Цели и задачи изучения темы. 1920–е годы – это время, когда в Советской России демонтировался «военный коммунизм» и была введена более либеральная экономическая политика (нэп)

1920–е годы – это время, когда в Советской России демонтировался «военный коммунизм» и была введена более либеральная экономическая политика (нэп). Но в связи с резким ухудшением экономической ситуации в 1927 г. руководство страны вновь прибегло к чрезвычайным мерам и к переходу сталинского плана форсированного построения социализма.

Цель самостоятельной работы: 1) определить взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в рассматриваемый период и политическим, социально-экономическим развитием СССР; 2) выявить факторы, которые повлияли на трансформацию политических режимов.

Методические рекомендации

При подготовке к раскрытию данных проблем обратите внимание на следующие моменты:

существовала ли связь между стратегией форсированного экономического роста, с одной стороны, и формированием в СССР тоталитарного режима – с другой;

как партийно-государственному руководству на протяжении 1930-х гг. удавалось поддерживать трудовой энтузиазм значительной части советских людей и их веру в близкое «светлое будущее».

При раскрытии данных вопросов учтите, что в политическом руководстве в 1920-е годы шла внутрипартийная борьба, основным содержанием которой являлась прежде всего борьба за обладание реальной политической властью.

Для проверки своих знаний по данной теме рекомендуется ответить на вопросы №№ 7–15 из учебно-методического комплекса (с. 54–55) и найти определения следующих понятий: авторитаризм, ГУЛАГ, диктатура пролетариата, культ личности, политический режим, репрессии, тоталитаризм.

I. Тесты

1. Характерными чертами тоталитарного режима являются:

а) политический плюрализм;

б) унификация общественной жизни;

в) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

г) культ национального вождя.

2. Составьте таблицу «Формирование тоталитарной политической системы». Определите предпосылки и последствия формирования тоталитарной политической системы в СССР.

Формирование тоталитарной политической системы
Предпосылки 1. 2. 3. …. Последствия 1. 2. 3. …

Литература

Барсенков А.С. История России. 1917 – 2007 гг.Учебное пособие для вузов. М., 2008.

Кацва Л. Россия нэповская (политический строй в первые годы нэпа) // http://archive.1september.ru/his/1998/his39.htm

НЭП: экономические, политические и социокультурные аспекты (под ред. А.С.Сенявского). М., 2006.

Полищук И.С. Новая экономическая политика: теория и практика (опыт исследования истории России 20-х гг. XX в.). Тверь, 2007.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 122-141, 221-248,498-501.

Тема 10. Этапы Великой Отечественной войны

Цели и задачи изучения темы

Великая Отечественная война стала важнейшей составной частью Второй мировой войны, во многом изменив ход последней. Цель самостоятельной работы: показать роль и значение основных этапов Великой Отечественной войны.

Методические рекомендации

Для более полной характеристики этапов войны необходимо остановиться на следующих аспектах:

определение хронологии этапа, основные события на фронтах, в тылу и на международной арене;

в чем проявились изменения в стратегии и тактике достижения победы на каждом из этапов военных действий

Для закрепления темы также необходимо назвать основные этапы войны; назвать крупные сражения и определить их значение в ходе войны.

Задания

I. Проанализируйте основные мероприятия начального периода Великой Отечественной войны. Сведите данные в таблицу.

Сферы деятельности Основные мероприятия Результаты
1. Экономическая    
2. Административно-политическая (мобилизационная)    
3. Культурная    

II. Тесты

1. Соотнесите даты и события:

а) наступательный период Сталинградской битвы; б) битва за Днепр; в) Курская битва; г) операция «Багратион» а) 23 июня-29 августа 1944 г.; б) 19 ноября 1942г.-2 февраля 1943 г.; в) 5 июля – 23 августа 1943 г.; г) 26 августа – 22 декабря 1943 г.  

Основные понятия

Коренной перелом, превентивный удар, стратегия, тактика, контрнаступление

Литература

Беспалов В.В. Провал «блицкрига» фашистской Германии // Социально-гуманитарные знания, 2010, №3.

