Крестьянская реформа 1861 года. Реформы 60-70-х годов XIX века. Конституционный проект М.Т. Лорис-Меликова
· 1855-1881– царствование Александра II. Уже в первые годы царствования начинается «оттепель», то есть период либеральных изменений (возвращены из ссылки декабристы и петрашевцы, в журналах разрешили печатать статьи по крестьянскому вопросу).
Историческая необходимость отмены крепостного права:
· промышленно-экономическое отставание России от ведущих мировых держав, военно-техническая отсталость России (как результат, поражение в Крымской войне),
· рост социальной напряженности в деревне,
· крепостное право было безнравственным.
· Общество было давно готово к отмене крепостного права. Появлялось все больше записок, в которых рассматривался этот вопрос. Самые известные:
· К.Д. Кавелин «Записка об освобождении крестьян»
· Н.Г.Чернышевский.
Отмена крепостного права в России.
· Мнение Александра II: «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу».
· 1857 – образован Негласный (секретный) комитет для обсуждения министерской программы, вошли в него чиновники Николая I, поэтому мало пользы.
· 1857 – Негласный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Реформа стала разрабатываться в обстановке гласности.
· 1858 – создание губернские дворянские комитеты для выработки предложений (отзывов).
· 1858 – создание Редакционных комиссий для рассмотрения отзывов губерний и составления подробного проекта (во главе – бывший декабрист Я.И.Ростовцев). Главную роль в подготовке реформы сыграла «либеральная бюрократия» и товарищ (заместитель) министра внутренних дел Николай Алексеевич Милютин.
· 1859 – проект реформы готов. Обсуждение разделили: отдельно помещики нечерноземных губерний и черноземных.
· 1861, 19 февраля – Манифест об освобождении крестьян.
Основные положения реформы:
· Личное освобождение крестьян: крестьяне получили личную свободу, гражданские права (заключать сделки на свое имя, на свободу передвижения, свободного вступления в брак).
· Земельный вопрос: черноземные и нечерноземные губернии – разный размер наделов.
· Выкупная операция: за землю нужно было выплатить определенную сумму помещику – за основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка. До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности (временнообязанное состояние). 20% - платили помещику крестьяне, 80% - государство. В течение 49 лет крестьяне выплачивали долг государству с процентами.
· В результате выкупная операция: давала помещикам денежные средства для перестройки хозяйства на новые условия; способствовала консервации полукрепостнических отношений в сельском хозяйстве (отработочная система, испольщина, издольщина); негативным образом сказалась на развитии крестьянских хозяйств (отдавали часть продукта в качестве выкупных платежей); втягивала крестьянские хозяйства в рыночные отношения, способствовала преодолению натурального хозяйства.
· Итоги крестьянской реформы: реформа 1861 года имела огромное историческое значение, она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для развития рыночных отношений.
Оценка крестьянской реформы:
· 1 точка зрения – реформа была проведена в интересах помещиков, так как значительная часть крестьянской земли перешла помещикам (отрезки), помещики сохранили большую часть земли, получали выкуп, получили возможность использования труда временнообязанных крестьян.
· 2 точка зрения – реформа была проведена в интересах крестьян, так как крестьяне были освобождены от крепостной зависимости, получили возможность выкупить свой надел независимо от согласия помещика, крестьяне получили ряд гражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление.
Тенденции в развитии сельского хозяйства:
· неравномерное развитие сельского хозяйства в пореформенной России, сохранение крепостнических пережитков,
· расслоение крестьянства (рост вертикальной мобильности), причем основную массу крестьянства составляли середняки и беднота,
· господство крестьянской общины, которая стала главным тормозом развития крестьянского хозяйства.
· За двадцать лет реформа 1861 года исчерпала свой потенциал. К концу XIX века начался процесс обнищания русской деревни, особенно в черноземных губерниях. 1891 – неурожай и голод. Требовались новые меры для решения крестьянского вопроса.
· Правительство Александра III ограничилось полумерами. В декабре 1881 года вышел закон об обязательном переходе крестьян на выкуп с 1 января 1883 года. По-прежнему, крестьяне должны были платить выкуп (платежи были снижены), сохранилось малоземелье, запрещался выход крестьян из общины. Было отменено временнообязанное положение крестьян. В 1882 году создан Крестьянский банк, который выдавал крестьянам ссуды на покупку земли.
· К началу ХХ века крестьянский вопрос решен не был: не были завершены выкупные операции; не были возвращены крестьянам отрезки; сохранилась крестьянская поземельная община; сохранилось малоземелье крестьян; сохранилось сословное неполноправие крестьян.
· 60-70-е годы XIX века получили название эпохи Великих реформ. Их причинами стали: кризис крепостнической системы; социальная напряженность в стране; поражение в Крымской войне; активизация либерально настроенной части общества.
· К Великим реформам относятся: отмена крепостного права, земская реформа 1864и городская реформа 1870, судебная реформа 1864, военная реформа 1874.
· Обстановка в стране требовала продолжения реформ, к чему император был не готов. Лишь в начале 1880-х годов Александр II поручил М.Т. Лорис-Меликову разработать программу реформ на ближайшие годы.
· Создание документа было обусловлено: политическим кризисом на рубеже 70-80-х годов XIX века; активизацией общественно-политического движения, в том числе земско-либерального; деятельностью народнической организации «Народная воля», развернувшей тактику террора.
· Проект получил название «Конституция Лорис-Меликова». В его основе лежали идеи: сотрудничества власти и общества; создания выборного органа при царе из представителей земств и городов; придать ему законосовещательный характер деятельности.
Оценка «Конституции» Лорис-Меликова:
· это был первый шаг к построению конституционной системы в России, начало подготовки к созданию парламента,
· проект был одобрен императором Александром II, но после его гибели отклонен императором Александром III, а сам Лорис-Меликов вынужден был уйти в отставку.