Времена Елены Глинской. Боярское правление
После смерти Василия III в 1533 году великим князем стал его трехлетний сын Иван IV. Сразу после этого развернулась борьба за московский престол: было предпринято несколько попыток свержения Ивана IV его мать - регентшу Елену Глинскую.
Отражая выступления феодальной знати, лавируя между различными группировками феодалов, правительство Елены Глинской продолжало вести курс на укрепление великокняжеской власти. Оно ограничивало податные и судебные льготы церкви, ставило под свой контроль рост монастырского землевладения, запретило покупать земли у служилых дворян. В 1535 году была проведена денежная реформа. Был уменьшен вес монеты, что устранило разнобой между московской и сохранявшейся еще новгородской денежными системами. Таким образом, была упрочена финансовая система России, удовлетворена потребность в деньгах, а государство стало объединено еще одним стимулом - экономическим.
Усилились местнические споры, возросла бесконтрольность в земельных и иных пожалованиях. Так обстояли дела в элите. Куда опаснее было постоянно растущее недовольство правящими группами со стороны общества. И тем не менее все эти внутренние конфликты не поставили ни разу под сомнение территориальную и государственную целостность страны.
При Елене Глинской началась реформа управления, которая закончилась при Иване IV. В 1530-х годах были созданы административные «губные» учреждения («губа» - административный округ, позже преобразованный в уезд), которые ведали судебными вопросами по наиболее тяжким разбойным преступлениям против правительства и феодалов. Губные старосты получили право самостоятельно проводить следствие с применением пыток. В Москве всеми губными учреждениями ведал специальный Разбойный приказ.
В эти же годы велось строительство крепостей и городов (в том числе каменных стен вокруг Китай-города в Москве). Строительство ведется по всей стране, а такие активные работы требовали значительных капиталовложений и людских ресурсов. Поэтому проводится ряд мероприятий по привлечению средств и населения к работам. Специальные городские приказчики организовали сбор средств и привлекали население к оборонительным работам, укрепление государства послужило стимулом для роста ремесла и торговли, так как население стало стекаться под защиту крепостных стен. Таким образом, укрепление городов повлекло за собой экономический расцвет страны.
После смерти Елены Глинской наступил десятилетний период ожесточенной борьбы за власть между придворными боярско-княжескими группировками, которые возглавляли князья Шуйские (потомки князей Суздальских), Бельские и Глинские (дядья великого князя).
В период боярского правления и при Елене Глинской происходят и другие экономические преобразования в стране, послужившие стимулом к росту в экономике, укреплении страны в оборонительном и объединительном смысле. Но реформы происходили медленно и с большими затратами: все силы правителей поглощала борьба за власть - было не до больших государственных дел, но все же они подготовили страну к нововведениям, которые произойдут позже и в годы боярского правления. Не просто продолжено многое из того, что начинали Иван III и Василий III, кое-что в государственном строительстве было начато заново. Несмотря на высокие достижения в некоторых областях управления страной, некоторые из них оказались запущены. Во внутренней политике боярство уронило свой политический авторитет.
3. и 4. В XVI веке формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники -Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союз, превращению в государственную национальную церковь придали три крупных церковных деятеля XVI века: игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Как отмечает П.Н.Милюков, Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимав в восточной церкви император византийский. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей воле светской власти. Наконец Макарий применил теорию - практику светского вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. Венцом Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного .
Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих — создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.
Боярская Дума – государственный орган, сочетавший в себе функции совещательно – законодательного и судебного учреждения, состоявший из 10-15 человек по выбору князя (из представителей феодальной аристократии) и поэтому не ограничивавший княжескую власть. Являлась продолжением княжеской думы в конце XIV века в новых исторических условиях Московского царства.