Дашичев В.И. Немеркнущий подвиг народа. Как был положен конец фашистской экспансии. // Социально-гуманитарные знания, 2010,№3.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России (2-е издание). М., 2006.

Кудряшов С. В поисках истории войны. Интерпретации Великой Отечественной и новые документы из Архива Президента РФ. // Родина, 2010,№5.

Поляков Ю.А. Великая победа 1945 г. и как ею распоряжались. // Отечественная история, 2007, №3.

Сенявская Е.С. 2 мая 1945.. В Берлине наступила тишина. // Международная жизнь, 2010, №5.

Серебрянников В.В. Идеологические предпосылки Великой Победы. // Социально-гуманитарные знания, 2010, №2.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 141–145, 249–250, 347, 493.

Тема 11. Геополитические изменения в мире В 1946–1991 гг. Распад СССР

Цель написания самостоятельной работы – изучить развитие международных отношений в период от окончания Второй мировой войны до распада Советского Союза, рассмотреть основные этапы мирового развития, проследить тенденции и направления этого процесса, изучить существующие концепции и точки зрения на развитие мирового сообщества.

При написании самостоятельной работы ставятся следующие задачи:

- рассмотреть изменения в мире, произошедшие в результате Второй мировой войны; дать оценку этим изменениям с точки зрения советских и западных историков; аргументировано обосновать свою точку зрения на эти процессы;

- послевоенное развитие мира, раскол мира на противостоящие друг другу системы; дать оценку причин «холодной войны» с точки зрения советской и западной исторической науки;

- изложить свое понимание причин «холодной войны», противостояние двух систем;

- рассмотреть основные этапы развития международных отношений в 1980-е годы, политику противостояния двух систем и те изменения, которые она претерпевала в рассматриваемый период. Показать причины этих изменений, борьбу мнений по вопросам международных отношений в советской и западной исторической науке. Охарактеризовать концепцию «нового политического мышления» М.С. Горбачева, выделить основные проблемы мирового развития, изложенные в этой концепции; сформулировать ваше отношение к этой концепции;

- рассмотреть изменения, происшедшие мире в результате краха «мировой системы социализма» и распада СССР. Изучить различные точки зрения на причины этих явлений (коммунистическую, либеральную, национально-патриотическую);

- изучить основные точки зрения по проблемам международных отношений после окончания «холодной войны». Покажите, какая точка зрения вам кажется более убедительной;

- рассмотреть проблемы глобализации как основной тенденции развития мирового политического процесса. Дать определение глобализации, различные подходы к трактовке этого определения; охарактеризовать теоретические дискуссии по вопросам глобализации.

Задания

I. Тесты

1. Определите, кому принадлежит та или иная точка зрения на развитие международных отношений.

1) Новая мировой война неизбежна. Нужно интенсивно готовиться к ней. «Холодная война» – кратковременная передышка между двумя мировыми войнами. 2) Мировая война не является неизбежной – ее можно предотвратить. Для этого нужно укреплять единство всех миролюбивых сил, укреплять оборонную мощь советского Союза – главного оплота мира. Мирное сосуществование не исключает противостояния двух систем в области политической, экономической, идеологической, более того, оно является формой классовой борьбы. Для предотвращения мировой войны необходимо и создание и сохранение военно-стратегического паритета СССР и западных страны во всех видах вооружений. 3) Существует приоритет общечеловеческих ценностей перед государственными, национальными и классовыми интересами. Имеют место глобальные проблемы, угрожающие существованию человечества в целом (вопрос о предотвращении мировой войны, экономическая проблема, проблема голода). Решить их можно только объединенными усилиями всего человечества. а) Л.И. Брежнев; б) М.С. Горбачев; в) И.В. Сталин; г) Н.С. Хрущев

2. Соотнесите между собой точки зрения на причины распада СССР и их авторов.

