Свобода совести. Правовые основы организации религиозных объединений
Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.
ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):
Религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
54. Право на информацию: содержание и гарантии.
С этим правом тесно связана свобода слова(ст 29 К РФ).
Ограничения касаются, в частности, государственной тайны. Вместе с тем законодательство устанавливает перечень сведений, которые нельзя засекречивать, скрывать от населения. К их числу относятся сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности , о происшествиях, компенсациях, льготах и т.д.
В настоящее время в России свобода слова обеспечена законом, созданы свободные средства массовой информации. В то же время этот процесс не завершен, а журналистская свобода нередко используется как инструмент групповой борьбы.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. «Об обеспечении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает, что такие органы обязаны предоставлять информацию( в том числе документированную) об их деятельности, изданных актах, структуре и тд, если она не имеет закрытого характера( в том числе не нарушает права других граждан на их личную тайну, права организаций на деловую репутацию и др). Информация обнародуется и представляется гражданам, организациям и тд по запросам(в том числе устным и электронным) в течение месяца. Информация в определенных случаях может быть платной( из-за большого объема копий, пересылки по почте и тд), но, как правило, является бесплатной. Отказ в выдаче информации, разрешенной данным Законом, может быть обжалован вышестоящему органу или в суд. За причинение материального и иного ущерба в случае отказа должностные лица несут ответственность.
Порядок осуществления свободы слова и других форм массовой коммуникации( например, передачи изображений) регулируется Законом РФ «О средствах массовой информации», ФЗ от 27 июля 2006 г « об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др. Поиск, получение, производство, распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение , пользование, распоряжение ими, приобретение технических средств массовой информации, кроме установленных законом. Запрет на распространение сообщений, а также цензура не допускаются. Требование о предварительном согласовании на опубликование со стороны соответствующего госоргана, должностного лица правомерно, если должностное лицо является автором или дает интервью. Обеспечивается информация о деят-ти государственных органов( в том числе судов) и органов местного самоуправления.
55. Политические права и свободы граждан Российской Федерации: понятие и содержание.
Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию или организацию из одного человека. В то же время не возбраняется шествие и пикетирование в одиночку с транспарантом в руках (если, конечно, такое «шествие» не будет нарушать общественный порядок).
В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Такое положение объясняется уже упоминавшейся спецификой этой группы прав и свобод. Но все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.).
Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Наглядным примером служит вопрос о политических партиях, значение которого вряд ли кому-либо не ясно. В зарубежной конституционной практике (ФРГ, Франция, Македония и др.) партиям уделяется большое внимание, что важно для их дальнейшей законодательной институционализации. Но в Конституции РФ нет даже слов «политические партии», и только в 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических Партиях» (с изменениями от 2 апреля 2012 № 28-ФЗ.).
Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.