Образование буржуазного государства в Англии.
Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе революции XVII в., которая была последней из ранних буржуазных революций, проходивших под «религиозным знаменем». Ее идеологическую платформу составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления «старинных обычаев и вольностей», характерные для социальных движений средневековья. Вместе с тем в английской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени. Она стала первой революцией «европейского масштаба» и«прообразом» Великой французской буржуазной революции. Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с «новым дворянством». Раскол английского дворянства и переход его большей, обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом. Этот союз придал английской революции консервативной характер, определил ее незавершенность, ограниченность социально-экономических и политических завоеваний.
Периодизация революции.
1. Конституционный этап (3.11.1640 - 22.08.1642).
2. Первая гражданская война (1642-1646 гг.).
3. Вторая гражданская война (1648-1649 гг.).
4. Индепендентская республика (1649-1653 гг.).
5. Протекторат Кромвеля (1653-1658 гг.).
81. Краткий обзор систем мирового антимонопольного законодательства.
Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Основным их различием выступает отношение к монополии как к субъекту экономических отношений.
Американская система объявляет все указанные в законе монополии незаконными, она исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции в законодательные акты. Создание монополий прямо влечет за собой соответствующие санкции со стороны государственных органов. Американская модель действует, помимо США, в Канаде и Аргентине.
В европейском законодательстве запрещается не сама монополия, а злоу-потребления своим монопольным положением на рынке со стороны крупных компаний. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживая эффективное крупно-масштабное производство. Нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель
применяют Германия, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран.
Наиболее давнюю историю имеет антимонопольное законодательство Соединенных Штатов Америки, оно же принято считать и наиболее строгим и разработанным. С него и начнем обзор истории законодательств стран мира в области антимонопольной политики.
^ РазвитиеантимонопольногозаконодательствавСША.
Начало развитию антимонопольного законодательства положил в 1883 годуштат Алабама. После этого в 1889 г. штат Канзас и ещё пять штатов приняли законы, которыми объявлялись противозаконными и наказуемыми всякие союзы с целью ограничения торговли. К моменту принятия первого Федерального закона антитрестовские законы действовали уже в 18 штатах.
1890 год – Конгресс принял первый антитрестовский закон США, извес-тный как закон Шермана («хартия экономической свободы»). Он был открыто провозглашен в качестве средства против «сдерживания торговли и обмена между несколькими штатами». Однако в более ранних решениях Верховного суда США он был истолкован как акт, запрещающий все объединения, которые настолько крупны, что могут обладать существенной монополистической властью.
Закон Шермана имеет два главных положения:
Статья 1 запрещает « любой контракт, союз … или сговор с целью ограничения торговли или коммерции между несколькими штатами».
Статья 2 закона гласит, что «каждое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать любую отрасль торговли или коммерции между штатами, или с иностранными государствами, или вступающее с этой целью в союз или сговор с любым другим лицом или лицами, будет считаться виновным в совершении уголовного преступления».
Неопределенные формулировки этого закона определили основное напра-вление американской антимонопольной политики, оставив простор для маневра правительственным и судебным органам США, позволили им приспосабливать «каучуковые» статьи этого закона к постоянно изменя-ющимся обстоятельствам жизни. «Разумная гибкость» и «мудрость» положений закона Шермана до сих пор рассматриваются в качестве особенно высоких достоинств этого акта, которые делают его основой анти-трестовской политики США.
В 1914 году был издан «Акт о федеральной торговой комиссии» (согласно которому, собственно, и была образована ФТК ), также в качестве поправок к Закону Шермана был принят «Акт Клейтона», который содержал положения, направленные против слияния конкурирующих фирм, которые могли быть частью процесса создания трестов или монополий.
Его статья 7 устанавливает, что «ни одно лицо, занимающееся коммер-цией или любым другим смежным видом деятельности, не имеет права приобретать …акционерный капитал любого вида… (или) активы другого лица, также занимающегося коммерческой или смежной деятельностью, в случае, если в любой отрасли коммерции или смежной деятельности результат такого приобретения может выразиться в существенном ослаблении конкуренции или в тенденции к образованию монополии». Акт направлен против отдельных видов монополистической практики. В нем осуждалась и запрещалась ценовая дискриминация, заключение «связывающих контрактов», ограничивающих конкуренцию. Запрещались корпоративные слияния, в результате которых происходило «снижение» конкуренции или создание монополии в любой сфере коммерции.
