Проблемы правотворчества и систематизации нормативных правовых актов
Когда в теории государства и права говорят о правотворчестве и систематизации нормативных правовых актов, то рассуждают прежде всего о понятии и стадиях самого правотворчества, юридической технике, а также характере и видах систематизации законодательства. Иногда к этой проблематике «подвязывают» вопросы порядка опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов и даже их действия во времени, пространстве и по кругу лиц1.
Сегодня, когда идет процесс активного формирования цивили-тарного права, вопрос нужно ставить шире: настало время разработать современную теорию правотворчества и систематизации всех актов, и нормативных, и ненормативных, и непосредственно связанных с современным правовым регулированием общественных отношений. Причем в рамках этой теории с комплексных позиций важно исследовать не только понятие и виды правотворчества, различные аспекты систематизации и действия нормативных правовых актов, но и правотворчество как глубокий процесс познания, сущность, основные факторы, стадии и принципы, механизм разработки и принятия законов, особенности развития законотворчества в условиях демократических рыночных отношений, совершенствование системы участия граждан в разработке законов (референдум), проблемы лоббизма, применения математических методов и компьютерных технологий в систематизации нормативных правовых актов.
Нельзя согласиться с Н.М. Коркуновым, который отрицал научность права, ибо оно «не представляет главных отличительных свойств закона в научном смысле». А отсюда и научность правотворчества2. Под «законом в научном смысле» понимались не юридические, а объективные законы, обнаруженные и сформулированные
1 См.: Керимов ДА. Проблемы общей теории права. М., 2000. С. 14—21; Нашиц А.
Теория и законодательная техника. М., 1974. С. 2.
2 См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1984. С. 53—54.
II. Проблемы теории права
11. Проблемы правотворчества и систематизации нормативных правовых актов
наукой. Разумеется, нельзя смешивать законодательство с объективными законами жизни, природы и общества, но познание последних позволяет фиксировать и применять их в законодательстве (что и происходит, как правило, в процессе законотворчества и правотворчества).
Динамизм экономических, политических и социально-культурных запросов постсоциалистического общества выдвигает все новые и новые задачи правового регулирования фактических общественных отношений. Социальная обусловленность и многогранность этих задач обнаруживается уже простым перечислением проблем, возникающих перед законотворчеством: исследование различных социальных причин, факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании рыночных отношений законом; выявление и учет интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества, их особенностей, обычаев, традиций; сочетание обыденного, практического и теоретического сознания различных групп людей, элит, слоев и др. в процессе создания закона; проведение сравнительного анализа законопроекта не только с аналогичными установлениями прошлых лет и действующих законодательных систем иностранных государств, но и с другими регуляторами (моральными, обычными, традиционными и пр.); научная разработка концепции, принципиальных положений закона; выявление общественного мнения относительно целесообразности принятия данного, того или иного закона.
Очевидно, что столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть реализованы без науки, высокой образованности и творческого подхода к решению их законодателем. Сегодня разработка специальной теории правотворчества и систематизации правовых актов крайне необходимы.
В современной науке о государстве и праве наметились (конечно, это условно) как бы два подхода к исследованию этого вопроса1. Первый — традиционно юридический, где понятие и сущность правотворчества объясняется через соответствующую государственную деятельность. Обосновывается, что правотворчество (нормотворчество) — это социальный аспект и государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.
При этом утверждается, что изначально право формируется ес-тественноисторически, до и независимо от деятельности государства. Начальная стадия в процессе правообразования — возникновение объективно обусловленной потребности в правовом регулировании
См.: Керимов ДА. Указ. соч. С. 16—17.
общественных отношений. Эта потребность в конечном счете обусловлена экономической системой, но ближайшими факторами, ее питающими, являются социальные, личные и иные интересы.
На последующих стадиях правообразования приобретает первостепенное значение целенаправленная деятельность государственных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов людей в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование в формально определенные предписания общего характера, и является правотворчеством.
Различаются три способа такого правотворчества: 1) непосредственная правоустановительная (правотворческая) деятельность полномочных государственных органов; 2) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями (например, общественными организациями); 3) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума). Во всех трех случаях правотворчество отличается своими целями и теми принципами, на которых основывается.
Второй подход — познавательно-оценочный и процедурный процесс, в ходе которого вырабатываются соответствующие нормы права. Доказывается, в частности, что правотворчество — это прежде всего процесс познания и оценки правовых потребностей демократического общества, формирования и понятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. В таком определении выделяются несколько элементов: познание, изучение и оценка явлений и процессов, допускающих или требующих правового регулирования; определение органа или иного субъекта, управомоченного принять тот или иной нормативный правовой акт; выбор формы предполагаемого акта; подготовка, принятие или изменение его в рамках соответствующих процедур.
