Древнерусского государства. Киевская Русь в IX – XI вв.
Раздел 1. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в IX – XIII вв.
Восточные славяне и образование
Древнерусского государства. Киевская Русь в IX – XI вв.
Происхождение, общественный строй и занятия восточных славян в догосударственный период.Вопрос о времени появления и первоначальной территории расселения славян относится к числу дискуссионных. Основными источниками представлений ученых о процессе этногенеза (происхождении этноса, народа) славян являются данные археологии, лингвистики и топонимики, письменных источников (главным образом, античных авторов). Античным авторам известны три названия этносов, которые обычно связываются с происхождением славян: венеды, анты, склавины. Индоевропейское происхождение славян, несомненно.
Индоевропейцы расселились в Европе в III-II тыс. до н.э. Раньше всего в процесс цивилизационного развития включились греческие и италийские племена, создавшие, начиная с I тыс. до н.э., античные рабовладельческие общества. Этногенез индоевропейцев в лесной зоне Европы, к северу от Средиземноморья, происходил в более позднее время, открывая раннее средневековье. Он был связан с так называемым Великим переселением народов. В первые века нашей эры в него включились кельты, германцы (с III в.), славяне и балты (с V-VI вв.). Предполагают существование балто-славянского единства, давшего впоследствии начало этногенезу двух языковых групп.
Первые письменные упоминания о славянах относятся к I-II векам. Прародина славян – территория от Одера до Днепра (территория современных Польши, Западной Украины и Белоруссии). Отсюда в эпоху Великого переселения народов славяне расселились в направлении юга, запада и востока. Включение народов в переселение происходило под воздействием демографического и экономического факторов: рост численности населения опережал возможности освоения пахотных земель.
Общественный строй германских и славянских народов изначально был очень близким: это была поздняя стадия развития родоплеменной организации. Но впоследствии развитие общественных отношений у германских народов было ускорено влиянием правовых норм и экономических явлений римской цивилизации, куда были направлены их завоевательные походы. Славян же в движение привела волна переселения готов (германский народ). Славяне столкнулись с готами в III-IV вв. Видимо, какая-то часть славян находилась под властью готского союза, который возглавил Германарих. В IV-V вв. готов вытеснило нашествие кочевого народа гуннов. С V-VI вв. начинается активное участие славян в Великом переселении народов, и именно в этом процессе произошло складывание трех групп славянских народов: южнославянской, западнославянской и восточнославянской.
Восточные славяне стали заселять Восточно-Европейскую равнину в VII-VIII вв. Расселение восточных славян происходило в ситуации межэтнических контактов с балтийскими и финно-угорскими народами и, ближе к степной зоне, даже с остатками скифо-сарматских племен. Существует предположение о том, что было два пути заселения славянами Восточной Европы: на юге – с Карпат, на севере – с побережья Балтийского моря. Это предопределило впоследствии формирование двух ведущих центров складывания государственности – Киева и Новгорода, а также определенных особенностей, различавших южнорусское и северорусское население Киевской Руси.
У восточных славян в VII-VIII вв. шел интенсивный процесс разложения родоплеменных отношений. Несмотря на то, что решающую роль продолжало играть народное собрание (вече), все больше усиливались как позиции племенной знати, так и князя в качестве военного предводителя, обладавшего, возможно, и сакральными функциями. При сохранении значения кровнородственных связей выделялись малые семьи, ведущие индивидуальное хозяйство, следовательно, появлялось имущественное неравенство, формировалась соседская община (вервь). Основу хозяйства восточных славян составляло подсечно-огневое земледелие, но большую роль играли также животноводство и различные промыслы, в том числе бортничество, добыча пушнины. В обогащении племенных вождей решающее значение имела военная добыча, особенно активными были военные набеги на Византию. Восточным славянам было известно патриархальное рабство, но со временем рабы, как и предметы роскоши, добытые в походах, становились предметом международной торговли, обогащавшей князя и дружину.
Из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (начало XII в.) известно существование крупных межплеменных союзов и племенных княжений у восточных славян. Сами названия племенных союзов связаны с районами их расселения, что свидетельствует о преобладании территориальных связей над родовыми. Поляне жили на Днепре, их соседями к северо-западу были древляне, к северу – северяне. На территории современной Белоруссии размещались дреговичи, в верховьях Оки жили вятичи, Десны и Сожа – радимичи, на берегу реки Полоты – полочане, в верховьях Днепра и Волги – кривичи. Ильменские славяне или словены жили у озера Ильмень (будущие новгородцы). Группа довольно развитых племенных союзов размещалась в Прикарпатье (волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы). К IX в. уже сложились племенные центры, которые были политическими, экономическими и культовыми (религиозными) столицами племенных союзов, а впоследствии стали городами Киевской Руси. В их числе Киев, Новгород, Искоростень, Смоленск, Полоцк, Ладога, Ростов, Суздаль.
Древние славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы. Среди главных богов восточных славян – Род и Рожаницы (боги плодородия), Даждьбог, Стрибог, Перун и др. Религиозные функции в обществе осуществляли жрецы-волхвы и князь.
