В современной россии 6 страница
--------------------------------
<1> Федотова И. Порок бедности // Российская газета. 2005. 24 июня.
Для сравнения: в 2006 году в Китае этот показатель в кратности уровней доходов составлял 8 раз. Для китайского руководства это обстоятельство стало основанием для изменения вектора социальной политики государства. На смену призывам, провозглашенным Дэн Сяопином и его преемником Цзян Цзэминь: "Обогащайтесь!" и "Пусть в Китае будет больше богатых!" пришел другой - "Пусть в Китае станет меньше бедных!".
Проблема увеличения разрыва в доходах между богатыми и бедными беспокоит и религиозные структуры. Например, состоявшийся в марте 2007 года XI Всемирный Русский Народный Собор назывался "Богатство и бедность: исторические вызовы России". Религиозные деятели убеждены, что "возрождения страны нельзя добиться лишь за счет экономической деятельности. Ведь накопление богатства не обязательно ведет к решению социальных проблем, а нам нужно победить бедность и несправедливость. ...И предпринимателям, и государству при принятии решений следует исходить не только из поиска выгоды, но и из принципов справедливости и милосердия" <1>.
--------------------------------
<1> Черняк И., Яковлева Е. Между очень богатым и очень бедным (Митрополит Кирилл об открывающемся Всемирном Русском Народном Соборе) // Российская газета. 2007. 5 марта.
Всемирный банк опубликовал сведения о благосостоянии 120 государств мира по уровню распределения материальных ценностей на душу населения в 2000 году. Среднемировой показатель составил чуть более 90 тысяч долларов. Первое место занимала Швейцария (648 тысяч долларов). За ней располагались Дания, Швеция, США, Германия, Япония, Австрия, Норвегия, Франция, Бельгия и Люксембург. В России этот показатель составлял 38,7 тысяч долларов. Это было хуже показателей Ботсваны, Намибии и Перу. Этот список замыкают Гвинея-Бисау (около 4 тысяч долларов), Непал (3,8 тысяч), Бурунди (2,8 тысячи) и Эфиопия (около 2 тысяч) <1>.
--------------------------------
<1> Панина Т. До Парагвая нам далеко // Российская газета. 2005. 16 сентября.
Говоря о прогностическом варианте повышения уровня жизни, необходимо в обязательном порядке учитывать следующие климатические обстоятельства. Например, самый северный крупный город Канады Эдмонтон расположен на широте российского города Курска, относящегося к Центрально-черноземной зоне. Входящие в ее состав области (Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская) по общим критериям российского климата считаются одними из наиболее благоприятных российских регионов для развития экономики и сельскохозяйственного производства.
Для обеспечения принятых в Западной Европе, США и Японии современных стандартов жизни на одного человека в год расходуется от 3,5 до 6 тонн условного нефтяного эквивалента. В России для этого необходимо потратить 18 тонн, а сейчас добывается только около 8 тонн условного топлива. Отсюда и проистекают соответствующие реальные перспективы в обозримом будущем достигнуть западных стандартов уровня жизни у российских граждан...
Основные показатели стабильно поступательного развития экономики России за последние годы по данным Росстата, Минфина и Центрального банка России, характеризуются следующими итогами (см. таблицу) <1>.
--------------------------------
<1> Канищева Т. Не нефтью единой // Российская газета. 2007. 7 июня.
(по апрель) | |||||||
Рост ВВП (%) | 5,1 | 4,7 | 7,3 | 7,2 | 6,4 | 6,7 | нет данных |
Рост промышленного производства (%) | 4,9 | 3,7 | 7,0 | 8,3 | 4,0 | 3,9 | 7,5 |
Рост инвестиций в основной капитал (%) | 8,7 | 2,6 | 12,5 | 10,9 | 10,5 | 12,6 | 19,9 |
Инфляция потребительских цен (%) | 18,6 | 15,1 | 12,0 | 11,7 | 10,9 | 9,0 | 4,0 |
Валютные резервы (млрд. долларов) | 36,6 | 47,8 | 76,9 | 124,5 | 182,2 | 303,3 | 369,1 |
24.5. Проблемы формирования рыночных отношений
в современной России
Представляются перспективными следующие направления в использовании правовых методов решения экономических проблем в России:
- не только установление целей социального развития, но и принятие конкретных мер по их достижению посредством разработки и принятия обоснованных концептуальных подходов к развитию экономики России;
- закрепление и обеспечение реального равноправия различных форм собственности;
- правовое определение круга субъектов рыночных отношений и их полномочий в процессе возникновения, изменения или прекращения действия различных правоотношений;
- запрещение антиобщественных, а значит, и противоправных форм и методов хозяйствования и коммерции под страхом возможности применения жесткой юридической ответственности;
- четкая регламентация досудебного и судебного порядка разрешения спорных ситуаций по поводу "рыночных" дел.
