Административное принуждение
Административное принуждение является методом реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления, способом целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. Оно как система определенных мер обладает рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения:
1. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.
2. Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т. е. тех или иных неблагоприятных последствий.
3. Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права.
4. Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления.
5. Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан. Административное принуждение должно предупредить, пресечь противоправное деяние и безотлагательно следовать за совершенным правонарушением.
6. Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции. Вместе с тем, правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительное число категорий дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания. Однако эта деятельность судов не является правосудием в полном смысле этого слова, а составляет часть административного процесса.
7. Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется.
8. Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности.
9. Процессуальный порядок его применения (в отличие от уголовного и гражданско-правового принуждения) отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью.
10. Административное принуждение применяется не только к физическим лицам, но и в отношении юридических лиц.
Меры административного принуждения весьма многочисленны и многообразны. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно разделить на четыре группы:
- административно-предупредительные меры;
- меры административного пресечения;
- меры административной ответственности;
- меры административно-процессуального обеспечения.