. Курс 1 – ПМ

5. Адрес студента: Ленинский пр. д. 76 корп.1 кв.382

6. Рецензент …………………….….….

7. Оценка зачтено ……………………..…….

не зачтено

Дата проверки ____________

Подпись резента ____________

1. Окружающая среда и формирование особенностей исторического развития славян.

Славяне–группа родственных народов, численностью (в настоящее время) до 300 миллионов человек, относящаяся к индоевропейской языковой группе.

Западные Южные Восточные
Центральная и частично Восточная Европа Юго-Восток Европы Восточная Европа
Поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы Болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы. Русские, украинцы, белорусы

Существуют множеств теорий, от кого произошли славяне:

· «Дунайская» (выдвинутая летописцем Нестором в «Повести временных лет», и поддержанная Василием Ключевским и Сергеем Соловьевым).

· «Прибалтийская» (автором этой теории считается Михаил Ломоносов)

· Автохтонная («славянский этнос сформировался на Восточно-Европейской равнине и был ее исконным населением», цитируя Бориса Рыбакова)

Общественное устройство славян:

Византийские авторы VI века нашей эры (Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) отмечают, что решения у славян принимаются сообща. Историки приводят сведения о соперничестве военных вождей, появлении рабов из пленных, особенно в результате набегов славянских дружин на Византию     → Вероятнее всего, речь идет о вечевых собраниях, в которых принимали участие мужчины-общиники. Здесь решались важнейшие вопросы жизни племени. На собраниях воинов выбирались вожди (военные предводители). В этот период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства.

Особенности расселения древних славян на Восточно-Европейской равнине:

1. Географическое положение, природные условия

2. Разноэтнический состав населения.

3. Социокультурная толерантность и соседство с народами, которые, с одной стороны, представляли угрозу самостоятельности славянских племен, а с другой – передавали славянам элементы своей культуры.

4. Высокая коммуникабельность

Существует множество этнических факторов, повлиявших на процесс формирования восточных славян

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ:

1. Авары (VI-VIII вв. н. э.) –«Обры» русских летописей. Перекочевали с востока и укрепились в Паннонии в 668 году.

2. Балты и угрофинны –автохтонное население (этносы) Восточно-Европейской равнины.

3. Болгары (V-VIII вв. н. э.) –обитали в бассейне реки Кубань, между Доном и низовьями Дуная. Часть ушла на Среднюю Волгу и Каму, часть – на Дунай, где создали свои государства.

4. Венгры (VII-X вв. н. э.) – с Южного Урала переселяется на Дунай, в Паннонию.

5. Готы (III вв. н. э.) – с южных берегов Балтики проникли на Правобережье Днепра и в Крым (берег Азовского моря).

6. Гунны (VI в. н. э.) –двигались с востока на запад. В 371 году перешли Дон. Около 420 году заняли Паннонию (Венгрия с 889 года). Вождь – Атилла.

7. Печенеги (VIII-X вв. н. э.) –кочевали в южнорусских степях. В 889 году разбиты хазарами в союзе с гузами и отброшены в Причерноморье, частично в Венгрию.

8. Половцы (IX-XIII вв. н. э.) –вытеснили печенегов и кочевали в Причерноморских степях

9. Сарматы (III вв. до н. э. – 370 год н. э.) –обители в степях бассейна реки Дон.

10. Скифы (VIII-III вв. до н. э.) –вытеснены сарматами.

11. Хазары (IV-V вв. н. э.) –образовали государство Хазарский каганат в низовьях Волги. В 965 году разгромлены Святославом.

2. Основные этапы развития раннефеодального государства Киевская Русь (IX-XII вв.)

Человеческое стадо → Большая семья → Род → Племя → Союз племен → Протогосударство → Государство

Этапы формирования Древнерусского государства:

· VIII – середина IX века – создание межплеменных союзов и их центров. Около IX века возникает полюдье – сбор дани с общинников в пользу князя как возмещение за военные и управленческие услуги (первоначально такая дань имела добровольный характер)

· Вторая половина IX – середина X века – возникновение ядра восточнославянского государства, объединение восточнославянских племен. Процесс формирования был ускорен внешней угрозой: на севере – набеги норманнов, принудивших ильменских словен, кривичей к уплате дани; на юге – походы хазаров и сбор дани с полян, северян, радимичей, вятичей.

· 945-1015 года – установление жесткого контроля Киева над подчиненными племенами (реформы княгини Ольги). Разгром Хазарии и объединение восточнославянских племен (Святослав). Крещение Руси (988 год) заложило духовную основу формировавшейся единой русской народности и Древнерусского государства. Ликвидация племенных княжений и замена местных князей сыновьями киевского князя Владимира.

В начале IX века сформировались основные признаки Древнерусского государства:

1. Династическая (родовая) княжеская власть.

2. Простейший государственный аппарат

3. Система данничества, трансформирующаяся в налоговую систему.

4. Территориальный принцип расселения.

5. Писаное законодательство вытесняет обычное право

6. Монотеистическая религия способствует сакрализации княжеской власти.

Итоги:

· Образование государства способствовало развитию земледелия, ремесла, торговли.

· Государство влияло на формирование социальной структуры населения.