Таким образом, жизнь в очередной раз подтвердила, что нельзя, руководствуясь даже самыми благими намерениями, ускорить ход преобразований, игнорировать уроки мирового опыта и отрываться от жизни. Возрождение экономической мощи России возможно лишь при всемерной поддержке отечественного предпринимательства, сохранения и умножения интеллектуального и научно-технического потенциала, обращения к лучшим традициям ее многонационального народа.
Одной из первоочередных задач государства, направленных на повышение эффективности экономических отношений, является стимулирование производства и деловой активности. Для этого со стороны государства необходимо осуществить:
- налоговые льготы;
- снижение процентных ставок по кредитам;
- освобождение от налогообложения прибыли, идущей на инвестиции, и т.д.
Помимо этого, существует необходимость формирования институтов и субъектов рыночной экономики, ее правовой базы. Это позволит последовательно выдерживать магистральное направление реформы экономики. Кроме принятия "рыночной" правовой базы очень важно заставить ее работать на практике. В противном случае намеченные планы так и останутся нереализованными. Ведь показатели экономики даже в 2002 году еще не достигали уровня 1992 г. Они были превзойдены только в 2006 году.
Российская экономика несет очень большие потери из-за того, что в основном ориентирована на торговлю сырьем. Россия находится среди крупнейших мировых нефтедобытчиков (смотрите таблицу) <1>. Это один из основных источников доходной части бюджета России.
--------------------------------
<1> Международное энергетическое агентство // Российская газета. 2008. 21 ноября.
Страна | Объем добычи в 2006 году (млн. тонн) | Доля мирового рынка (%) | Объем добычи в 2003 году (млн. тонн) | Доля мирового рынка (%) |
Саудовская Аравия | 12,9 | 12,7 | ||
Россия | 12,1 | 11,3 | ||
США | 7,9 | 9,4 | ||
Иран | 5,5 | 5,2 | ||
Китай | 4,7 | 4,4 | ||
Мексика | 4,6 | 5,1 | ||
Канада | 3,8 | 3,7 | ||
Венесуэла | 3,8 | |||
Остальные страны | 44,7 | 44,2 |
Другой пример. Россия занимает первое место в мире по возобновляемым запасам леса, который занимает почти 1 млрд. гектаров земли. Однако, на долю лесоперерабатывающего комплекса (ЛПК) России приходится 2,2% ВВП (или 10 млрд. долларов), чуть более 5% промышленного производства и более 3,9% выручки от экспорта. Самая большая часть экспорта российского ЛПК (35%) составляет необработанная древесина и только 2 - 5% российского леса перерабатывается в готовую продукцию.
Главной причиной неустойчивости и низкой эффективности системы управления лесами специалисты называют практическую бесплатность лесопользования. Поэтому лес продается практически за бесценок. Например, средняя цена леса, продаваемого на корню в Карелии в 15 - 20 раз ниже, чем в Канаде. В Северной Европе за соответствующую по качеству древесину цена может быть выше в 40 - 50 раз, чем в России. Большой ущерб лесоиндустрии в России наносят пожары. По официальной статистике, ежегодно сгорает около 2-х миллионов гектаров леса. Для наглядности отметим, что это в 20 раз больше площади Москвы.
В России разрабатывается федеральная целевая программа "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов" (2006 год). В начале 2006 года Рослесхоз принял решение о замене ранее проводимых конкурсов по аренде лесных участков на аукционы. 63% арендаторов взяли лес на срок от 1 года до 3 лет. Поэтому ведут они себя, соответственно, как временщики, заинтересованные в получении прибыли, а не в перспективе развития лесной отрасли (пришли, срубили, ушли).
