Аврелий Августин (354–430 гг.) –один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Основный труды: «О граде Божием», «О свободной воле»
Августин подчеркивает, что при всем многообразии и различии народов, каждый из которых жил и живет «по особым уставам и обычаям», всегда существовало «не более как два рода человеческого общения», «два града», состоящих соответственно из людей, живущих по плоти или также и по духу.
Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью.
Формы правления различаются в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть.
Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности, уважение к богу и уважение к человеку. В противоположность аристотелевской традиции он не проявляет интереса к утилитарным преимуществам или, напротив, неудобствам той или иной формы.
Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости) – погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Августин не отождествляет христианскую общину и государство, град божий и церковьАвгустин, считаясь с политической реальностью своего времени, часто именует церковь пленницей, которая вынуждена сносить несовершенство навязываемых ей человеческой властью законов, но в то же время признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в борьбу церкви против еретиков или соперничающих религий. В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность церкви – быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа «братства».
Отношение Августина к праву:
1) в области человеческих отношений действует вечный нерушимый закон.
2) естественные, божественные и человеческие законы налагают на человека определенные обязанности, которые следует выполнять;
3) естественное право возводится к богу и носит теономный характер;
4) в языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, бог не воздает каждого ему принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности;
5) за избранными право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию»;
6) наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.
Заметную роль учение Августина сыграло в развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права.
15. Европейские теократические теории эпохи Средневековья. Учение Фомы Аквинского о законах и государстве.
Философия Средних веков носит название схоластики. Ее характерная особенность заключается в тесной связи с религией.
Схоластика имеет своей задачей доказать посредством логических рассуждений истинность догматов христианской религии, иначе обязано объяснить разумом то, что предполагает вера.
Отличительные черты схоластики:
· служит делу христианской веры;
· при помощи языческих мыслителей.
В истории схоластики выделяют два периода, Первый период с IX в. до конца XII в. – время господства Платона; второй период, главным образом XIII в. – эпоха господства Аристотеля.
Ф. Аквинский (Аквинат) (1225–1274 гг.) – основными трудами которого являются: «О правлении властителей», «Сумма теологии».
В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, т.к.человек удовлетворить в одиночку свои потребности не может, по этому и возникло государство. Процедура же утверждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом.
Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собой государство.
Выделяются три элемента государственной власти:
· сущность государственной власти;
· формы (происхождения);
· использования.
Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения.
Формы правления:
1) монархия;
2) аристократия;
3) олигархия;
4) демократия;
5) смешенная форма (аристократия и демократия).
Согласно Ф. Аквинскому, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной.
Естественный закон - отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.
Предназначение естественного законаони видели в том, что в нем воплощалась сила и страх принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели. В отличие от закона естественного человеческий (позитивный) закон – это императив с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах весьма несхожими.
Право,- сфера правды, справедливости.
16. Политическая и правовая мысль Арабского Востока (VI – XV вв.)
Мусульманское право сформировалось в арабском халифате в 7-10 веке. В составе права выделяют 2 группы норм:
1)юридические предписания корана и сунны
2)это нормы сформированные на основе авторитетного мнения наиболее влиятельных правоведов(4халифов). Они называются иджи, а так же решения и законые положения, принятные по аналогии с предшествующими случаями и данных халифами, кроме прежних , так называемые хадисы. Среди норм корана преобладают общие положения. Нормативные предписания сунны основаны на описаниях конкретного случая с 8 века возникают правовые школы (мазхабы). Их цель: приспособление мусульманских предписаний к потребностям общественного развития. Ханбалимы, хамафины, маликиты