Влияние Реформации на развитие туризма. Путешествия в эпоху Возрождения: транспорт????, дороги, финансовые услуги
Во Франции Людовик XI эдиктом 19 июня 1464 года учредил королевских курьеров. По всем его владениям раскинута была сеть станций для перемены лошадей. Эта почта предназначалась исключительно для надобностей правительства; королевским курьерам под страхом смертной казни воспрещено было исполнять поручения частных лиц. Вскоре после того не только во Франции, но и в Германии и Италии названием почты стали означать всю совокупность установлений, которые учреждались государством или под контролем государства для пересылки как правительственной, так и частной корреспонденции и для перевозки пассажиров.
В 1490 году Франц фон Таксис основал по инициативе короля Максимилиана I первую регулярную почту от королевского двора в Вене, через Инсбрук и Мехелен до Брюсселя, двора сына короля, Филиппа, которая вошла в более позднюю историю под названием Турн-и-Таксис — по имени немецкого дворянского дома. В 1516 году Францу фон Таксис было присвоено звание главного почтмейстера Нидерландов. Эта организация, имевшая сначала весьма скромные размеры — на каждой станции содержалось по одной лишь лошади, — была в 1516 году значительно расширена. Почтовые линии для соединения с габсбургскими владениями в Италии были продолжены до Рима, Неаполя, Вероны и других городов, число лошадей на каждой станции доведено до двух, а сроки перевозки почты сокращены. Основная почтовая линия Брюссель — Вена — Италия была вскоре расширена ветвями на Париж и южную Францию и почтовыми сообщениями между Нюрнбергом, Франкфуртом-на-Майне и Шаффхаузеном; на севере почта Таксисов доходила до Гамбурга.
Курьеры учреждённой Таксисами почты преодолевали за день до 166 км. В договоре 1516 года было оговорено, что должностные лица перевозятся по почте за половинную плату, откуда можно с уверенностью заключить, что организованная Таксиса-ми почта хотя и предназначалась, главным образом, для надобностей королевской службы, но с самого начала была открыта и для пользования частных лиц.
Несколько позже сходная система утвердилась и в других странах Европы. Существовавшие гостиницы стали транзитными пунктами, где меняли лошадей и кареты.
· Питание и размещение
Времяпрепровождение за столом в компании становилось обычаем, широко распространившимся во всех слоях общества. Таверны, трактиры, постоялые дворы отвлекали посетителей от монотонности домашней жизни. Там можно было приятно провести время: пообщаться с приятелями.
В XVI столетии в Англии появляются таверны для простонародья, называемые ординарными, где за общим столом подавались дежурные блюда по фиксированной цене.
В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение. На пирах в замках короля и знати обслуживались сотни гостей. Обслуживание на этих пирах можно назвать дискриминационным, поскольку гостям разного ранга подавались разные блюда. Представители высшей знати получали самые лучшие блюда.
· Пограничные формальности
Реформация и религиозные войны вызвали ужесточение пограничных формальностей по всей Европе. Например, англичанам следовало получить две визы, выездную от Королевского совета – без нее никакой капитан корабля не брал пассажира в заграничный рейс, а в посольстве соответствующей страны – въездную, причем далеко не одну.
На территории нынешних Германии и Австрии XVI-XVII существовало несколько де-сятков независимых государств, – и в каждое требовалась отдельная виза; прибавьте к ним пол-тора десятка виз на государства Аппенинского полуострова; да по визе на каждое самостийное французское герцогство (а нередко и графства внутри него тоже); да на каждый из швейцарских кантонов. В части германских земель государственной религией была католическая, в других – протестантская; подобная чересполосица, хотя и в меньшем масштабе, ожидала туриста и во Франции. Вступив на землю католического государства, протестант самым натуральным образом рисковал жизнью, в лучшем случае, многолетней темницей; то же ожидало католика в землях протестантского исповедания. Испания, Рим и Папские земли считались очень небезопасными для протестантов, а в Падуе к вопросам веры относились довольно снисходительно.
Получить въездную визу в посольстве можно было только на точку прибытия, дальше требовалось письмо посла, рекомендовавшее разрешить подателю письма более или менее бес-препятственное передвижение по территории данного государства, решение же следовать реко-мендации или нет, принималось на месте таможенниками, которые в случае благоволения к пу-тешественнику выдавали ему соответствующую бумагу. Без нее он не мог ни проследовать в какое-либо другое место, кроме указанного в таможенном разрешении, ни снять лошадей на перекладных, а во многих местах и ночлега. Подобно тому, как сегодня туристу, собирающемуся по-сетить любую арабскую страну, нежелательно иметь в паспорте израильскую визу, в те далекие времена от посла протестантской страны нужно было обязательно скрыть, что ваш маршрут включает также католические королевства, а от посла католической, – что протестантские. Ну, и, само собой, визы стоили денег.
Помимо виз будущий турист должен был получить в каждом посольстве сертификат, удостоверяющий, что податель сего пребывает в полном физическом здравии. В немецких государствах и во Франции сертификат могли не спросить, но итальянские города-государства, особенно портовые, как Венеция, Неаполь, Генуя, весьма чувствительно относились к этому вопросу, и без сертификата, его могли держать в сорокадневном карантине при каждом пересечении границы. Справка о здоровье требовалась для каждого отдельного государства (при въезде сертификат от-бирался), копировальных машин тогда не существовало, посему следовало позаботиться, чтобы к кипе виз присовокупить кипу удостоверений о добром здравии. Тоже расход.
· Финансовые услуги
Покончив с визами и удостоверениями о здоровье, «турист» шел в представительство одного из банков, как правило, флорентийского или венецианского, где, заплатив десять процентов комиссионных, обменивал нужную ему сумму на кредитное письмо, по которому впослед-ствии предъявитель мог получить свой вклад в любомевропейском филиале этого банка. Проблема, однако, состояла в том, что он должен был буквально на каждом шагу обменивать одни деньги на другие, и не только в бесчисленных немецких и итальянских государствах, но зачастую в одном и том же городе, ибо универсальных денег нигде в тогдашней Европе, кроме Англии, не существовало. В Тосканском герцогстве на равных правах циркулировали четыре разновидности монет! Причем, в одном и том же городе каждый торговец или чиновник мог не принять любую из четырех монет, а настаивать на оплате одно, конкретной из них. В каждом городе приходилось заниматься обменом, каждый обмен влетал в десять процентов комиссионных.
Самой дурной репутацией по части валюты пользовалась среди туристов Швейцария, где в каждом кантоне была своя валюта, и никакие другие не признавались! В некоторых из немецких государств турист сталкивался с законами об ограничениях на ввоз валюты. При въезде тамо-женник спрашивал туриста, сколько у него с собой денег, и если ответ вызывал подозрения, ту-риста подвергали личному досмотру; в случае, когда заявленная сумма оказывалась меньше об-наруженной, разница конфисковалась в пользу короны.