Венчание на царство – торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о Венчании на царство государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, Венчание первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. Оно происходило не только в храме, но и на поле, и в ипподроме. Избранного возводили обыкновенно на возвышение, поднимали его на щите среди сомкнутых рядов воинов, облачали в царскую одежду и возлагали на чело диадему. Со щитом и копьем в руках он объявлял милости и говорил речь к народу. Коронованный на поле император ехал в церковь, здесь слушал литургию, и по окончании ее на его голову возлагался венец, обыкновенно самим патриархом. При этом государь давал клятву беречь святую веру, заботиться об упрочении мира, о возвеличении империи и церкви и т. д. В X веке церковь провозглашала императора святым, т. е. освященным в своей власти для мира своего царства; в том же X веке явилось и внешнее действие этого освящения — миропомазание, основание для которого представляла церковь Ветхозаветная.
Вера латинская – одно из трёх - наряду с православием и протестантизмом - наиболее распространённое направление в христианстве, оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в., имеющее свою церковную организацию, возглавляемую папой Римским, иными словами католичество.
Губа – территориальный округ в Русском государстве XVI - XVII вв., в пределах которого в качестве местного самоуправления с судебно-полицейскими функциями действовали губные власти (в лице старост с "целовальниками"), избираемые населением.
Губная изба – помещение присутствия Губного старосты в уездном городе, в котором сосредоточивалось все Губное управление. При введении воеводского управления губные избы стали называться съезжая или приказная изба.
Губной староста – выборная земская власть, учрежденная в первой полов. XVI в. с целью изъять из ведения наместников уголовные дела. Губные старосты подчинялись разбойному приказу. В 1689 г. были заменены сыщиками, окончательно упразднены 1704 г.
«Домострой» - анонимный памятник русской литературы XVI века, свод правил и норм поведения, охватывающий буквально все стороны жизни человека: от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей, отношений в семье, до кулинарных рецептов.
Духовенство чёрное – общее название монашествующих священнослужителей (иеродиаконы, иеромонахи, игумены, архимандриты и архиереи).
Дьяк – начальник и письмоводитель канцелярии разных ведомств в России до 18 в. Различались дьяки: государевы, крупных феодалов (в том числе церковных — владычни, монастырские), вечные (при городском вече), городские, земские и т.д. В период феодальной раздробленности княжие дьяки чаще всего были холопами. С 15 в. дьяки уже землевладельцы, среди них встречаются и мелкие феодалы. Дьяки становятся чинами правительственной администрации; наиболее высокопоставленные из дьяков — думные дьяки (с 16 в.). Дьяки руководили канцеляриями ("дьячими избами") центральных (приказы) и местных учреждений.
Ересь – религиозные направления, отступающие от официальной церковной доктрины и вызывающие осуждение, отлучение и репрессии со стороны церкви.
Жидовствующие – принятое в православной церкви название ряда религиозных групп, существовавших в России начиная со второй половины 15 в. и обвиняемых церковниками в склонности к иудаизму. Аналогичное обозначение («иудействующие») часто применялось христианской церковью (особенно в Византии) по отношению к различным еретическим течениям, в которых усматривали близость к иудаизму.
Земский Собор – высшее сословно-представительное учреждение с законосовещательными функциями, собрание представителей городского, областного, торгового и служилого класса, являвшихся по призыву московского правительства для разрешения важнейших административных и политических дел в середине 16–17 вв. Включал членов Освященного собора (архиепископов, епископов и других во главе с митрополитом, а с 1589 – с патриархом, то есть сановитого духовенства), Боярской думы и думных дьяков, «осударева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан.
Земщина – основная часть территории Русского государства с центром в Москве, не включенная Иваном IV Васильевичем в особый государев удел — опричнину.
Избранная Рада – термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 г.г.
Иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения.
Митрополит – первый по древности и высший епископский титул в Христианской Церкви.
Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции, укрепления Русского централизованного государства, самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян.
Патриарх – титул предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа в некоторых иных Церквах; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным собором.
Приказы – система центральных органов управления, специализированных по роду деятельности.
Самодержавие – монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти — царю, императору — принадлежали верховные права в законодательстве (утверждение законопроектов), в верховном управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, верховное командование армией и флотом, заведование финансами и др.), в высшем суде (утверждение приговоров, помилование).
Стрелец - служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое постоянное пешее войско.