Государство в политической системе общества. 4 страница
1. Гармонический тип отражает существование культурно однородной среды, демократических традиций и гражданского общества, наличие нормальных (уважительных) взаимных отношений между личностью и институтами власти. Власть и личность привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям. Человек рационально относится к государству, своим гражданским обязанностям.
2. Плюралистический тип. Преобладает в Западной Европе и характеризуется наличием разнородных субкультур. Свидетельствует о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам.
3. Гегемонистский тип характеризуется приверженностью человека к ценностям какого-либо класса, какой-либо религии или идеологии, негативным отношением к любым социальным и политическим системам, кроме «своей».
4. Конфликтный тип формируется на основе жесткой межгрупповой борьбы и противостояния интересов. Ему свойственна высокая степень политического насилия в борьбе с носителями иных политических субкультур и приверженность индивида местническим ценностям и своей группе.
5. Конъюнктурный тип, когда политические взгляды и поведение человека всецело зависят от ситуации, к которой он приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов. Самая характерная черта этого типа – беспринципность.
В результате политической социализации формируется определенный политический тип личности с присущим ему политическим поведением. Польский ученый Е.Вятр различает пять принципиально отличающихся своим отношением к политике типов личности. Активисты – это люди, которые занимают активную позицию относительно политики и власти, они хорошо информированы, сами стремятся к получению власти – для себя и для группы, членами которой они являются. Компетентные наблюдатели интересуются политикой, понимают ее значение, но не стремятся принимать в ней участие. Компетентные критики интересуются политикой, хорошо информированы, но их отношение к политике и власти является категорически негативным, они испытывают отвращение к политической деятельности. Пассивные граждане относятся негативно или нейтрально к власти и не интересуются политическими делами, хотя могут быть хорошо информированными о них. Их информированность базируется на том, что как граждане они считают себя обязанными получить определенные знания о политической жизни, к которой они равнодушны. Аполитичные – это люди, которые категорически отметают возможность личного участия в политике, не интересуются ею, мало информированы о ней, живут как бы за рамками политической системы.
М.Вебер предложил трехчленную типологию личности. Первый тип – это политики по случаю, те, кто время от времени принимает участие в выборах, референдумах и т.п. Для них занятие политикой выступает как одна из сторон жизнедеятельности. Второй тип – политики по совместительству. Они собираются на сессии представительных органов разного уровня, обсуждают проблемы, участвуют в принятии решений. Но политика для них не является первоочередным делом. Третий тип – политики по профессии, люди, полностью посвятившие себя политике, ставшей для них основным занятием и источником существования.
Классификация Дж. Алмонда базируется на учете степени сознательности политического участия. Первый тип -«парохиальный» (провинциалистский) - характеризуется отсутствием в обществе специализированных политических ролей, стихийным участием в политике. Это не свободные и не понимающие политические акторы, живущие интересами ближайшего окружения, имеющие очень ограниченное представление о политической системе общества. Второй тип - «субъект-подданный» – характеризуется сильной ориентацией на политические институты, с которыми связывает свои ожидания, знанием содержания ролей и пассивным отношением к политической системе, невысоким уровнем политического участия. Опасаясь санкций со стороны политической системы, неукоснительно выполняет ее приказы, но не оказывает влияния на процесс выработки политических решений. Это не свободные, но понимающие индивиды. Третий тип – «активист» - характеризуется полностью осознанным участием, утверждением в политике своих собственных осмысленных интересов и ценностей.
Типологию на основе уровня политической активности людей и степени их вовлеченности в политику предложил А.Боднар. Он выделил шесть типов личности: 1) рядовой член общества, не влияющий на политику, не активный, не заинтересованный в политике, почти аполитичный; 2) гражданин, член общественной организации, опосредованно вовлеченный в сферу политической практики; 3) член организации, активно участвующий в ее деятельности, выполняющий в ней определенную роль; 4) общественный, политический деятель; 5) профессиональный политик, для которого политическая деятельность - источник существования, основное занятие; 6) политический лидер.