Все элементы находятся между собой в тесном единстве. Нельзя допускать устранения элементов или отсутствия, ослабления их внутренних связей и зависимостей, иначе правотворчество плохо или с опозданием будет отражать жизненные проблемы и тенденции развития общества и государства, экономики, политической и социальной среды. Будут созданы необоснованные, неэффективные нормативные правовые акты, которые отрицательно повлияют на общество и поведение людей. Юридические ошибки в текстах актов в дальнейшем потребуют больших усилий по их устранению.
Само понятие «правотворчество» отражает созидательный характер формирования актов, когда «переплавляются» такие элемен-
III. Проблемы теории права
11. Проблемы правотворчества и систематизации нормативных правовых актов
ты «правовой материи», как социальные интересы, потребности, волевые установки, варианты решений, нормы права, эх элементы. В нем не должно быть механичности или даже автоматизма, поскольку творческий, созидательный характер деятельности отвечает задаче отыскания среди множества имеющихся норм поведения те, которые будут наиболее полезными для людей и затем облечены в общезначимую необходимую форму.
Выделяются юридические требования, в которых выражена своего рода нормативная сущность правовых актов. Это принятие актов только уполномоченным субъектом; принятие актов по основаниям, предусмотренным законом, выбор необходимой формы акта; соблюдение соподчиненности актов в правовой системе по их юридической силе; соблюдение процедуры подготовки и принятия нормативных правовых актов.
Эти два подхода не противоречат друг другу, а наоборот, как бы дополняют друг друга, позволяют дать более строгое определение правотворчеству, представить многие сущностные черты, с большей силой выделить конкретные «константы» для видов правотворчества. Такими «константами» являются:
• субъекты правотворчества — народ, уполномоченные органы
государства, общественные организации и объединения, по
литические партии, эксперты аналитики, юристы и т.д.;
• познавательные процедуры — осмысление потребностей обще
ства в разработке и принятии необходимых норм права, анализ
действующих нормативных правовых актов, отмененных, изу
чение мнения граждан относительно правообразования и др.;
• разработка моделей будущих нормативных правовых актов —
по установленным процедурам;
• регламенты правотворчества — процессы подготовки, обсуж
дения, принятия и вступления в силу законов и иных норма
тивных актов;
• прогнозирование будущих нормативных правовых актов на ос
нове изучения действия принятых актов.
Кроме того, важно учитывать наиболее значимые факторы и принципы правотворчества. Что касается факторов правотворчества, то теоретики государства и права стали их исследовать недавно. С точки зрения формируемой теории правотворчества и систематизации нормативных правовых актов их выделение и анализ применительно к правотворческой практики очень важны.
Понятие «фактор правотворчества» означает социальное влияние разной силы и степени на процесс создания нормативных правовых актов, причины, определяющие связь между последними и жизнью (средой). Факторы можно разделить на три группы: 1) оп-
ределяющие предмет правового регулирования, 2) выражающие позиции участников правотворческой деятельности и 3) собственно субъективного юридического характера, мешающие процессу правотворческой деятельности.
Потребности проведения реформы в экономике обусловили принятие большого числа законов и иных актов, посвященных новому режиму собственности, статусу организаций, банков, финансово-кредитным и налоговым отношениям. Их спешная подготовка нередко оборачивалась ошибками и вела к последствиям, которые не учитывались на стадии разработки и принятия нормативных правовых актов. Мешали быстрые смены идей реформ и обилие их сфер реализации. Лозунги стихийного правового регулирования рыночных отношений стали дополнятся системой государственного регулирования. Позднее стала более четко выявляться потребность в систематизации нормативных правовых актов, появились кодексы, множество иных законов.
Классификация факторов по характеру влияния позволяет выделить прежде всего те, которые находятся вне нашей правовой системы. Изучение происходящих процессов и их тенденций позволяет своевременно ощутить необходимость правовых перемен. Многие их этих факторов приобретают значение правообразующих, поскольку в них зарождается и обнаруживается объект будущего правового регулирования. Важно правильно оценить объект и умело выбирать предмет, средства и методы правового регулирования, иначе неизбежны ошибки. По своему воздействию на нормативные акты можно выделять «нормальные» факторы, способствующие действенному и мягкому правотворчеству, «отклоняющиеся», «нормативно-чрезвычайные», «форс-мажорные». С каждым из них связана та или иная степень риска в принятии и реализации нормативно-правовых предписаний.
Не менее важно очертить сферу, «круг» действия различных факторов. К сожалению, пока это ни ученым, ни практикам не удалось сделать. Нередко выявленные общественные потребности получают неадекватное либо неверное правовое оформление. То слишком резко отбрасываются прежние акты, то, напротив, перемены ограничиваются частичными изменениями правового статуса лишь конкретных субъектов права. Одни временные характеристики факторов действуют постоянно, например применительно к устройству и ориентации механизма государства, выбору экономического курса правительства, отношению населения к закону, другие — существуют недолго.
Помимо объективных факторов, действующих на правовую систему России извне, нужно учитывать факторы собственного внутреннего развития. В них выражаются присущие правовой системе,