Европейский путь от Просвещения к Революции (В.В. Фортунатов).

Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.

Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма» считается английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В соответствии с теорией договорного происхождения государства абсолютная власть должна была действовать не только ради узко понимаемой «государственной пользы», но и заботиться об общем благосостоянии. Политика просвещенного монарха должна быть построена на рациональных, разумных началах, опираться на передовые идеи философов.

Деятельность просвещенных монархов носила двойственный характер. Они были просвещенными, но всё-таки деспотами. Преобразования проводились исключительно сверху. Стремление к политической свободе, общественная активность рассматривались с большим подозрением как покушение на их власть, попытки её ограничить.

Просвещёнными монархиями считалось большинство стран Европы в XVIII в. При этом в Англии в XVIII в. формировалась не просто просвещённая, но уже буржуазная монархия. В Польше королевского абсолютизма не было. Во Франции Людовик XV и Людовик XVI тормозили реформы и довели страну до революции.

Примером для подражания для многих был король Пруссии Фридрих II (правил в 1740-1786). Фридрих, придя к власти, отменил пытки. Он гарантировал имущественные права своих подданных, централизовал судопроизводство и отделил его от исполнительной власти, утвердил новые своды законов. Он отменил цензуру, сделал возможной свободу прессы. Пруссия являлась лютеранским государством, но при Фридрихе II прославилась исключительной веротерпимостью.

Войны Фридриха II шли с переменным успехом, но в общем итоге территория Пруссии увеличилась вдвое. Именно за территориальные приобретения его назвали Великим.

Фридрих говорил на нескольких языках, играл на флейте и сочинял музыку, был автором ряда книг. Он учредил Королевскую оперу (1742), Берлинскую академию наук (1744), первую в Берлине публичную библиотеку (1775). При нём был построен «прусский Версаль» - дворцово-парковый комплекс Сан-Суси. В его правление творили композитор Иоганн Себастьян Бах, математик Леонард Эйлер. При его дворе принимали Вольтера. Короля-философа Фридриха Великого в Германии чтут наравне с Бисмарком и К. Адэнауэром.

Европейское Просвещение и рационализм.

На смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Просвещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX веков определяло духовные устремления передовых слоев общества.

В широком смысле под просвещением понимается распространение знаний и культуры среди по преимуществу взрослого населения. Процесс освоения знаний в процессе обучения на разных его уровнях называют образованием. В основе Просвещения, как идейного течения, лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, мракобесия, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу, гражданское равенство, права людей.

Просвещение возникло в Англии, где его наиболее видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери. Целую плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 г., который называли «веком просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеция, П.А. Гольбаха получили самую широкую известность. В Германии для просвещения своего народа многое сделали Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гёте. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко пришлось Н.И. Новикову, А.Н. Радищеву в России

Влияние идей Просвещения на мировое развитие.

Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков.

Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.

Событием, наложившим ог­ромный отпечаток на все мировое развитие, стала Великая французская революция 1789–1799 гг.

Во Франции, как и в Англии, во многих других странах, революция началась с про­блемы денег. После кратковременного хозяйственного подъема и мощного взлета на­цио­нальной культуры, связанного с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Г. Б. Мабли, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха и других, к 80-м годам XVIII в. Франция оказалась на грани финансового банкротства.

Король Людовик XVI вынужден был со­брать представите­лей сословий – Генеральные Штаты. Этот французский парламент воз­ник еще в 1300 г., но собирался не регулярно, а с 1614 г. не собирался вовсе. Гене­раль­ные Штаты, как и англий­ский парламент в предыдущем веке, должен был санкцио­ниро­вать новые налоги. Но вме­сто этого депутаты от третьего сословия (буржуа, ремес­лен­ники, крестьяне, рабочие), со­брав­шись отдельно, провозгласили себя 9 июля 1789 г. Уч­редительным собранием, целью кото­рого стали выработка конституции, ограничение королевской вла­сти, изменение госу­дарст­венного строя Франции. В ответ на военные приготовления правительства население Парижа восстало, за­хва­тило арсенал и вооружилось. 14 июля 1789 г. восставшие штурмом взяли главную тюрьму королевства – Бастилию[48]. Через год ее срыли и поставили табличку: «Здесь тан­цуют». Штурмом Бастилии началась Великая французская революция.

