Ирландия от американской революции до унии 1801 года 51
противились. Ни одна партия не предвидела, как патриоты из клубов превратятся в бич для народа, изменников родине и своей клятве, — под воздействием подкупа жалованьем, дисциплинарного принуждения и армейского духа солдатни.
Карран. «В настоящий момент тюрьмы переполнены... Требование исправить злоупотребления превращают в изменнический акт».
С конца марта 1796 г. целые графства Ирландии объявлены под прокламацией {proclaimed} (введено осадное положение).
Палата общин. 18 марта 1797 года. Разоружение Ольстера. Послание лорда Кэмдена. (Секретарем по-прежнему Пелом). Разоружить жителей вместе с властями предстояло генералу Лейку — трусливому, бесчестному, жестокому человеку. Прокламация Лейка. Белфаст, 13 марта 1797 года.
19 марта 1797 года. Граттан. «Вице-король бесчестит целую провин
цию Ирландии обвинением в государственной измене». Поправка Грат-
тана.
20 марта 1797 г. Поправка отвергнута 127 голосами против 16.
Карран. «Север глубоко обижен. Чем? Вашими же законами, вашим
актом о собраниях, актом о порохе, актом против бунта. Первый лишает страждущих их естественного права — права па прошения или жалобы; второй — права на самозащиту... третий — защиты суда присяжных от посягательств власти».
15 мая 1797 года. Последняя речь Каррана в палате общин, он выходит из состава палаты, Граттан также; оппозиция перестала посещать заседания, 3 июля 1797 г. заседания палаты прерваны. Главный секретарь — Каслри.
Мы видели, как в парламенте сокращалось меньшинство той партии, которая доблестно сражалась за сохранение парламентской конституции Ирландии. Она с каждым днем становилась бессильнее. Народ надеялся на Исполнительный комитет «Объединенных ирландцев», на Францию, на оружие, на революцию. Правительство упорно не соглашалось ни на реформу, ни на эмансипацию католиков, по-прежнему не вводило конституцию в действие и непрестанно увеличивало деспотизм своих законов, развращенность своего чиновничества и насилия своей солдатни — оно рассчитывало на запугивание. При этих обстоятельствах оппозиция решила отказаться от борьбы.
Теперь правительство и «Объединенные ирландцы» оказались лицом к лицу. Правительство укрепляло свои позиции с помощью шпионов среди «Объединенных ирландцев» (вроде Магуэйна и других), «батальона свидетелей» (Берд, Ньюелл, О''Брайен и т. д.), военного постоя, судебных преследований, назначения на должности угодных ему лиц и клеветы.
14 октября 1797 г. повешен Орр за приведение (предполагаемое) к присяге «Объединенных ирландцев» рядового солдата. Содержание этой присяги таково: во-первых, способствовать распространению братских чувств между людьми всех вероисповеданий; во-вторых, добиваться осуще-' ствления парламентской реформы; в-третьих, обязательство хранить тайну — добавленное, когда закон о собраниях объявил преступлением встречаться с этой целью в качестве каких-либо общественных делегатов. Акт против бунта делает приведение к такой присяге преступлением, которое карается смертью.
Общество «Объединенные ирландцы» 1791года образовано в 1791 г.для достижения эмансипации католиков и парламентской реформы. В 1792—1793 гг. его рост, сохранение первоначальных целей. В 1794 г. начали распространяться взгляды Тора и Нилсона, оба они хотели
К. МАРКС
независимой республики; но к 10 мая 1795 г., когда создание организации в Ольстере было завершено, официальные цели изменены не были. Отозвание Фицуильяма, вызванное этим разочарование католиков, нагромождение принудительных законов, перспективы союза с Францией и естественный ход конфликта быстро распространили влияние общества и изменили весь его характер. Присяга верности общества была сделана более решительной и менее конституционной. Осенью 1796 г. организация в Ольстере была военизирована. К середине 1797 г. эта система была распространена на Ленстер. Еще в мае 1796 г. Исполнительный комитет официально вступил в сношения с Францией, через лорда Эдуарда Фицдже-ралда. Только 19 февраля 1798 г. постановлено, «что их не отвратит от цели ничто, могущее совершиться в парламенте».
