Валерий Чкалов. Прыжок через Северный полюс в США
И вот наступил день, когда все тревоги и сомнения надо было оставить позади.
Ранним утром 18 июня 1937 года "АНТ-25" с в составе командира Валерия Чкалова, штурмана и второго пилота Георгия Байдукова на борту взял старт. Его путь лежал на Северный полюс. Трудно было переоценить моральную значимость этого полета. Сам "отец народов" Иосиф Сталин провожал летчиков на аэродроме. На прощание он сказал Чкалову: "В экстренной ситуации воспользуйтесь парашютами. Ваши жизни для страны дороже самолета". Однако авиаторы понимали, что новой неудачи им не простят. Да и не о своей судьбе они думали в тот момент, а о чести страны!
На безмятежный полет никто и не рассчитывал. Слишком экстремальны были его условия. Главная ставка делалась на человеческий фактор, на профессионализм и смелость чкаловского экипажа.
Слева: И.Сталин. Справа: В.Чкалов.
Маршрут перелета через Северный полюс.
Первую треть маршрута, проходившую над территорией Советского союза, удалось преодолеть без серьезных проблем. Все самое трудное ждало летчиков при пересечении Ледовитого океана. В этих суровых условиях самолет начал давать сбои: текло масло из трубки маслопровода, замерзала вода в системе охлаждения.
Но самой опасной неприятностью было обледенение фюзеляжа, крыльев и, особенно, винта. Это уже грозило катастрофой! Чтобы избежать обледенения, приходилось подниматься над облаками на высоту до шести километров.
Но там трудно было дышать, не хватало кислорода… Над Канадским побережьем Ледовитого океана "АНТ" попал в циклон. Пришлось практически "на ощупь", интуитивно обходить его. А это удлиняло путь, заставляло расходовать запасы бензина. И опять приходилось придерживаться максимальной высоты. Кислорода оставалось мало, и его экономили. Летчики в таких условиях быстро теряли силы, и управление самолетом передавалось из рук в руки каждый час. Наконец, самолет выбрался в район северо-западной части Соединенных штатов.
В намеченный пункт, Сан-Франциско, долететь не удалось, кончалось топливо.
"АНТ-25" на аэродроме Ванкувера.
Летчики выбирали приемлемое место посадки. 20 июня после 63 часов изматывающего полета АНТ-25 приземлился на аэродроме города Ванкувер. Так был установлен новый рекорд: беспосадочный перелет на расстояние 9 500 км над вечной мерзлотой и океаном.
Американский народ, а за ним и весь мир признали подвиг советских авиаторов. Клуб исследователей и Русско-американский институт культуры устроили в их честь торжественный прием.
Родина помнит своих героев. Памятник В.Чкалову.
Экипаж "АНТа" совершил своеобразный круг почета по крупнейшим городам США. Встречи, интервью, пресс-конференции…. Летчики были приняты президентом США . Это был настоящий триумф советской авиации!
А спустя каких-то три недели экипаж М.Громова на том же "АНТ-25" повторил маршрут Чкалова, совершив посадку в намеченном заранее пункте - аэропорте Сан-Франциско. Новая трасса, соединяющая кратчайшим путем два континента, была проложена.
* * *
Перелет из СССР в Америку через полюс вечной мерзлоты был, бесспорно, вершиной авиационных достижений 30х годов XX века. И дело не столько в дальности полета, она вскоре будет побита, а в сложности маршрута, в экстремальности условий на грани выживаемости человека.
Был и еще один аспект, ставящий этот рекорд выше всех остальных. Почти десятилетие авиаторы носились с идеей перелета из США в СССР или наоборот. Почему именно эти пункты? Только ли из-за Северного полюса?
Эти страны разделяла пропасть во всех отношениях. Не только с точки зрения географического положения. И дело не только в разнице социально-политических систем. Советский союз и США были антиподами по своей нетерпимости друг к другу. Недаром Североамериканские штаты были последней державой заключившей с социалистической республикой дипломатические отношения. И случилось это очень поздно, в 1933 году. При таких взаимоотношениях перелет команды Чкалова действительно имел характер "прыжка над бездной". И этой "бездной" была "вечная мерзлота" в душах людей.
1920-1930е годы – время рекордов. Часть V. Рекорды скорости.