В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной политической борь­бой различных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями. Происходили мно­го­чис­ленные изменения радикального характера в политической, экономической и духовной жизни на­рода. Кар­ди­нально был решен аграрный вопрос: общинные земли и эмигрантские земли (противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без вся­кого выкупа уничто­жались все феодальные права и привилегии. В стране возникло не­сколько миллионов част­ных мелких крестьянских хозяйств. Церковь была отделена от государ­ства, король был каз­нен, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 года провозгла­шала Францию республикой.

В ходе революции появлялось много нового в самых различных областях жизни: но­вые праздники, новые обычаи, новые одеяния, новое искусство, новые отношения ме­жду муж­чинами и женщинами, например, были сняты прежние католические ограни­че­ния на разводы. Специ­аль­ная комиссия разработала единую систему мер и весов. Науке вообще прида­валось ог­ром­ное значение, как силе, способной указать правильный путь развития на­ции.

Одновременно происходило перерождение революции, тех идей и людей, с кото­рыми было связано ее начало. Концом революции считается 9 ноября 1799 года, когда вы­движенец революции республиканский генерал Наполеон Бонапарт установил ре­жим личной дикта­туры.

Европа вступила в эпоху наполеоновских войн, которая стала пере­ход­ным периодом к следующему этапу развития европейской западной цивилиза­ции. Французскую революцию со временем стали называть Великой, классической, оказавшей огромное влияние на развитие Европы и всего мира. В самой Франции много спорили о достоинствах и недостатках революции. В 1889 г. в связи со столетием Великой Французской революции в Париже была сооружена Эйфелева башня.

Американская революция: война за независимость североамериканских колоний.

Британские колонисты-пуритане, как и выходцы из других европейских стран, счи­тали, что на новом месте они построят реальное Царство Божие на земле. Многие пер­вые посе­ленцы были членами разного рода сект у себя на родине, что повлияло на фор­мирова­ние но­воанглийского (американского) склада ума или, как часто говорят, мента­литета. Главным было то, что каждый стремился добиться личных целей вместе с другими чле­нами общины, в рамках которой удачно учитывались личные и общие интересы, скла­ды­вались яркий инди­видуализм и своеобразный коллективизм. Члены общины представ­ляли собой сплоченную, хорошо организованную силу, способную к выживанию в самых труд­ных ус­ловиях.

Американское общество, американский народ, американский характер, менталитет складывались в особых исторических условиях. Большинство исследователей американистов обращает внимание на сле­дующие моменты. Во-первых, переселенцы, колонисты прибыли на территорию, бла­гопри­ят­ную в климатическом, географическом и других отношениях. Достаточно ска­зать, что на большинстве территорий современных США не бывает засух, а северная граница проходит по параллели, пересекающей пространство благодатной Украины зна­чительно южнее Киева. В Северной Америке не было недостатка в земле, лесах, природ­ных ископаемых, бо­гатой была фауна и флора. Во-вторых, североамериканские коло­нии не знали феода­лизма. Фор­мально ими управляли губернаторы, назначенные в Анг­лии, но фактически в финансо­вом отношении эти администраторы были зависимы от управ­ляе­мого населения. До метро­полии было далеко, а колонисты были сплочены в крепкие со­лидарные общины, нередко со­стояв­шие из членов одной религиозной секты. Свой ин­ди­видуализм каждый из поселенцев должен был совмещать с интересами об­щины, под­чиня­ясь ей. В-третьих, аме­риканцев отли­чал вы­сокий уровень образования. Каждые пятьдесят семей были обязаны содержать учи­теля. Начальное образо­вание было всеобщим. В Северной Америке рано возникли высшие учебные за­ведения, которые стали кузницей кадров вож­дей нации. Образо­ванных людей отличало критиче­ское отношение к политике метропо­лии, уверенность в том, что они сами смо­гут постро­ить свою жизнь. В-четвертых, европейских пришельцев объе­диняло про­тиво­стояние ме­стным жителям – индейцам, а также возмож­ность использовать труд тем­но­кожих не­вольников из Африки. В-пятых, в распоряжении американцев были чер­ноко­жие не­вольники, вывезенные из Аф­рики. По данным ООН, с 1650 по 1850 год население Африки из-за работорговли не росло и составляло около 100 млн. человек. Общее число выве­зенных из Африки рабов определяют в 100–150 млн. чело­век. Считается, что до 40 млн. африкан­цев погибло от пребывания в мусульманской неволе, а около 60 – от рук евро­пейцев, точ­нее американ­цев.[49]