«Акт о федеральной торговой комиссии» и «Акт Клейтона» явились дополнениями к закону Шермана и к антитрестовскому законодательству в
целом. По единодушному свидетельству американских юристов, эти три важнейших акта составляют законодательную основу антитрестовской политики. После 1914 года конгресс США уже больше не предпринимал попыток пересматривать антитрестовское законодательство в целом. Лишь в редких случаях конгресс идет на частичное усиление действующего законодательства с помощью новых реформистских мер.
Такими дополнениями стали «Акт Робинсона-Патмана» в 1936 году и «Акт Уиллера-Ли» в 1938-м.
Первый из них был принят конгрессом по предложению конгрессмена Робинсона и сенатора Патмана под давлением мелких предпринимателей и торговцев, которые требовали принять меры против дискриминации в ценах, широко используемой крупными компаниями, и преподнесен общественности как «Великая Хартия малого бизнеса». Этот закон запретил дискриминацию цен при определенных специфических условиях, а также некоторые специальные приемы такой дискриминации. Например, запрещаются контракты на продажу товаров по «неразумно низким ценам» с целью разрушения конкуренции и ликвидации конкурентов. В то же время акт не запрещает «дискриминацию в ценах, основанную на разнице в сорте, качестве или количестве проданного товара».
Закон Уиллера-Ли 1938 г. уполномочил комиссию (ФТК) ограничивать деловую активность в определенных сферах, если она сочтет, что такая деятельность наносит ущерб общественным интересам, особенно что касается ложной, недостоверной рекламы и фальсификации произведенных товаров.
В 1950 году сенатом США был принят «Закон Келлера-Кефаувера», который ужесточил ограничения на вертикальные слияния и усилил
ограничения акта Клейтона, касающиеся слияния компаний обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.
(Вертикальные слияния — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями - продавцами сырья.)
В 1-й половине 80-х американское правительство приняло нормативные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если пре-вышал 1800 – высококонцентрированным.
Таким образом, с ХХ века в США действуют административные запреты на высокую степень монополизма. При монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы. Даже если объем деятельности фирмы достигает 6% рынка, компания ставится под контроль государства. В антимонопольном регулировании США особую роль играют суды. Если компания признается виновной в нарушении антитрестовского закона, то к ней применятся либо уголовные, либо гражданско-правовые санкции. Используются и штрафы, однако, это менее действенное средство, так как сумма штрафа составляет лишь незначительную часть прибыли, полученной в результате фиксирования цен. В основном используются гражданско-правовые санкции, направленные на регулирование договорных отношений (аннулирование или изменение существующих соглашений с конкурентами, поставщиками или покупателями, принудительная ликви-дация или роспуск компаний и т. д.).
Претворение в жизнь антимонопольного законодательства способствовало защите американских потребителей и производителей от монополистических злоупотреблений и содействовало успешному развитию экономики США.
^ АнтимонопольноезаконодательствоГермании.
Особенностью развития монополистической деятельности в Германии во второй половине XIX – первой половине ХХ вв. явилось то, что картели и иные монополистические объединения рассматривались в качестве инструмента контроля за экономической нестабильностью, бывшей следствием этапа «дикой» конкуренции и так называемых «ценовых войн».
Благоприятное отношение к картелям сложилось на основе принципа сво-боды экономической деятельности, понимаемого довольно своеобразно: по сути, на картельные соглашения распространялось действие принципа свободы договора. Таким образом, этот принцип не только лег в основу правового регулирования в области защиты конкуренции в Германии и активно применялся при заключении ценовых соглашений, но и в полной мере признавался в судебной практике по делам, предметом которых выступали картельные и иные монополистические соглашения.
В 1923 г. в Германии был принят Закон о картелях, который стал закономерной реакцией государства на гиперинфляцию в стране. Он был основан на двух принципах: принципе запрещения, а также принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Но даже этот закон не запретил заключение картельных соглашений. По сути, закон лишь требовал регистрации картелей в специальном государственном органе, уполномоченном осуществлять контроль за тем, чтобы участники картелей не стали абсолютными монополистами в соответствующих отраслях страны. Перечень правонарушений в области защиты конкуренции был ограничен. Как следствие, Закон о картелях не оказал существенного влияния на практику картельных соглашений в Германии, а их число продолжало расти.
После Второй мировой войны союзники предполагали навязать Германии модели антитрестовского законодательства США. Оккупационными влас-тями были запрещены картели, синдикаты и тресты на территории Германии. Однако программа экономической деконцентрации страны, навязанная союзниками, вскоре была приостановлена из-за того, что США и Великобритания предпочли использовать Западную Германию в качестве экономического и политического противовеса Советскому Союзу.