Государство должно оказывать помощь в создании лесной инфраструктуры и непосредственно лесовозных дорог. В России на 1 тысячу гектаров приходится не более 1,2 км дорог. В США этот показатель составляет около 10 км, а в Финляндии - 40 км. В этих странах дороги строятся промышленниками совместно с государством.
Среди управленческих аспектов управления экономической реформой подчеркивается важность проведения жестких мер со стороны государства по осуществлению антимонопольной политики.
На первом этапе формирования фундамента нового типа экономики очень важным и своевременным был такой аспект управленческой деятельности, как поиск и обучение предпринимателей, знающих условия рыночной экономики и умеющих работать в новых условиях. Мировой опыт свидетельствует, что одной из постоянных задач государства является формирование управленческой культуры и деловой этики.
В.В. Путин, приступив к исполнению обязанностей Президента России (после добровольной отставки Президента России Ельцина Б.Н., последовавшей в конце декабря 1999 года) заявил, что на данном этапе роль государства в экономике не должна сводиться только к выработке правил игры (нормотворчеству) и контролю за их соблюдением. Для России это вопрос будущего.
Сейчас государство в этой сфере общественной жизни должно руководствоваться следующим принципом: "Государства там и столько, сколько необходимо; свободы там и столько, сколько нужно". В начале 2008 года имеющий русские корни классик французской и мировой литературы Морис Дрюон со ссылкой на исторические факты также отметил, что "русский темперамент таков, что ему требуется могучая власть, иную он не признает и не уважает" <1>.
--------------------------------
<1> Долгополов Н. О русском темпераменте и лошадях (Морис Дрюон: России нужна могучая власть) // Российская газета. 2008. 24 января.
По прошествии нескольких лет согласно приведенным выше показателям экономическая ситуация в стране заметно стабилизировалась. Однако от этого государство не должно утрачивать свою ведущую роль в разработке приоритетных направлений дальнейшего развития экономики.
Подобная позиция Президента России основывалась на особенностях формирования в стране "олигархического капитализма". Уже в 2000 г. группы олигархов полностью сформировались и, используя "особенности" прошедшей в стране приватизации, создали условия для беспрепятственного обогащения. В этих целях они получили возможность оказывать серьезное влияние не только на законотворческие и нормотворческие процессы, но и, что особенно важно, на формирование кадровой политики государства. Во все ветви власти на всех ее уровнях назначались "свои" люди. Вплоть до 2004 г. не только продолжались, но и наращивались махинации с налогами. Усиливалось проникновение олигархических групп во властные структуры.
Государство посредством принятия ряда мер показало, что твердо намерено отказаться от такого характера экономического и политического развития не путем пересмотра результатов приватизации, а установлением строгого режима законности действий всех субъектов российского права. Пока еще в основной своей массе форма собственности не оказывает влияния на эффективность работы предприятий. По оценкам специалистов, сейчас Россия занимает третье место в мире (после США и Японии) по стоимости национального богатства на душу населения - по 400 тысяч долларов <1>.
--------------------------------
<1> Данные приводятся по материалам статьи Куфакова А.В. Евразийский союз и формирование гражданского общества России // Международное публичное и частное право. 2005. N 2 (23). С. 46 - 50.
В своем очередном Послании Федеральному собранию Российской Федерации (2005 г.) Президент России В.В. Путин определил следующие три перспективных направления деятельности:
- развитие государства;
- укрепление закона и развитие политической системы, повышение эффективности правосудия;
- развитие личности и гражданского общества в целом <1>.
--------------------------------
<1> Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апреля.
Безусловно, государственное вмешательство в экономику должно носить профессиональный и квалифицированный характер. Оно должно осуществляться посредством постоянной нормотворческой деятельности. Известные специалисты считают необходимым укрепление властных полномочий государства, чтобы "защитить политику, проводимую в интересах истинного прогресса" <1>, а не беглых олигархов. В 2005 году государство смогло усилить свои позиции в нефтедобывающей и газодобывающей промышленности.
