Основные требования, предъявляемые к правоприменительной деятельности стадии правоприменительного процесса
Применение норм права – властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц.
Состав правоприменения:
1) Субъекты правоприменения.
Субъектным правоприменением занимаются компетентные органы или должностные лица. Должностным лицом является сотрудник государственного органа, осуществляющий исполнительнораспорядительные или властные функции (должностными лицами являются и сотрудники негосударственных органов и органов общественных организаций).
Субъекты правоприменения, как правило, отправляют и правотворческую и (или) правоохранительную функции.
Правоприменитель может вмешиваться: когда есть спор о наличии субъективных прав или юридических обязанностей; при необходимости определить момент действия или факт прекращения юридических прав или обязанностей; когда необходимо осуществить установленный законом контроль над приобретением прав или возложением обязанностей.
2) Стадии правоприменения:
Установление фактических обстоятельств дела (на этой стадии устанавливаются юридические факты и юридические составы).
Все юридические факты и составы устанавливаются через доказательства.
Не подлежат доказательству:
—общеизвестные факты,
—презумпции – предположения о наличии или отсутствии определенных фактов, основанные на связи между предполагаемыми и наличными фактами.
Установление юридической основы дела: после доказательства времени, места, участников события и других обстоятельств необходимо установить юридическую основу.
Начинают с нахождения и анализа юридической нормы, которая наиболее полно регулировала бы данные общественные отношения:
а) когда есть одна юридическая норма;
б) столкновение юридических норм (коллизия). При этом пользуются следующими критериями: либо берется норма, содержащаяся в нормативноправовом акте, обладающая высшей юридической силой, либо (если нормативноправовые акты содержат одинаковую юридическую силу) та норма, которая содержится в нормативноправовом акте, принятом позднее;
в) если нет юридической нормы (пробел в праве), то необходима ликвидация пробелов: либо через аналогию закона, либо через аналогию права (ликвидируются пробелы, используя общий смысл и принципы права15).
После нахождения юридической нормы необходимо проверить правильность текста нормы. Существуют три этапа проверки правильности действия нормы: во времени, пространстве и по кругу лиц.
3. Решение дела (сводится к принятию акта правоприменения).
Акт правоприменения – это государственновластный, индивидуально определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному делу с целью определения наличия, изменения или прекращения субъектных прав и юридических обязанностей в интересах их нормативного регулирования. В уголовном праве ликвидация пробельности не применяется.
76. Пробелы в праве и способы их восполнения. Аналогия закона и аналогия права.
Пробелы в праве и способы их восполнения
Пробел в праве – отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных правовых случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.
Обычно вопрос о восполнении пробелов в праве поднимается и обосновывается в научных работах, в средствах массовой информации, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей права, в ходе опроса общественного мнения и других формах, а их ликвидация – дело правотворческих органов. Такие пробелы условно можно назвать пробелами в праве в общесоциальном смысле.
Кроме того, в юриспруденции используется понятие пробела в праве в собственно юридическом смысле. Такой пробел имеет место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или частично не предусмотрено или предусмотрено не полностью. Например, если лицо, выигравшее по лотерейному билету какую-либо вещь и получившее ее, обнаружит в ней существенные недостатки, то его претензии (требование устранить недостатки, обменять вещь) носят правовой характер, хотя конкретной нормы, устанавливающей порядок разрешения соответствующих претензий, не существует.
В условиях законности наличие пробелов в праве в принципе нежелательно. Это существенный недостаток действующей правовой системы, обусловленный отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства, своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянами законодательной техники.
Чем меньше пробелов в законодательстве, тем оно совершенней, тем прочнее законность. В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Право чаще всего отстает от порой быстро развивающихся экономических и социально-политических отношений, и должное правовое регулирование этих отношений вырабатывается не сразу. Необходим какой-то период, на протяжении которого накапливаются опыт и знания для правильной и всесторонней регламентации основных вопросов общественной жизни.
Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью.
В тех случаях, когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, используется правило применения права по аналогии. Под аналогией понимается определенное сходство между различными явлениями или предметами. Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости.
В юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной на сходные случаи. Если компетентные органы решают дело в соответствии с предписаниями нормы, регулирующей наиболее сходные общественные отношения, то имеет место аналогия закона. При этом применяемая норма права данное отношение не регулирует.
Аналогия права – принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Она применяется, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную норму права. Применение права по аналогии в современном государстве ограничено, оно исключается при решении уголоеных дел.
77. Акты применения права: понятие, виды, отличие от иных правовых
Акты применения норм права: {понятие, признаки и классификация
Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальные государственновластные предписания компетентного органа, который выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. Признаки акта применения нормы права:
1.Акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение только для тех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой суд принял решение.
2.Акт применения – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется.
3.Правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права.
4.Акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов.
К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами, должны иметь следующие обязательные элементы:
а) вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;
б) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;
в) мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения;
г) резолютивную часть, в которой излагается содержание.
Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям:
1. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права:
а) представительных органов государственной власти;
б) исполнительных органов государственной власти;
в) правоохранительных государственных органов;
г) государственного контроля.
2. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права:
а) на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз);
б) на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).