Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке.
Признаки партии:
· наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;
· наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;
· фиксированное членство;
· разветвленная сеть первичных местных организаций.
Функции партии:
· выявление и выражение интересов различных групп общества;
· посредничество между государством и обществом;
· борьба, осуществление или соучастие во власти;
· интеграция и консолидация интересов различных групп общества;
· стабилизация политической системы (или ее перестройка);
· выражение определенной идеологии;
· теоретическая разработка программы развития общества;
· формирование политической элиты, выявление политических лидеров;
· социализация личности.
Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:
1) В зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Центр кадровых партий представлен в парламентских фракциях. Массовые партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями.
2) В зависимости от степени участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные, которые бывают легальными и нелегальными.
3) По характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема).
4) По характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся на радикальные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур).
6) По месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).
Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. Принцип многопартийности закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 13), признающей политическое многообразие, равноправие всех общественных объединений перед законном.
Политическая идеология.
Политическая идеология – одна из наиболее влиятельных форм политического сознания, определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть, средство идейного обеспечения групповых интересов.
Функции политической идеологии:
· идейное овладение общественным сознанием;
· внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;
· создание позитивного образа проводимой политики в глазах общества;
· стимуляция целенаправленных действий граждан во имя поддержки проводимой политики;
· активное оппонирование конкурирующим доктринам и учениям в форме полемики;
· конструирование и поддерживание групповых ценностей.
Уровни политической идеологии:
· теоретико-концептуальный – формулирование основных принципов, идеалов, положений учения;
· программно-политический – составление на основе принципов и идеалов программы, которая служит нормативной основой для принятия управленческих решений;
· актуализированный – освоение гражданами принципов предлагаемой идеологии, мера их воплощения в реальных действиях.
Виды политической идеологии:
· Консерватизм – сохранение традиций, существующих устоев общества.
· Либерализм – поддержка ценностей индивидуализма, рыночной экономики, правового государства.
· Радикализм – революционно-реформаторское преобразование общества.
Местное самоуправление.
Местное самоуправление – право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел.
Муниципальные органы не являются государственными органами. В решении вопросов местного значения они полностью самостоятельны.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Функции местного самоуправления:
· самостоятельное управление муниципальной собственностью;
· формирование и исполнение местного бюджета;
· установление местных налогов и сборов;
· осуществление охраны общественного порядка;
· осуществление охраны окружающей среды и памятников культуры и истории;
· регулирование использования природных ресурсов местного значения (водных, ископаемых и др.);
· решение иных вопросов местного значения (строительство, здравоохранение, образование и т.д.).
Политическая культура.
Политическая культура – знания, общепринятые ценности, представления, взгляды, убеждения, установки, нормы, характерные для политической системы общества.
Типы политической культуры (американский политолог Г. Алмонд):
· Патриархальная политическая культура: интерес личности к политической жизни отсутствует, главную роль играют родовые, семейные, клановые ценности, важнейшие политические роли практически не выполняются.
· Подданническая политическая культура: личность верна сложившимся политическим институтам, подчинена государству, проявляет низкую политическую активность, чтит традиции, верит в лучшее будущее и готова подчинить настоящее мечтам о грядущем.
· Политическая культура участия: личность проявляет высокую политическую активность, стремится воздействовать на политические процессы в стране, обладает достаточно большими знаниями о политической сфере общественной жизни.