· Развитие культуры получило мощный импульс

· Складывается единая древнерусская народность

· Древнерусское государство принимало на себя удары кочевников

· Древнерусское государство было посредником в культурном и торговом обмене между Западом и Востоком

· С принятием христианства отношения с Византией и Западной Европой укрепляются

3. Формирование крупной земельной собственности. Феодальное хозяйство. Свободное и зависимое население.

Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину.

Стали появляться и феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья. Они присваивали себе пустующие земли, «сажали» на них пленных, превращая их в своих работников. Князья сооружали в личных владениях хоромы, хозяйственные постройки. Разбивали сады и огороды, строили конюшни, заводили места для рыбной ловли, охотничьи угодья. Для управления собственным хозяйством назначали специальных людей – управителей. Такие же владения появляются у ближайших родственников князя. Князья стали жаловать земельные владения и своим дружинникам, а также церкви. Появляются первые вотчины – наследственные земельные держания. Но верховным собственником, то есть распорядителем, такого владения оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, мог и отобрать ее за различные провинности и передать другому. Однако, в отличие от Западной Европы, феодальная собственность на землю формировалась на Руси крайне медленно.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Тем не менее, древнерусское общество подразделялось на определенные категории или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую – бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую. Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества.

Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы,объединенные в общины, – люди, а также смерды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закуты – разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести свое собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи – люди, которые заключали договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определенных условиях.

Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.

Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счет военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.

4. Складывание древнерусской народности.

В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка (возникшая на раннефеодальной экономической основе), территории и психического склада (проявлявшегося в общности культуры).

О наличии такой общности, сложившейся, несмотря на слабость экономических связей в стране, свидетельствуют понятия «русский народ» и «Русская земля», встречающиеся в памятниках письменности и обозначающие древнерусскую народность и населяемую ею территорию. На основе устного народного языка сложился древнерусский литературный язык, известный по летописи, «Русской правде» и другим памятникам письменности.

Об определённой общности культуры свидетельствуют памятники зодчества, живописи, скульптуры, при всех их особенностях обладающие устойчивыми чертами стиля, характерного для творчества русских зодчих, иконописцев, ювелиров и др. По всем русским городам и землям передавались бродячими певцами и сказителями былины и песни, предания и сказки. Создававшиеся в Киеве или Новгороде, Чернигове или Переяславле литературные произведения читались и распространялись в разных областях Русской земли.

В период Киевской Руси развивались связи восточного славянства, сформировавшегося в древнерусскую народность, с неславянскими народами Прибалтики, Севера, Поволжья, Причерноморья.

Идея единства Руси проникла в народное былинное творчество. Та же идея нашла отражение в «Повести временных лет», посвящённой истории «Русской земли», в «Хождении» игумена Даниила, который, будучи в Иерусалиме, вспоминал «Русскую землю», в словах «Поучения» Владимира Мономаха: «...добра хочу братье и Русской земле». Сознание единства Руси чувствуется в памятниках международного права: например, в договорах с Византией, заключавшиеся от имени «всех людей Русской земли».

5. Культура Древней Руси.

Начать хочется с того, чтобы понять, что же такое «культура»? Дело в том, что у этого термина нет четкой характеристики. Это объясняется тем. Что многие справочники трактуют его по-разному. Для примера:

· «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ).

· «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев).

· «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга).

· «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман).

· «вся совокупность внебиологических проявлений человека»;

· «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э. О. Уилсон).

А ведь именно «культура» и есть тот фактор, который влияет на уникальность и необычайность любого народа в различных отраслях жизни человека.

Письменность

· Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия, которая впоследствии вытеснит глаголицу.

· Основным материалом для письма являлись берестяные грамоты, из первых произведений на бересте можно выделить:

1. «Новгородский псалтырь»

2. «Изборник» Святослава Ярославича

3. «Остромирово Евангелие» дьякона Григория

· Создание первых школ

Литература

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре.

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство, ее ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века.

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия».

В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников.

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа, посвященная нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Так же Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.

Зодчество

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли, XII век), выдающийся памятник владимиро-суздальской школы зодчества

Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году.

Живопись

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись), что предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества.

С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.

Фольклор

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.

Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия:

1. Заговоры

2. Заклинания

3. Песни

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества[5] и следствием роста народного самосознания.

В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни – «славы» в честь князей и их воинов

Декоративно-прикладные ремёсла

Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью, о чем свидетельствуют ювелирные украшения.

6. Государственное устройство Киевской Руси, социальное положение населения.

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1. переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2. отсутствует юридическая ответственность правителя;

3. не сформированы институты власти;

4. полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5. вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6. городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1. дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2. служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3. крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4. крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

7. Причины феодального раздробления Киевского государства. Крупнейшие политические центры: Владмимиро-Суздальская Русь, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля.

Причины раздробленности:

1. Родовая система наследования (которая увеличивала число наследников за престол, что стало поводом междоусобных войн, раздел государства между наследниками; система изгойства и борьба князей-изгоев за свои права)

2. Распространение пашенного земледелия (превращение дружинников в землевладельцев, рост крупного землевладения)

3. Развитие ремесла (рост численности и развитие городов как политических и культурных центров)

· Что привело к созданию аппарата принуждения в каждом феодальном владении

· Усиление роли местного управления и ослабление центральной власти

972-980 год –усобица детей Святослава

1015-1024 год –усобица детей Владимира Святого

1054 год –смерть Ярослава Мудрого и борьба его наследников

1097 год –съезд князей в Любече

Наши рекомендации