--------------------------------
<1> Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
В обществе постепенно растет понимание глубины опасности наблюдавшейся ранее широко организованной кампании "оглупления" позиций, высказываемых государственниками. На протяжении ряда лет их "успешно" представляли сторонниками возврата к действовавшей в СССР административно-командной системе, а также противниками развития рыночных отношений и вхождения России в мировую систему экономики. На самом деле эти люди предлагают создание "динамичной цивилизованной рыночной экономики при понимании того, что один рынок без продуманного государственного регулирования к этому не приведет" <1>. Например, бывший премьер-министр и автор сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю в отношении современной России заметил: "Вам нужны стабильность, определенность и безопасность более, чем что либо еще. Демократия не работает в условиях хаоса" <2>.
--------------------------------
<1> Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
<2> Цитируется по статье: Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
По мнению специалистов, основные направления государственной деятельности, прежде всего, должны быть ориентированы на:
- стимулирование динамичного экономического роста;
- проведение эффективной миграционной политики;
- проведение активной промышленной политики;
- осуществление рациональной структурной политики;
- формирование эффективной финансовой системы;
- вытеснение теневой экономики и ликвидацию организованной преступности;
- последовательную интеграцию в мировые хозяйственные структуры;
- проведение современной аграрной политики.
Экономически развитые страны признали сельское хозяйство основным стержнем национальной социально-экономической политики (обеспеченность продуктами питания, количество рабочих мест, доля полученных доходов в бюджете страны). В 2008 году всего в мире было произведено 679 миллионов тонн пшеницы (в 2007 году - 611), а в России - 65 миллионов тонн (почти 10%). В 2008 году в России было собрано 111 рекордных миллионов тонн зерна. Мировое производство и экспорт пшеницы ведущими государствами в 2008 году характеризовался следующими показателями (смотри таблицу) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Сайт Всемирного зернового форума // Российская газета. 2009. 19 мая.
Страны | Всего произведено (млн. тонн) | Экспорт (млн. тонн) |
США | 34,4 | |
ЕС | 150,5 | 20,1 |
Россия | 50,6 | |
Аргентина | 16,3 | 11,8 |
Австралия | 26,1 | |
Украина | 18,7 | 6,5 |
Казахстан | 16,6 | 8,2 |
Китай | 123,3 | 2,8 |
За последние годы наблюдается увеличение экспорта зерна из России. Об этом свидетельствует следующие показатели <1>. В 2000/2001 году он составлял 1,058 млн. тонн, в 2001/2002 - 6,878, в 2002/2003 - 15,762, в 2003/2004 - 5,313, в 2004/2005 - 8,849, в 2005/2006 - 12,076, в 2006/2007 - 12,203, в 2007/2008 - 12,851.
--------------------------------
<1> См.: Расчеты ИКАР на основе данных ФТС // Российская газета. 2009. 19 мая.
Например, в агропромышленном комплексе Китая занято 800 миллионов человек. После модернизации села предполагается, что от 300 до 350 миллионов человек могут остаться без работы. Если не решить эту проблему, то может возникнуть острейший социальный конфликт между властью и частью сельского населения.
Следует отметить, что, располагая всего семью процентами пахотных земель от общемировых площадей, китайские крестьяне не только кормят почти 22% человечества (такова доля населения Китая), но и очень большое количество продовольственных товаров экспортируют. По производству многих видов сельскохозяйственной продукции Китай вышел на первое место в мире. В России тоже нельзя говорить о возможности реального повышения уровня жизни населения без учета интересов 40 миллионов сельских жителей.
Практически во всех странах мира осуществляется государственная поддержка сельского хозяйства. О размерах этой поддержки свидетельствует следующая таблица <1>.
--------------------------------
<1> Граник И. Новая продовольственная программа // Российская газета. 2006. 26 мая.
Страна | Доля господдержки от доходов сельхозпроизводителей (%) |
Швейцария | |
Норвегия | 70,25 |
Исландия | 67,2 |
Корея | 63,5 |
Япония | 57,5 |
Страны ЕС | 34,75 |
ОЕСР | |
Венгрия | |
Чехия | |
Мексика | 20,25 |
Словакия | |
Канада | 19,7 |
Турция | 19,5 |
США | 19,5 |
Польша | |
Россия | 4,68 |
Австралия | |
Новая Зеландия | 1,75 |
Конкретная помощь других государств для своих крестьян выражается в следующем <1>. В странах ЕС фермер получает от государства 2 евро в минуту. На оказание им помощи уходит половина бюджета ЕС.