Зимой 1796—1797 гг. прибытие французов выдвигалось как довод для немедленного восстания; но это мнение но возобладало. В мае 1797 г. отряды милиции сочли достаточным поводом для действия приказ о казни 4 солдат из монахапской милиции; но не таково было мнение Исполнительного комитета. Летом 1797 г. милицейские полки послали депутацию с предложением о захвате Дублинского замка. Северные руководители были за то, чтобы немедленно выступить, лорд Эдуард — тоже. Однако ничего сделано не было. И опять в начале 1798 г. народ, страдавший от военного постоя, порки, поджогов и ссылок, требовал восстания. Лорд Эдуард склонялся к этому. Эммет хотел ждать Францию, и в таком состоянии они находились, пока, пользуясь слабостью лорда Эдуарда, на их совещания не пробрался льстивый предатель Ренолдс из Килки. В Мейдстоне при посадке на корабль для отплытия во Францию был арестован Артур О Ноннор; 12 марта в Дублине, на складе Оливера Бонда были арестованы участники собрания леистерских делегатов, в том числе Оливер Бонд, Мак-Кенн и т. д. Мак-Невин, Томас Эммет, Сампсон еще несколько дней оставались на свободе. Приказ об аресте лорда Эдуарда; он бежал и скрывался. Новая директория. Один из ее членов — Джон Ширз. 19 мая, как раз за 4 дня до начала восстания, был внезапно схвачен лорд Фиц-джералд, а 21-го — оба Ширза *. Таким образом, восстание началось тогда, когда его инициаторы уже не могли его возглавить и не было времени заменить их.
23 мая 1798 г. восстание началось, 17 июля лорд Каслри объявил о его окончательном поражении.
Перед восстанием, в феврале и марте 1798 г. — процессы о государственной измене.
С повстанцами в этой борьбе обращаются не как с солдатами — их вешают. Жгут каждую избу, пытают каждого крестьянина — лоялисты. Объявлено военное положение и обычные суды закрыты. Пощады нет ни с той, ни с другой стороны. Билли об объявлении вне закона за государственную измену {Bills of attainder} и судебные расправы всякого рода. Суды присяжных (заполненные сторонниками правительства) лишь регистрировали определения, продиктованные им судьями.
25 июля 1798 г. переговоры политических заключенных с правительством. От имени министров г-н Кук гарантировал им жизнь. Со своей стороны, они должны были дать сведения о делах «Объединенных ирланд-
* — Генри и Джон. Ред.
ИРЛАНДИЯ ОТ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО УНИИ 1801 ГОДА 53
цевь в той мере, в какой могли это сделать, не вмешивая конкретных лиц. Тем не менее Берна повесили. Соглашение было окончательно заключено 29 июля в Дублинском замке с «представителями тюрем». Правительство нарушило соглашение. Не 'только в своей печати, но и своим актом об амнистии оно изобразило руководителей «Объединенных ирландцев» людьми, признающими свою вину и вымаливающими прощение, хотя ни того, ни другого они не делали. Вместо разрешения отправиться за границу, их продержали в течение года в тюрьме в Ирландии и затем бросили в Форт-Джордж, откуда выпустили только после заключения Амьенского договора4, в 1802 году.
В течение 12 дней поело первого выступления население Уэксфорда очистило от противника свое графство за исключением Росса и Данкан-нона, двух пунктов, непригодных для обороны против умелого нападения. Такие же успехи сопутствовали восстанию в Килдэре.
Антрим и Даун в течение двух недель не начинали восстания, после таких же ошибок и менее продолжительной борьбы пресвитериане были оттуда вытеснены.
Уэксфордцы затягивали войну; отчасти из смутной надежды па иностранную помощь, но гораздо более из отчаяния, ибо не могли доверять честности своих преследователей; и немало из этих героических людей погибло на равнинах Мита при попытке пробиться в Ольстер.
После того как солдат сделал свое дело, а также дело убийцы и грабителя, наступила очередь веревки генерального атторнея. Военные суды вешали тех, кто был взят в бою, а гражданские суды безжалостно убивали заключенных. И что совершенно непостижимо, повстанцы не мстили. Кроме того, они щадили женщин, а лоялисты — нет.