Образование Древнерусского государства и деятельность первых киевских князей.Таким образом, к IX в. у восточных славян сложились предпосылки возникновения государства, но не следует переоценивать степень их сформированности. Так, к примеру, нельзя говорить о далеко зашедшем социальном расслоении и, тем более, об укрепившейся частной собственности на землю, так как их становлению препятствовала прочная община (которая называлась вервь или мир). Следовательно, складывание государственности у восточных славян было ускорено другими факторами. К их числу относятся, прежде всего, географические и геополитические: влияние внешнеполитического окружения, международной торговли и необходимости защиты от внешней угрозы.
С VIII в. стали функционировать два международных торговых пути: Волжско-Балтийский, связывавший Европу со странами Востока и Балтийско-Черноморский (путь «из варяг в греки»). Активная торговля мехом, рабами, восточным серебром, предметами ремесла из стран Европы и Востока содействовала развитию городов, обогащению дружины, князей, племенной знати и объективно создавала необходимость и выгодность политической консолидации племен на огромной территории будущего Древнерусского государства. Давление внешней угрозы также подталкивало к военно-политическому сплочению племенных союзов. Еще в VII в. дулебский союз в Предкарпатье сформировался в результате противостояния натиску тюркского кочевого народа аваров. Союзы полян и северян находились под угрозой со стороны Хазарского каганата, расположенного на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье. «Повесть временных лет» сообщает, что поляне и северяне платили дань хазарам. Союзы племен, расположенные в северо-западных районах (словены, кривичи), с IX в. защищались от нападений викингов или скандинавов.
Традиционно отправным моментом оформления Древнерусского государства считаются годы 862 и 882. Около 860 г. северная часть славян, а также финно-угорские народности чудь и меря, платившие дань скандинавам (в летописи скандинавы названы варягами), восстали, но после междоусобных распрей по поводу избрания общего вождя вынуждены были вновь обратиться к варягам. Состоялось «призвание варягов» на княжение в Новгороде: согласно летописи, варяги откликнулись на призыв и в Новгороде стал княжить Рюрик, на Белоозере – Синеус, в Изборске – Трувор. Если историчность Рюрика не подвергается сомнению, то Синеус и Трувор – персонажи вымышленные. Выбор иноземца, в равной степени далекого от всех межплеменных конфликтов, был обоснованным. Иноземные по происхождению династии были типичным явлением для раннего средневековья. После смерти Рюрика его наследник Игорь был еще малолетним, поэтому правителем стал Олег Вещий, который, возможно, приходился Игорю дядей по материнской линии. «Повесть временных лет» рассказывает, что в 882 г. Олег завоевал Киев, убив правивших там скандинавских конунгов Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей нового государства – «матерью городов русских». Дату 882 г. можно считать условной датой образования Древнерусского государства: были объединены два ведущих центра складывания государственности и две ведущие ветви восточного славянства, было положено начало оформлению государственной территории. Но, разумеется, государство как сложное политическое явление не может образоваться за один год. В действительности, становление древнерусского государства имело место на протяжении длительного времени (IX-X вв.).
Вопрос об образовании Древнерусского государства связан с вопросом о политической роли скандинавов. В истории отечественной исторической науки большое значение имели дискуссии «норманистов» (от названия «норманны» – скандинавы) и «антинорманистов». Первые сторонники «норманнской» теории – ученые XVIII в. Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер. Они создали теорию о создании государства на Руси варягами-скандинавами. Основоположник антинорманизма – М.В. Ломоносов, считавший, что государство было создано самими славянами и что летописные князья-варяги по происхождению были славянами, а не скандинавами. С позиций современной исторической науки можно говорить о частичной правоте обеих сторон: антинорманисты пришли к пониманию внутренних закономерностей складывания государства, а норманисты стали изучать политическую роль скандинавов, которая действительно была немалой. Скандинавы послужили довольно существенной основой (наряду с местными славянскими князьями и племенной знатью) для образования господствующего класса. Русское государство, как и другие европейские средневековые государства, возникло в обстановке межэтнических контактов и конфликтов. Но уровень общественного развития варягов не был выше уровня славян, и поэтому они быстро «ославянились». Скорее всего, к варягам восходит и название «Русь»: как полагают современные ученые, этим словом первоначально называли элиту скандинавского войска – гребцов на ладьях, потом оно превратилось в «соционим», обозначая социальную группу варяжских князей и, наконец, стало этнонимом восточных славян и названием государства.
В конце IX – начале X вв. Русь была «варварским государством», когда еще нельзя было говорить о полностью сложившихся признаках и атрибутах государственности. Одна княжеская династия Рюриковичей объединяла под своей властью весьма разнообразные части страны, в которых сохранялись структуры старых племенных княжений. К примеру, известен древлянский князь Мал. Некоторые историки полагают, что единого государства не было, а сложился своеобразный конгломерат княжеств. По выражению летописца, это было время «примучивания» и «отпадения» племен.