--------------------------------
<1> Арсюхин Е., Гордеев А. Сливки без высшего общества // Российская газета. 2006. 31 января.
В США предусмотрена доплата фермеру в том случае, если рыночная цена на его товар оказалась ниже планки, определенной государством. Ряду сельскохозяйственных предпринимателей (например, хлопководам) предусмотрена выдача прямых субсидий, а также государственная поддержка экспорта. В 2005 году на это ушло 22,6 млрд. долларов, что на 9,3 миллиарда долларов больше, чем было в 2004 году.
В Китае был отменен сельскохозяйственный налог, существовавший ранее на протяжении 650 лет. Теперь все крестьяне работают в своеобразном режиме "особой экономической зоны".
В Канаде прямые выплаты государства сельскохозяйственному сектору составляют 1,4 млрд. долларов в год. В Швейцарии фермеры дотируются государством на 60%.
Не имея достаточных собственных средств, правительство Бразилии подвергло жесткой обструкции систему субсидий, поступающих из ЕС и США с целью отстаивания интересов своих крестьян от богатых конкурентов.
В России на нужды сельского хозяйства государство выделяет примерно 2 миллиарда долларов, которые поступают не непосредственно крестьянам, а банкам - на дешевые кредиты, лизинговым компаниям - на дешевый лизинг.
Производство продуктов сельского хозяйства на душу населения (в килограммах) в некоторых странах СНГ характеризуется следующими показателями (смотри таблицу) <1>.
--------------------------------
<1> Росстат, Белстат, Статагентство РК, Укрстат // Московский комсомолец. 2008. 26 ноября.
Продукты | Россия 2000 - 2007 | Белоруссия 2000 - 2007 | Казахстан 2000 - 2007 | Украина 2000 - 2007 |
Зерно | 444 - 568 | 485 - 744 | 779 - 1288 | 499 - 630 |
Картофель | 232 - 258 | 871 - 901 | 114 - 154 | 403 - 411 |
Мясо | 31 - 40 | 60 - 84 | 42 - 54 | 34 - 41 |
Молоко | 221 - 227 | 449 - 609 | 248 - 327 | 259 - 265 |
Яйца (шт.) | 233 - 266 | 329 - 333 | 114 - 171 | 179 - 304 |
По данным Росстата, импорт продовольственной продукции в Россию за период с 2002 по 2005 годы вырос на 67% (с 10,4 до 17,4 млрд. долларов). Экспорт продовольственной продукции из России за период с 2002 по 2004 годы вырос на 18% (до 3,3 млрд. долларов). В то же время производительность труда в сельском хозяйстве России (2008 г.) по-прежнему значительно отставала от подобных показателей ведущих стран мира (смотри таблицу) <1>.
--------------------------------
<1> По материалам международной конференции "Проблемы обеспечения продовольственной безопасности" // Российская газета. 2008. 13 ноября.
Страна | Численность занятых в с/х производстве (тыс. чел.) | % от численности населения | Объем с/х производства в ВВП страны на 1 занятого в отрасли (млрд. долл.США) |
Канада | 1,27 | ||
Италия | 1,10 | ||
Испания | 1,54 | ||
Финляндия | 2,32 | ||
Германия | 0,87 | ||
Россия | 2,03 |
Миграционные проблемы. Специалистами обоснованно высказывается мнение о том, что международные миграции по ряду причин могут стать одним из крупнейших явлений XXI века <1>. Необходимо отметить, что подобные процессы имеют постоянный исторический характер как в рамках отдельных государств, так и в международном масштабе. Русская пословица следующим образом весьма точно характеризует побудительные мотивы этого явления: рыба ищет места - где глубже, а человек - где лучше.
--------------------------------
<1> Иванов С. Заселение России // Коммерсантъ. 2006. 30 мая.
