Сущность, характерные черты и функции государственного управления.

Государство проявляет себя в осуществлении государственной власти. Государственная власть – понятие многоаспектное, она выражается в осуществлении законодательствования, правосудия и прокурорского надзора и еще в управлении государством. В каждом из этих самостоятельных видов государственной деятельности соответствует законодательно закрепленные системы государственных органов. Все они призваны решать главные задачи государства.

Между ними существует известное разделение труда, в соответствии с которым определяется целевое назначение, каждого из видов деятельности государства. Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ юридически закрепляют системы органов исполнительной власти, связывая с их деятельностью управленческие функции от имени государства.

Для государственного управления, в отличие от других видов, характерными являются следующие черты:

1. Оно осуществляется не всеми органами, а только органами исполнительной власти. Это специальный вид органов государственной власти, предназначенный для целей управленческой деятельности. Термин государственное управление не применим для характеристики деятельности других органов государства.

2. Служебная роль государственных органов проявляется в основных направления в осуществляемой деятельности, т.е. в их назначении, именно на этой основе происходит разделение труда между ними. Государственное управление основным направлением своей деятельности имеет исполнение законов и иных законодательных актов государства. Осуществляющие этот вид деятельности органы государства образуют исполнительный аппарат. Он создается для целей проведения в жизнь законов и важнейших решений государства.

Таким образом, это важнейший признак государственного управления как самостоятельного вида государственной деятельности. Органы государственного управления действуют на основе и во исполнение законов. Значимость очевидна: практическое исполнение требований общих норм и правил, устанавливаемых органами государственной власти, а также исполнение собственных решений есть важнейшее условие эффективного функционирования всей системы хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. Исполнительная деятельность осуществляется применительно к важнейшим сферам общественной жизни и в порядке непосредственного руководства ими. Цели исполнения достигаются в процессе такого руководства. Это означает, что исполнительная деятельность реализуется во взаимоотношениях между органами государственного управления и находящимися в их ведении объектов и представляет собой непосредственное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим…

Оно предполагает наделение органов исполнительной власти определенным объемом распорядительных прав, т.е. государственно-властных полномочий, поэтому по отношению к объектам управления исполнительная деятельность также является распорядительной . Распорядительные права находят свое выражение в обязательный нормативных или индивидуальных предписаниях, через которые осуществляется властное управляющее воздействие.

Элемент распоряжения свидетельствует о том, что управленческие отношения – это субординационные, властно-организационные отношения. Распорядительные полномочия есть проявления, присущий государственному управлению властности. В них содержится единая управляющая воля.

Таким образом, содержание государственного управления включает в себя два элемента, а именно исполнение и распоряжение. Соответственно этому в науке административное право органы государственной власти характеризуются как исполнительные или распорядительные, или исполнительно-распорядительные. Это непосредственно организующая деятельность государства. Организационная сущность, что в процессе исполнительной и распорядительной деятельности организуется совместная деятельность людей по решению общих задач в области хозяйственного, социально-культурного, административно-политического строительства.

Функции государственного управления.

Процесс государственного управления имеет функциональную структуру. Под функциями государственного управления понимаются основные направления и самостоятельные и обособленные виды, определяемые ее целями.

Основные и вспомогательные функции государственного управления. Основные это такие виды управленческой деятельности, которые органически связаны с самой сущностью управления государства, с содержанием целенаправленного управления на соответствующие объекты. Они подразделяются на общие и специальные.

Общие функции характеризуются тем, что объективно присутствуют в любом процессе управления. С их помощью решаются задачи, имеющие отношение ко всем участникам управленческой деятельности. Они присущи всем без исключения органам государственного управления. К ним относятся:

1. Прогнозирование и планирование. Находит свое выражение в разработке оперативных, среднесрочных и долгосрочных планов и программ, обеспечение их необходимыми финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами и т.п.

2. Организация. Предполагает разработку структуру системы управления назначение конкретных специалистов на государственные должности и т.п.

3. Руководство. Выражается в установлении правил и нормативов, в координации деятельности

4. Регулирование. Оперативное распорядительство

5. Контроль. Изучение и оценка деятельности органов государственного управления.

Специальные функции управления отражают специфические особенности того или иного конкретного органа государственного управления. Например, технического и методического руководства.

Вспомогательные функции характеризуются тем, что прямо не выражают управляющее воздействие, а предназначены для обслуживания процесса управления в рамках общих и специальных функций. Например, делопроизводство.

Функции государственного управления практически реализуются в формах и методах управленческой деятельности. Государственного управление – это подзаконного характера деятельность государства. Закон определяет его направленность и главные средства достижения целей. Вся исполнительная и распорядительная деятельность основывается строго на законе, который создаёт прочно правовую базу для этого вида деятельности. Сфера его чрезвычайно широка. Оно осуществляется повседневно, в общении со многими коллективами людей, с государственными и негосударственными учреждениями и гражданами. Любое отступление от закона может нанести серьезный ущерб правам и законным интересам личности, общества и государства.

Подзаконность государственного управления имеет важнейшее значение в силу того, что в процессе исполнительной и распорядительной деятельности в первую очередь исполняются прямые веления закона. Общие нормы, сформулированные в законе, применяются органами государственного управления в связи с конкретными обстоятельствами. Приэтом органы государственного управления и выступающие от их имени лица либо дают непосредственные предписания (например, назначают конкретное лицо на государственную должность), либо совершаю определенные действия, содержание которых и составляет исполнение прямых предписаний закона (например, проверка соблюдения налогового законодательства).

В процессе осуществления функций соответствующие органы вправе в определенных случаях самостоятельно разрабатывать юридически обязательные, а иногда общеобязательные правила поведения. Нормы, в которых они содержатся, носят подзаконный характер. Нередко органы государственного управления в нормативном порядке регулируют общественные отношения, неурегулированные законом. Органы и должностные лица в соответствии с законодательством вправе самостоятельно, т.е. без обращения в суд, осуществлять деятельность, связанную с привлечением к административной ответственности юридических и физических лиц и применять по отношению к ним соответствующие меры наказания. Подобного рода деятельность требует строгого соблюдения закона.

Таким образом, свое юридическое значение распорядительная и исполнительная деятельность получают в правоприменении, во-вторых, в административном правотворчестве, в-третьих, в правоохранении. Все эти виды деятельности связаны с изданием исполнительными органами подзаконных актов на основе и воисполнение законов.

Государственное управление есть подзаконного характера исполнительная и распорядительная деятельность исполнительной власти, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и периодического руководства.

Наши рекомендации