Политическая деятельность личности может осуществляться в форме политического участия и политического функционирования. Политическое функционирование – это профессиональная политическая деятельность, а политическое участие – это осуществление или поддержка определенных акций, оказание давления на органы власти, участие в выборах, референдумах, демонстрациях, пикетах и т.п.
Формы политического участия – это устойчивые образцы поведения, совокупность которых составляет политическую культуру. Политическое поведение может быть разным. В зависимости от целенаправленности политическое поведение может быть конструктивным и деструктивным, а в зависимости от мотивации – социально осознанным, ценностно ориентированным, аффективным, традиционным.
В зависимости от интенсивности политического действия политическое поведение бывает следующих видов: а) реакция (позитивная или негативная) на явления и процессы политической жизни; б) электоральное поведение, связанное с делегированием полномочий; в) участие в деятельности политических партий и общественных организаций; г) выполнение политических функций в рамках политических институтов; д) прямое политическое действие (участие в собраниях, плебисцитах, сборах подписей и т.д.); е) активная деятельность в неинституциональных (неформальных) политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее разрушения или коренного преобразования.
Политическое поведение личности может характеризовать не только активная позиция, но и отчуждение. Политическое отчуждение фиксирует наличие разрыва между обществом и человеком, оно проявляется в бессилии индивида влиять на развитие политических событий, восприятии человеком политики как враждебной силы. Проявлениями политического отчуждения являются абсентеизм, конформизм, социальная апатия. Причинами политического отчуждения может быть утрата социальных идеалов, падение уровня доверия к органам власти и т.п.
Таким образом, политическая социализация – сложный, многогранный процесс, формирующий различные типы личности. Этим в значительной степени определяется отношение человека к политической реальности, его более или менее активное поведение в политической жизни общества.
Наиболее активная и профессиональная форма политической активности личности выливается в лидерство.
Термин «лидер» (англ. leader) – означает ведущий, руководитель. В современной политологии существует несколько подходов к определению лидерства: 1) лидерство - это постоянное, приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу; 2) лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность; 3) лидерство – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом происходит персонализация «политического товара», его отождествление с личностью потенциального лидера, а также рекламирование этого товара как «общего блага»; 4) политический лидер – это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Лидер – это авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого носит постоянный характер и распространяется на всех членов руководимой общности, что позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях. Лидерство закрепляется в определенных нормах, правилах, привилегиях и полномочиях.
Проблема лидерства находится в центре внимания исследователей на протяжении многих столетий, но природа лидерства до сих пор не определена однозначно. По этому поводу в политологии существует много теорий, к важнейшим из них относятся теория черт, ситуационная теория, психологическая теория, теория конституэнтов и др.
Суть теории черт (Э.Богардус, К.Бирд) состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности: превосходяшие других интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности, компетентность, высокий уровень интеллекта, готовность брать на себя ответственность и др. Перечень и иерархия черт изменяются в зависимости от эпохи и конкретного государства. Американский социолог Р.Стогдилл В «Учебнике по лидерству» сделал комплексный обзор работ (опубликованных с 1904 по 1960 г.), на основе которого выделил сорок качеств лидеров, наиболее часто упоминавшихся. Конечно, личные качества играют существенную роль, но гипертрофируя этот фактор, рассматривая его вне социально-экономических условий, эта теория не может в достаточной мере объяснить феномен лидерства.
Развивая теорию черт, факторно-аналитическая концепция различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей, вырабатывается стиль его поведения, составляющий его вторую природу. Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток конкретных социальных обстоятельств.
Ситуационная концепция (Р.Стогдилл, Т.Хилтон) обосновывает и развивает идею зависимости лидера от определенных социальных условий. Лидер – функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют политического лидера, его поведение и принимаемые им решения. Это созвучно высказыванию Л.Фейхтвангера, что власть даже пустопорожнего человека наполняет содержанием. С точки зрения ситуационного подхода, лидерские качества относительны: личность, являющаяся лидером в одной ситуации, совсем необязательно будет им в другой. Ситуационная теория не учитывает, что не только ситуация порождает лидера, но и сильная личность способствует возникновению новой ситуации.