Северная Америка, чаще называемая Новой Англией, быстро развивалась. В юж­ных колониях преобладало земледелие, выращивались табак, кукуруза, какао и т. д. На Севере развивались промыслы и торговля. Верхушку американского общества состав­ляли про­мыш­ленники, торговцы, крупные землевладельцы-плантаторы. «Посредине» находились ремес­ленники, мелкие торговцы, учителя, священники, административные служащие (клерки), в сельской местности – фермеры. В самом низу находились черные рабы и бе­лые кабальные слуги (сервенты), различные категории лиц, которые, отслужив обуслов­ленный срок, полу­чали личную свободу.

Британские власти боялись конкуренции североамериканских колоний: вводили не­справедливые таможенные налоги, ограничительные акты в области торговли, кото­рые ко­лонисты торпедировали путем контрабандной торговли. В 1773 г. в городе Бостоне ме­стные жи­тели, переодетые индейцами, выбросили ночью в воду ящики с чаем, в стои­мость ко­торого входил налог в пользу английской казны. Через два года после «бостонского чае­пития», в апреле 1775 года состоялось первое вооруженное столкновение колонистов с британскими войсками. Война колоний за независимость с переменным ус­пехом продол­жалась восемь лет. В 1783 году независимость американцев была признана Англией. На стороне США вы­сту­пили Франция и Россия. Екатерина II отказала королю Англии Ге­оргу III в его просьбе на­править в Америку для подавления «мятежа» 20 тыс. русских солдат и позже провозгла­сила декла­рацию о «вооруженном нейтралитете», что ограни­чивало действия британского флота.

Возникновение США. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.

В Америке народ отстоял свое право самому решать свою судьбу. В Декларации неза­висимости (4 июля 1776), Американской конституции (1787), Билле о правах (1791) нашли свое воплощение ценности формирующегося буржуазного общества, провозглаша­лись права граждан, создавался республиканский строй.

«Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или за­прещающих ее свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова или пе­чати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями о прекра­щении злоупотреблений...право народа хранить и носить оружие не подлежит ог­раниче­ниям...Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и иму­ще­ства не мо­жет нарушаться необоснованными обысками или арестами...никто не дол­жен принуждаться сви­детельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, сво­боды и имущества без законного судебного разбиратель­ства; ника­кая частная собствен­ность не должна отбираться для общественного пользо­вания без спра­ведливого вознаграж­де­ния...Во всех случаях уголовного преследования обвиняе­мый имеет право на скорый и пуб­личный суд беспристрастных присяжных того штата и ок­руга, где было совершено пре­ступ­ление...обвиняемый может требовать при­нудитель­ного вызова своих свидетелей и поль­зо­ваться помощью адвоката для за­щиты...Перечисление в Конституции определенных прав не должно трактоваться как от­рицание или умаление других прав, сохраняемых наро­дом»[50].

К концу XVIII в. новую цивилизацию отличало сочетание таких принципиальных ос­нов как мессианство (уверенность в избранности судьбы американцев и их страны), рацио­нализм (умение реально и конкретно, разумно решать возникающие вопросы) и демокра­тизм (определившаяся тенденция совместного и активного участия народа в ор­ганизации своей жизни). Именно эти обстоятельства обусловили прогрессирующее пре­восходство Нового Света над Старым, которому пришлось вплотную столкнуться не только с этими чертами нового общества, но и с такими, как панамериканизм, экспансио­низм, изоляцио­низм, импе­риализм, то есть стремление установить гегемонию Америки над всем миром.

Наши рекомендации