При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений. 5 страница

--------------------------------

<1> Конищева Татьяна. Прописка по месту работы // Российская газета. 2008. 1 апреля.

Президент Российской Федерации утвердил Перечень показателей для определения оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации <1>. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предписано "ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Российской Федерации доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Указа Президента РФ от 28.04.2008 N 606).

Разработано 43 показателя по оценке уровня развития и состояния социально-экономической сферы жизнедеятельности. В частности, они отражают ситуацию в сфере здравоохранения, образования, спорта, жилищно-коммунальной сфере, уровень обеспеченности населения жильем, уровень доходов и безработицы среди населения региона, эффективность организации государственного и муниципального управления.

В последующем во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило <1>:

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

форму доклада высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.

Действуя с целью выравнивания социально-экономических показателей регионов, органы государственной власти Бразилии в свое время приняли политическое решение о направлении государственных инвестиций в развитие трех наиболее отсталых штатов. Для этого были созданы три региональных фонда венчурного капитала для финансирования инвестиций и три региональных фонда финансовой поддержки. Средства из них были направлены на выполнение программ, предусматривающих выплату денежных пособий населению. Вскоре в этих штатах стал наблюдаться заметный прогресс в социальной и экономической сферах. Средняя продолжительность жизни населения в них с 46 лет (середина 90-х годов XX столетия) за менее чем 15 лет увеличилась до 70 лет.

Характеризуя состояние инфраструктуры в современной России, необходимо отметить ее явное несоответствие глобальным задачам, стоящим перед государством <1>. 40 тысяч городов и сел в регионах по-прежнему не имеют круглогодичного выхода к дорожным магистралям. 5 субъектов Российской Федерации на своей территории не имеют железных дорог. Это привело к тому, что 23 разведанных крупных месторождения полезных ископаемых лежат мертвым грузом лишь потому, что в районах их расположения не проложены железнодорожные пути.

--------------------------------

<1> Гаврилов Юрий. ЧП за счет хозяина // Российская газета. 2008. 25 марта.

6.6. Органы местного самоуправления как субъекты

административного права

Органы местного самоуправления, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, ранее - советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.

Исторически сложились две основные формы организации власти на местах. Наиболее демократичной является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней. Единства мнений по этому вопросу нет. Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 году, придерживается такого подхода. В Японии, например, все основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. Значительной самостоятельностью обладают органы местного самоуправления Англии и Австрии.

В России органы местного самоуправления также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-территориальной единицы (поселка, села, города, района, области). Статья 12 Конституции России признает и гарантирует организацию и функционирование местного самоуправления не как один из уровней организации публичной власти, а качественно отличающуюся от других частей государственной системы. Они не только автономны, но и непосредственно зависимы друг от друга. Эффективность этого союза самым непосредственным образом оказывает воздействие на формирование институтов гражданского общества.

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром.

Характерным примером этого является организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена префектом, который назначается президентом. Префекту подчинены все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными службами, руководит полицией. Генеральный совет, как орган самоуправления, решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы, действующие в коммунах, в свою очередь, избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

Полномочия органов местного самоуправления в Италии также находятся под контролем центральной власти. Назначаемые правительством страны комиссионеры предназначены координировать деятельность областных правительств (джунт). В провинциях и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции осуществляют префект и совет префектуры.

Государственное управление рассматривается как управление делами государства. В то же время само государство можно рассматривать как один из органов управления делами общества в целом. Оно выступает как внешнее управление в отношении объединенных в коллективы членов общества (национально-территориальных и территориальных общностей, трудовых коллективов, широкого круга общественных объединений).

В определенных случаях государство может делегировать органам местного самоуправления на определенных полномочиях часть принадлежащих ему полномочий (например, взимание налогов и пошлин, а также штрафных санкций). Поэтому на каждом этапе социального развития необходим взвешенный подход к соотношению конкретного сочетания между государственным управлением и органами местного самоуправления. Они являются разными формами единой публичной власти и социального управления.

В СССР на конституционном уровне органы местного самоуправления определялись первичным элементом системы органов государственной власти.

Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия. По законодательству Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Международно-правовые документы и, в частности, Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы в 1980 г.) определяют местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею.

Установление в Конституции самостоятельной системы публичной власти, не относящейся к государственной власти, имеет большое значение для повышения активности и самостоятельности граждан в решении вопросов местного значения, а следовательно, для развития демократических отношений в стране.

Законодательством Российской Федерации представительному органу муниципального образования предоставляется право "удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)" <1>. Законодатель определил следующие основания для принятия такого решения:

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 7 мая 2009 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 13 мая.

1. Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление следующих последствий (пункты 2 и 3 части 1 статьи 75 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а именно:

если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

2. Неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

3. Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, "данная два раза подряд".

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Понятие и правовое положение органа исполнительной власти, государственного управления.

2. Сформулируйте определение понятий "орган исполнительной власти", "орган государственного управления".

3. Перечислите основные признаки органа государственного управления.

4. Каковы права органа государственного управления?

5. Назовите обязанности органа государственного управления.

6. В чем заключаются особенности органа государственного управления по сравнению с другими государственными органами?

7. Как соотносятся между собой понятия "орган исполнительной власти" и "орган государственного управления"?

8. По каким направлениям осуществляется взаимодействие органов государственного управления с органами местного самоуправления?

9. Перечислите виды органов государственного управления.

10. Перечислите критерии, лежащие в основе классификации органов государственного управления.

11. По каким основаниям осуществляется деление федеральных органов исполнительной власти на отраслевые и межотраслевые?

12. Какие из указанных органов функционируют на началах коллегиальности, а какие основаны на единоначалии?

13. Понятие и звенья системы органов исполнительной власти в Российской Федерации.

14. Каковы организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти в современной России?

15. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

16. Органы исполнительной власти в городе Москве.

Тема 7. Государственная служба и государственные

служащие в Российской Федерации

Наши рекомендации