Уточнением и развитием ситуационной теории явилась теория, объясняющая феномен лидера через его последователей (Ф.Стенфорд, Д.Рисмен, К.Шатл и др.). Лидерство – это особый тип отношений между руководителем и его последователями, к числу которых относятся избиратели, активные сторонники, а также те, кто оказывает на него влияние. Группа сама выбирает лидера, который удовлетворяет ее интересы. Лидер, в сущности, не более чем инструмент группы. Поэтому «тайна лидера» не в нем самом, а в запросах его последователей. Анализ последователей во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемые им решения. В формировании и функционировании отношений «лидер - последователи» особенно велика роль политических активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают его качества и возможности, организуют кампании в его поддержку, выступают связывающим его с массами звеном, т.е. «делают» лидера.
Среди психологических концепций выделяются концепция З.Фрейда, концепция Г.Лебона, концепция Э.Фромма и Т.Адорно. Истоки лидерства, по их мнению, лежат в психике. Основоположник психоанализа З.Фрейд считает, что в основе лидерства лежит подавленное либидо – бессознательное влечение преимущественно сексуального характера. В процессе развития оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет своего рода компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п. Он выделил две категории индивидов, взяв в качестве критерия их отношение к лидерству: те, кто стремится к власти, и те, кто испытывает внутреннюю потребность в подчинении, покровительстве.
Французский исследователь психологии масс Г.Лебон разделил народ на лидеров и массу. Значение лидеров в общественной жизни он сильно преувеличил, а роль толпы – недооценил. По его мнению, лидеры могут все, достаточно им лишь научиться владеть психологией массы. Толпа всегда ищет вождя и сама стремится к подчинению.
Э.Фромм и Т. Адорно в своих исследованиях природы лидерства, выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. По мнению исследователей, такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства или подчинения. В таких обстоятельствах народ ищет спасителя и готов доверить ему свою судьбу. Авторитарный лидер стремится подчинить себе все структуры гражданского общества, склонен к мистике, демагогии, не терпит равенства и демократии.
Совокупность различных интерпретаций политического лидерства позволяет увидеть его разнообразные стороны, аспекты, но не дает целостной картины этого феномена. Решить эту задачу пытается интерактивный анализ, который учитывает четыре главных момента лидерства: черты лидера, задачи, которые он призван выполнять, его последователей и конституэнтов, систему их взаимодействия между собой и с лидером.
Если индивид сам оценивает ситуацию и определяет свои действия, то вопрос лидерства и его влияния не возникает. Необходимость в лидерстве возникает тогда, когда ситуация, в которую волей обстоятельств вовлечены большие группы людей, требует оценки, чтобы сама группа или кто-либо от ее имени начал необходимые действия. Политическое лидерство базируется на потребности в упорядоченности и управляемости отдельных элементов социальной системы для обеспечения их нормального функционирования и развития. В небольших группах лидерство может иметь неформальный характер и переходить от одной личности к другой, в зависимости от ситуации. В больших и организованных группах возникает потребность в формальном (официальном) лидерстве.
Политический лидер должен обладать определенными как психологическими, так и социально-политическими качествами. Среди психологических качеств М.Вебер выделил три, обязательные для политика: страсть, чувство ответственности, глазомер. Страсть как ориентация на существо «дела», страстная самоотдача ему. Ответственность за дело, которому служит политик, должна быть путеводной звездой в его деятельности. А для этого нужен глазомер, позволяющий держать дистанцию относительно вещей и людей, способность внутренне собранно и спокойно поддаваться влиянию реальностей.
Если речь идет о социально-политическом аспекте, то политический лидер должен иметь свою политическую программу и желание бороться за ее осуществление. Конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, избирательной платформе. Альфой и омегой платформы является главная, рельефно обозначенная цель, способная оптимально объединить интересы самых различных групп и общественных объединений. Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.
Еще одно важное свойство лидера - новаторство, способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать старые. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, потакание этим интересам, а их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Понятно, что лидер в своей деятельности не всегда является первооткрывателем, но всегда в результате осуществляемой политики оставляет заметный след в обществе, причем, не всегда положительный.