На протяжении IX-X вв. постепенно создавался административный аппарат государства. Князь Олег (882-912) «ставил города» и назначал посадниками своих приближенных «мужей». Складывалась система «полюдья», когда князь с дружиной совершал объезд подвластной территории и собирал налоги в качестве дани с покоренных племен. Размер полюдья не был фиксированным. В 945 г. князь Игорь (912-945), взяв дань с древлян, с небольшой дружиной повторно вернулся за дополнительным сбором. Это вызвало восстание древлян и повлекло за собой убийство Игоря.
Важным этапом складывания государственности стали первые в отечественной истории реформы княгини Ольги, жены князя Игоря, правившей в 945-964 гг. Летопись содержит красочный рассказ о мести княгини древлянам за убийство мужа (этого требовал обычай кровной мести и политическая необходимость) и сожжении древлянской столицы Искоростень. После этого Ольга упорядочила систему налогообложения, учредив погосты (места сбора дани) и уроки (фиксированный размер дани). Упорядочение налогового аппарата – важный признак государства. Кроме того, старое племенное деление было заменено территориальным делением государства, был сделан шаг в сторону прямого княжеского административно-судебного управления.
Правление Владимира Святославовича и принятие христианства на Руси.Дальнейшее укрепление государственного устройства происходит при князе Владимире Святославиче (980-1015), внуке Ольги и сыне князя Святослава Игоревича (964-971), уделявшего основное внимание внешнеполитическим делам. Девять лет после смерти князя Святослава заняли междоусобные распри его сыновей, в которых погибли старшие Ярополк и Олег, а победителем вышел младший Владимир. Важно то, что эти междоусобные распри, как и последующая борьба за власть в 1015-1019 гг. сыновей Владимира, не приводили к разделению страны, а заканчивались победой одного из князей и устранением претендентов на киевский престол.
В описываемый период происходило становление господствующего класса. Старшие дружинники, составлявшие совет или «думу» князя, стали именоваться боярами. При князе Владимире также происходило оформление границ государства, упрочение административного аппарата («сажал» посадников по городам), произошла первая запись обычного устного права и появились зачатки законодательства (в источниках упоминается «закон русский»).
Бесспорно, самым важным событием княжения Владимира является принятие новой единой государственной религии – христианства в 988 году. Первой религиозной реформой Владимира была попытка реформировать язычество и создать единый пантеон языческих богов. Но механическое объединение местных культов не решало проблемы объединения страны на уровне духовном, идеологическом. Кроме того, окрепшее Древнерусское государство, проводившее активную внешнюю политику, нуждалось в принятии новой монотеистической религии, что укрепило бы и международный авторитет страны. Летописный рассказ повествует о «выборе веры»: о приезде послов-миссионеров от христиан Византии, мусульман Волжской Болгарии и иудеев Хазарского каганата, о послании русских бояр в разные страны для выбора лучшей веры. Принятие христианства по восточному, византийскому образцу было продиктовано объективными причинами: принадлежностью Руси к европейской цивилизации, тесными связями с Византией, бывшей в то время наиболее мощным и культурным государством, а также возможностью богослужения на славянском языке (западная римская церковь как язык богослужения признавала только латынь). Традиции распространения христианства на Руси к тому времени были уже достаточно устойчивыми. Первой христианкой в княжеской династии была княгиня Ольга.
Принятие христианства содействовало укреплению государства, росту международного престижа Руси, появлению культурной традиции христианства, становлению и развитию литературы, искусства, гуманизации нравов.
Внешняя политика Киевской Руси в IX – X вв.Древнерусское государство проводило активную внешнюю политику. В первое время завоевательные походы князей напоминали обычные походы за военной добычей. Впоследствии усложняются дипломатические задачи государства, и, помимо военных столкновений, важным факторами становятся международная торговля, а также международные культурные, политические, династические связи. Могущественные государства, которые имели наибольшее значение во внешнеполитической деятельности первых князей, – это, прежде всего, Византийская империя и Хазарский каганат. Князья Олег и Игорь совершили несколько военных походов на Византию. Договоры с греками 907 и 911 гг. фиксировали нормы торговых контактов с Византией. Менее удачными были походы Игоря 941 и 944 годов. Во второй половине X в. наметилось русско-византийское сближение (дипломатические отношения, поездка княгини Ольги в Константинополь и ее крещение).
Особенно активную внешнюю политику проводил Святослав. Самый известный его поход привел к разгрому Хазарского каганата в 965 году. В 967 г. он совершил поход на Дунайскую Болгарию, выполняя условия союзного договора с Византией. У Святослава было даже намерение перенести столицу в Переяславец на Дунае. Но в 971 г. Византия добилась заключения выгодного для себя договора, используя для ослабления Святослава угрозу Руси со стороны печенегов.
Новый этап русско-византийских отношений был связан с принятием христианства на Руси в качестве официальной религии и деятельностью князя Владимира Красное Солнышко. Дружина Владимира помогала императору Византии подавить восстание в Малой Азии взамен на обещание заключения династического брака русского князя с сестрой императора Анной. Последнее обещание было выполнено после военного похода Владимира на Корсунь. Постоянную борьбу Древнерусское государство вело с кочевниками: печенегами, половцами.
Таким образом, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав, а его социально-политическое развитие представляло значительное своеобразие в рамках общих черт раннего средневековья в Европе.