Немецкие и английские войска тоже применялись в этих делах.
План Питта насильственно спровоцировать восстание
1784 год. — Питт покушается на независимость под видом торгового тарифа. 1789 год. — В связи с вопросом о принце-регенте принимает решение уничтожить ирландское законодательное собрание. 1798 год. — Использует мятеж для того, чтобы запугать людей и довести до безрассудства. 1798—1799 и 1598—1599 годы. Здесь стоит подумать о том, что военный постой и осадное положение, прекращение действия всех местных судов, произвольное применение пыток к заподозренным, хладнокровные казни и различные меры, к которым прибегали в Ирландии Маунтджой, Керу и другие сановники Елизаветы по ее полномочию в 1598—1599 гг., были вновь признаны целесообразными и энергично применялись в 1798—1799 гг., спустя 200 лет после того, как их проводили елизаветинские министры.
Существование обществ «Объединенных ирландцев-» известно правительству.
к. Маркс
Хотя, как это явствовало из официальных документов, правительство имело полные и точные сведения об обществах «Объединенных ирландцев» и их руководители и главари были хорошо известны английскому кабинету, правительство не сделало ничего, чтобы сдержать народ, но сделало все, чтобы вывести его из себя.
В правление Кэмдена.
Первым высказал недовольство необъяснимыми поступками Питта граф Кархемптон, главнокомандующий в Ирландии. Кархемптон дал приказ войскам, хотя военное положение еще не было объявлено, переходить к действиям повсюду, где возникали повстанческие движения. Это было запрещено Кэмденом. Кархемптон обнаружил, что войска дублинского гарнизона изо дня п день разлагаются «Объединенными ирландцами»; поэтому он вывел их из города и образовал два особых лагеря на севере и на юге, п нескольких милях от столицы. Эта мера также была отклонена лордом-наместником, -которому Кархемптон отказался повиноваться. Тогда в конце концов добились собственноручной подписи короля под приказом, предписывавшим ему ликвидировать лагеря и вернуть гарнизон обратно. Он повиновался и привел войска в дублинские казармы. Затем он подал в отставку и публично заявил, что действует какой-то скрытый и коварный план министра, ибо ирландское правительство явно склонно вызвать восстание вместо того, чтобы пресечь его. Г-н Питт рассчитывал па то, что ирландское нраиительство искусно вызовет преждевременный взрыв. И вот было издано распоряжение о военном постое,
[Военный постой превращал офицеров и солдат в деспотических хозяев крестьян, их домов, продовольствия, имущества, а в отдельных случаях и их семей. К этой мере, со всеми сопутствующими ей ужасами, прибегли в некоторых из лучших местностей Ирландии еще до восстания, с целью вызвать его.]
чтобы вызвать раздражение ирландского населения; под предлогом принуждения к признанию людей подвергали медленной пытке, народ подстрекали и доводили до безумия.
Генералу Аберкромби, занимавшему вслед за ним пост главнокомандующего, не позволили ограничить эти гнусности, и поэтому он с отвращением ушел в отставку. [В приказах по войскам генерал Аберкромби констатировал, что находящаяся под его командованием армия, ввиду своего дезорганизованного состояния, вскоре будет опаснее для друзей, чем для врагов; и что он не разрешит и не допустит введение военного постоя.]
Подобными средствами Ирландия была доведена до состояния анархии, превращена в арену таких преступлений и жестокостей, какие никогда не приходилось выносить ни одной стране. Народ не мог долее терпеть эти страдания. Теперь цель Нитта была достигнута, и восстание было вызвано.
«ОБЪЕДИНЕННЫЕ ИРЛАНДЦЫ» И ПИТТ. (ПОЛЬША И ПРУССИЯ) !8
До 1795 г. «Объединенные ирландцы» были протестантами, принадлежали к меньшинству народа. Многие из них были жертвами обмана, к которому прибегал Питт. В это же время (в 1793 г. и последующие годы) из Берлина в Польшу посылались эмиссары для образования там якобинских клубов, чтобы дать предлог для введения новых армий.
Страница рукописи К. Маркса по истории Ирландии
ИРЛАНДИЯ ОТ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО УНИИ 1801 ГОДА 55