Очень важное качество - политическая информированностьлидера. Политическая информация описывает, прежде всего, состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами.
Лидер должен обладать чувством политического времени. Быть политиком - значит своевременно принимать меры. Опыт показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер, идущий на компромисс с опозданием, теряет инициативу и может потерпеть поражение. Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро чувствуют ход политического времени и все делают вовремя.
Еще одно принципиальное для лидера качество – это способность его мышления опережать современный уровень общественной мысли, предвидеть ход политических событий, т.е. способность к стратегически ориентированной и тактически выверенной политической деятельности, к преодолению соблазна получения минутной выгоды. Недаром американцы любят повторять, что лидером является тот, кто знает, чего пожелает нация через год.
Для лидера очень важны политическая воля, способность брать на себя ответственность, организаторский талант и ораторские способности, острый ум и политическая интуиция, чувство юмора, умение нравиться людям и вызывать у них симпатию.
Благодаря авторитету и личному влиянию политический лидер играет определяющую роль в осуществлении власти в организации, к которой он принадлежит и которую возглавляет. Функционально он призван формулировать политический курс, определять стратегию и тактику. К числу функций политического лидера относятся: осуществление авторитетной, мудрой, своевременной оценки сложившейся ситуации (политический «диагноз»); разработка линии поведения, определение от имени группы, организации направления ее действий с целью выхода из ситуации, решения проблемы; мобилизация людей на реализацию намеченного плана; интеграция общества; социальный арбитраж и патронаж; инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, легитимация политического строя.
Пониманию проблемы политического лидера способствует знание классификации этого понятия. Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную М.Вебером, который выделил три основных типа лидерства. Первый тип - традиционное лидерство, которое предполагает веру подданных в то, что власть законна, т.к. основана на вековых традициях (характерно для доиндустриального общества). Второй тип - харизматическое лидерство, когда власть базируется на вере людей в необычные личные качества, магические способности, которые Вебер называет "харизмой" (в раннехристианской литературе этот термин означает «боговдохновленность»). Оно появляется тогда, когда общество переживает глубокий кризис. Последователи Вебера расширили толкование харизматического лидера и показали, что популярность такого лидера может «делаться» с помощью средств массовой информации, политтехнологий и «паблик рилейшенс». Третий тип - легальное лидерство, основанное на свободном и рациональном выборе политического лидера посредством демократических процедур.
По характеру отношений лидера с подчиненными различают лидерство авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.
М.Херманн дает свою типологию лидерства на основе функций и роли лидера в обществе. Лидер- «знаменосец» отличается собственным видением действительности, у него есть идеал, который он стремится воплотить в жизнь, он определяет цели и указывает направления деятельности своим последователям, увлекает их за собой. Лидер-«служитель» – выразитель интересов своих приверженцев, агент группы, отражающий ее цели и работающий от ее имени. Лидер- «коммивояжер» отличается способностью убеждать избирателей в правильности своей стратегии, готовностью пойти на уступки и добиться тем самым их поддержки своей политики. Он «продает» идеи своим последователям, вовлекая их в осуществление последних. И, наконец, лидер-«пожарник» ориентируется на самые актуальные, насущные общественные проблемы, жгучие требования момента.
Типы лидерства классифицируют так же по масштабам деятельности. Различают лидеров общенациональных, региональных, местных, лидеров определенного класса, группы.
Индивидуальное политическое лидерство в общенациональном масштабе существенно отличается от негосударственного политического лидерства в относительно малых группах. Во-первых, это «дистанционное» лидерство, контакты лидера с его последователями носят, как правило, опосредованный характер. Во-вторых, это многоролевое лидерство, когда лидер ориентируется на ожидания своего непосредственного окружения, политической партии, бюрократической исполнительной машины, большинства народа. Задача лидера – поддержать равновесие этих, часто противоречивых, ролей. В-третьих, это лидерство в той или иной мере носит корпоративный характер. То есть, в определенном понимании лидер является символической фигурой, а его многочисленные роли исполняют другие люди, прежде всего ближайший штаб. В-четвертых, современный государственный лидер действует в условиях установленных законом норм, государственных бюрократических институтов, которые определяют реальные масштабы его власти и пути ее осуществления. Государственная машина работает независимо от смены тех или иных политических лидеров.