Масштабные перемещения людей наблюдались и в древности. В IV - V веках проходило массовое заполонение территории некогда великой Римской империи варварами. В XIX - начале XX века также наблюдалось массовое перемещение населения Европы в Америку и в Россию.
В период превращения США в мировую державу (между Гражданской войной и первой мировой войной) 13 - 15% населения страны составляли граждане, родившиеся за рубежом. В период между 1920 и 1960 годами потоки иммиграции были сильно сокращены. К 1970 году доля родившихся за границей была снижена до 5%. Однако к 2004 году эта цифра достигла почти рекордных показателей - 12%.
Принципиально новыми факторами, определяющими динамику международной трудовой миграции являются: складывающаяся неблагополучная демографическая ситуация в большинстве развитых стран; продолжающий увеличиваться разрыв в уровнях жизни населения в экономически развитых и развивающихся странах.
Царская Россия осуществляла целенаправленную политику по привлечению переселенцев из Европы на свои необъятные просторы. Особенно активно этот процесс протекал в XVIII веке. Государство для большей заинтересованности переселенцев создавало им преференциальные режимы землевладения, налогообложения и воинской повинности. Такая политика приносила государству не только экономические, но и политические дивиденды. Переселенцы привносили в устоявшуюся национальную культуру отношений нюансы европейской культуры.
Россия согласно поэтической метафоре великого русского поэта прорубала "окно в Европу" конечно же не только тем, что несмотря ни на что построила город на Неве. Она на протяжении длительного времени настойчиво применяла более системные, последовательные методы в осуществлении внутренней и внешней государственной политики.
В период между российскими реформами 1860-х годов и вплоть до революции 1917 года государство стало поистине страной массовой миграции, численность которой достигала 4,5 млн. человек. Перед первой мировой войной объем среднегодового миграционного процесса в России составлял 500 тысяч человек.
Современные государства на основе исторического опыта имеют соответствующую законодательную базу, регламентирующую упорядочение процесса миграции и решение возникающих при этом таких вопросов, как определение статуса (беженец, вынужденный переселенец, политический эмигрант), порядок получения разрешения на проживание, квотирование, решение социальных вопросов и т.д.
Второй раз в марте 2005 г. (впервые эта тема обсуждалась в октябре 2001 г.) на заседании Совета безопасности Российской Федерации были рассмотрены вопросы миграционной политики государства. Тема обсуждения весьма актуальна для развития экономических отношений внутри российского государства и в отношениях с другими государствами по ряду факторов. Помимо естественной убыли численности населения по экспертным оценкам за период с 1989 по 2001 год Россию покинули более ста тысяч ученых в возрасте 35 - 45 лет, занятых в таких традиционно сильных для России областях, как математика, химия, физика, молекулярная биология, генетика, вирусология.
По оценкам специалистов, экономические потери российской экономики от эмиграции только одного специалиста составляют 200 - 250 тысяч долларов. Поэтому миграционная и демографическая ситуация в стране диктуют необходимость принятия взвешенных мер для создания достойных условий жизни высококвалифицированных специалистов в стране, масштабного привлечения иностранной рабочей силы в экономику России.
В целом российские предприниматели заинтересованы в дешевой рабочей силе. Это одно из преимуществ российской экономики. Однако в важной сфере государственной политики пока существует блок проблем, наносящих ущерб государству, обществу и экономике. Основными из них являются неразбериха и нечеткость процедур натурализации иммигрантов, а также отсутствие достоверной и точной статистики о миграционных процессах, в том числе и о потребностях страны в трудовых ресурсах. Введенная практика квотирования пока тоже субъективна и не опирается на знание конкретной ситуации. По экспертным оценкам, в 2005 году в России находилось около четырех миллионов незаконных иммигрантов.
Например, в 2005 году официально в экономике Москвы было занято около 187 тысяч иностранцев. Практически на каждого легально зарегистрированного трудового мигранта приходилось 10 - 15 незарегистрированных. По имеющимся данным, они прибыли из 101 страны, из них: с Украины - 12 тысяч; из Молдавии - 9 тысяч; из Таджикистана, Китая и Вьетнама - по 3 тысячи человек; из Турции - 1,5 тысяч.