Лишь в 1957 г. в Германии после продолжительных дебатов появилось национальное законодательство в области защиты конкуренции. Было соз-даноФедеральное агентство по картелям, которое стало основным государ-ственным органом, регламентирующим вопросы заключения ценовых соглашений и иные вопросы противодействия монополистической деятельности. С тех пор и вплоть до настоящего времени государственным регули-рованием рыночных отношений занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся: Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики, высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. .
С 1973 г. в Германии была нормативно закреплена процедура государ-ственного контроля за слияниями компаний. Это привело к запрещению целого ряда слияний в последующий период, а также к существенным изменениям в монополистической практике хозяйствующих субъектов в Германии. В частности, на смену принципу свободы договора как критерию оценки монополистических соглашений пришел принцип экономической целесообразности, который стал использоваться в судебной практике в качестве механизма противодействия монополиям.
При анализе принципа свободы экономической деятельности суды стали приходить к выводу, что монополистические соглашения, являясь формой выражения экономической свободы их участников, ограничивают экономическую свободу иных субъектов, особенно субъектов малого предпринимательства. Постепенно, во многом благодаря судебной практике, одной из основных тенденций развития правового регулирования в области защиты конкуренции в Германии стало обеспечение прав субъектов малого предпринимательства. Эта тенденция впоследствии нашла свое выражение и в антимонопольном праве ЕС.
^ АнтимонопольноезаконодательствоВеликобритании.
Развитие антимонопольного законодательства в Великобритании берет свое начало с 1919 г., когда был принят «Закон о спекуляции», основной целью которого было недопущение необоснованного роста цен в послевоенный период. После Второй мировой войны на повестку дня были поставлены принципиально иные цели – в первую очередь, борьба с безработицей. Для этих целей в 1948 г. был принят «Закон о монополиях и ограничительной практике». В последующие десятилетия антимоно-польное право Великобритании развивалось по собственному пути вплоть до 1998 г., когда был принят«Закон о конкуренции», нормы которого, в общем и целом, соответствовали положениям европейского антимонопольного законодательства.
Принятый в 1956 г. «Закон об ограничительной торговой практике», положения которого получили дальнейшее развитие в «Законе о ценах при перепродаже товаров» 1964 г. и в «Законе о монополиях и слияниях» 1965 г., тем не менее, оказал ответное влияние на формировавшееся во второй половине ХХ в. антимонопольное законодательство ЕЭС. Благодаря Закону об ограничительной практике в Великобритании была введена система регистрации монополистических соглашений и возможность судебного контроля за их содержанием на предмет их соответствия публичным интересам.
Антимонопольное право Великобритании в период до 1998 г. характеризуется тем, что нормы законодательства не закрепляли системы наказаний и средств принуждения. Штрафы применялись только к хозяйствующим субъектам, повторно совершившим противоправное деяние. Причем штрафы налагались исключительно в судебном порядке. Эти две черты характеризуют антимонопольную политику Великобритании как слабоэффективную.
Лишь в 1998г. под непосредственным влиянием законодательства ЕС антимонопольным органам были предоставлены полномочия по расследованию монополистических действий и наложению взысканий.
В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются «Управление по соблюдению правил торговли» и «Комиссия по монополиям и слияниям». Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контро-лирующие более 25 % рынка. Прямые административные методы при осуществлении своих полномочий применяются в ограниченных масштабах.
^ Антимонопольное законодательство в
других странах.
Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. ХХ века. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.
В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимало в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливалась в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускалось объединение компаний при превышении квоты более 25 %.
Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляло путем административных процедур, а не через суд. За ценами наблюдали специальные контролеры. Их основная задача - контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятель-ностью возлагался на Совет по вопросам конкуренции, Министерство эконо-мики и суды общей юрисдикции.
В Италии из европейских стран антимонопольное законодательство было принято наиболее поздно - в 1990 г. Итальянское антимонопольное законо-дательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регули-руются даже квоты продаж отдельных фирм.
В Японии в течение многих лет после окончания Второй мировой войны правительство не разрешало национальным компаниям выпуск продукции до тех пор, пока в соответствующих отраслях не начнут действовать как минимум два-три конкурента (ограничение отраслевой монополизации сочеталось при этом с поощрением диверсификации бизнеса). В указанный исторический период Японию можно было считать государством с переходной экономикой – происходило становление полноценной рыночной экономики. Последствия первоначальных административных импульсов оказались столь серьезны, что конкуренция превратилась в один из ключевых принципов организации не только национального рынка, но и внутрифирменных отношений. В настоящее время Япония обладает достаточно либеральным антимонопольным законодательством. В нем признается доминирующим положением одной компании, если она контро-лирует 50 % рынка, а двух - если их доля на рынке составляет не менее 75%. Решение спорных вопросов обычно осуществляется не судебным и не административным путем, а только через переговоры.