В 60- гг. ХХ в. американский ученый Гэлбрейт заметил, что лидеры лишь подписывают решения, выработанные коллективами людей, обладающих профессиональными знаниями. Такое положение дел в определенной степени обезличивает лидера. Лидер не может по своему произволу творить историю. Политические лидеры выдвигаются определенными социальными группами, их роль зависит от положения и роли выдвинувшей их группы.
В зависимости от того, каким способам изменения политической и социальной реальности отдают предпочтение лидеры, их разделяют на реформаторов, революционеров и консерваторов. Лидер-реформатор избирает эволюционный путь изменения действительности, стремится сохранить достижения прошлого. Лидер-революционер отрицает существующие в обществе базовые ценности и ориентируется на создание принципиально новой общественной системы. Лидер-консерватор считает существующий общественный строй наиболее рациональным и стремится сохранить и укрепить его.
Есть и другие типологии лидерства, но, как правило, «чистые» типы лидеров встречаются редко: в каждом из них в определенных пропорциях соединяются черты нескольких разновидностей лидеров. Доминирование в их поведении определенных качеств позволяет отнести их к определенному типу.
Характер и механизмы функционирования политического лидерства зависят от режима осуществления власти. В условиях тоталитаризма – это личная диктатура, тирания, опирающаяся на «авторитет силы». В условиях демократии – это лидерство на основе «силы авторитета», «силы закона».
Один из аспектов политического лидерства – проблема сильной личности, вождя. Согласно с фашистскими теоретическими разработками, вождь имеет неограниченную власть, поскольку отражает волю, дух народа, его стремления. Приказы вождя нужно выполнять неукоснительно, не обсуждая их содержание и целесообразность. Поскольку вождь общается «просто» с народом, ему нет нужды придерживаться законов, конституции. Культ сильного руководителя перешел в политическую философию сегодняшнего дня. Его необходимость обосновывается тем, что в кризисные, переломные моменты развития страны только сильный руководитель, авторитарный лидер способен навести порядок и решить все проблемы. Даже некоторые сторонники демократии считают, что к демократии мы должны прийти через усиление авторитарности в верхнем эшелоне власти.
В целом же, политическое лидерство вполне совместимо с требованиями демократии, выступает как фактор их осуществления. Однако реализация потенциала политического лидера в интересах общественного прогресса в значительной мере зависит от уровня организованности и действенности институциональных политических структур, от наличия определенных механизмов реализации функций политического лидерства, от укрепления законности, правопорядка, формирования демократической политической культуры.
Политическое лидерство – это один из важнейших социальных институтов, форма, сущность, функции, отношения которого свидетельствуют об уровне развития и типе общества, его политического режима.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы предпосылки участия личности в политической жизни общества?
2. Что такое «политическая социализация», какую роль в жизни общества она играет?
Расскажите об этапах, агентах, типах политической социализации.
Какие типологии личности вы знаете?
Чем вызвана необходимость политического лидерства?
В каких концепциях раскрывается природа политического лидерства?
Какими чертами должен обладать современный политический лидер?
Приведите примеры наиболее распространенных типологий лидерства.
Литература
1. Бебик В.М. Як стати популярним, перемогти на виборах і утриматись на політичному Олімпі: (Соціопсихологія і технологія політ. боротьби). – К.: Абрис, 1993. – 128 с.
2. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр. Произв. – М., 1990. – С.647-706.
3. Выдрин Д.И. Очерки практической политологии. – К.: Философская и социологическая мысль, 1991. – 128 с.
4. Забелин П.В., Дрягилев Р.А., Федцов В.Г. Политология: Учебно-практическое пособие для вузов. – М.: Изд-во Приор, 2002. – 240 с.
5. Лазоренко О.В., Лазоренко О.О. Теорія політології: Для тих, хто прагне успіху. – К.: Вища шк., 1996. – 179 с.
6. Херманн М.Д. Стили лидерства в формировании внешней политики // Полис. – 1991. - №1. – С. 91-93.