1) предательство партийной верхушки, стремление бюрократии разделить между собой партийную и государственную ответственность; 2) отсутствие четкого плана реформ; политическая борьба в руководстве страны; 3) экономическое и военное превосходство стран Запада; политика «западнизации», включение СССР в сферу влияния, власти и эксплуатации Запада; 4) превосходство рыночной экономики и либеральной демократии над государственно-регулируемой экономикой; кризис системы планового хозяйства, крах социализма - закономерное явление; 5) поражение коммунистической идеологии и торжество идей либеральной демократии а) Ф. Фукуяма; б) А.А. Зиновьев; в) Дж. Боффа; г) Г.А. Зюганов; д) Е.Т. Гайдар

3. Определите, кому принадлежат представленные точки зрения на мировое развитие после распада СССР и краха мировой системы социализма.

1) коммунизм потерпел поражение, и это означает торжество принципов либеральной демократии во всем мире. Поражение коммунизма – конец истории; 2) на смену конфликтам между идеологиями, политическими системами приходят конфликты между цивилизациями; 3) распад Советского Союза привел к появлению зоны нестабильности по периметру постсоветской геополитического пространства. Главная угроза миру – возобновление имперской политики со стороны России. Необходимо поддерживать все антироссийские силы, препятствовать реставрации Российской империи; 4) на смену противостоянию социалистической и капиталистической систем приходит противостояние Юга и Севера, развитых страны и стран «третьего мира»; на смену двухполюсному миру пришел многополюсный. России предстоит искать свое место в этом мире а) З. Бжезинский; б) Ф. Фукуяма; в) С. Хантингтон; г) И. Валлерстайн

II. На основе изучения материала заполните таблицу.

Исторический деятель Основные результаты внешнеполитической деятельности
И.В. Сталин Н.С. Хрущев Л.И. Брежнев М.С. Горбачев  

III. Выделите основные этапы в развитии международных отношений в 1945–1991 гг. Сведите этот материал в таблицу.

Основные понятия

«Холодная война», «разрядка международной напряженности», «новое политическое мышление», глобализация

Контрольные вопросы

1. В чем состоят причины «холодной войны»? Кто ее виновник?

2. Назовите основные периоды развития международных отношений в 1945–1991 гг .

3. В чем состояла «разрядка международной напряженности» 1970-х годов? Каковы ее причины?

4. В чем сущность «нового политического мышления» М.С, Горбачева? Каковы причины его появления? Какую роль оно сыграло?

5. Что вкладывается в понятие «глобализация»?

6. Назовите различные точки зрения на перспективы мирового развития в XXI в.

Литература

Дегоев В.В. Великая холодная война 1946 – 1991 гг.: расплата в рассрочку (Электронный ресурс) // Регнум. – 19.03.2009. – URL: http;//www.regnum.ru/news/1139577.html. Электронный ресурс: www.coldwar.ru

Дубинин Ю.А., Мартынов Б.Ф., Юрьева Т.В.История международных отношений (1975 – 1991 гг.): учебник. М., 2006.

История внешней политики СССР и России в 1985 – 1999 гг.: проблемы, решения, результаты // Под общей ред. А.В.Торкунова. М., 2010.

История России с позиции разных идеологий. Учебное пособие. // Под ред. Б.В. Личмана. Ростов-на-Дону, 2007. В 2 кн. Кн. 2.

Мировая политика и международные отношения: Учеб. пособие // Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб., 2005. С. 111–127, 154–179.

Нарочницкая Н. Ялта-45. Начертание нового мира. М., 2010.

Рубцов Ю.В. Советский Союз в необъявленной войне в Афганистане (1979 – 1989 годы): осмысление прошлого. // Новая и новейшая история, 2009, №1.

Скутнев А.В. «Доктрина Хрущева» против «доктрины Эйзенхайэра» (весна – лето 1960 г.). // Вопросы истории, 2008, №3.

Уткин А.И. Мировая холодная война. М., 2005.

Уткин А.И. СССР в осаде. М., 2010.

Тема 12. Образ жизни советского человека 1946-1991:

Сравнительный анализ

Наши рекомендации