Практические выводы: аскетическая мораль Мани
Практические выводы из этой космо-сотериологическойсистемы являются предельно четкими, все они доходят досурового аскетизма.
"Поскольку о разрушении Hyle распорядился Бог, следуетвоздерживаться от всех одушевленных предметов и есть толькоовощи и все, что не является чувствующим, и воздерживатьсяот брака, удовольствий любви и рождения детей, так чтобыбожественная Сила не могла бы на ряд поколений дольшеоставаться в Hyle. Однако не следует для того, чтобыусилить воздействие очищения вещей, кончать жизньсамоубийством"
(Александр).
На воздержание в вопросах пищи влияют две точки зрения,помимо общей аскетической позиции: необязательносмешиваться с дополнительной субстанцией Света и такимобразом ее задерживать; и, поскольку этого невозможносовершенно избежать (растения также содержат его), поменьшей мере избегать повреждения Света в его чувствующейформе у животных. Кроме того, из сведения контактов ссубстанцией Тьмы до минимума и из нечувствования дома вмире, истинная цель которого -- содействовать"разделению", следует заповедь нужды, которая включаетсреди прочего запрещение строительства дома илипредостережение против него.
Наконец, панпсихизм, который вытекает из представления осмешении и предполагает наличие уязвимой субстанции Светаповсюду (даже в "неживотной" природе), приводит к наиболеепреувеличенному представлению о грехе, которое когда-либо существовало:
"Когда кто-либо ходит по земле, он оскорбляет землю[т.е., точнее, поскольку Свет соединился с ней]; тот, ктодвигает рукой, оскорбляет воздух, поскольку это -- душалюдей и тварей... [и так далее]"
(Гегемоний).
"Человеку следует посмотреть вниз на землю, когда он идетсвоим путем, чтобы он не раздавил крест Света и не разрушилрастения"
(Keph. p. 208. 17).
Грех, следовательно, ipso facto включенный во вседействия, является, разумеется, неизбежным и как таковойпредназначается Тьмой для творения человека, но существуетгрех нисколько не меньший и включенный в регулярнуюисповедь. Превращаясь в практический принцип, эта концепциявызывает чрезмерный квиетизм, который стремится уменьшитьдеятельность как таковую, что представляется абсолютно необходимым.
Однако полный ригоризм манихейской этики приберегаетсядля специфической группы "Избранных" или "Истинных",которые должны вести монашескую жизнь, исполненнуюаскетизма, возможно, отталкивающуюся от буддийскогомонашества и определенно сильного влияния христианскогомонашества. Значительные массы верующих, называемых"Слушатели" или "Воины", жили в мире при менее строгихправилах, и к их похвальным деяниям принадлежала забота обИзбранных, сделавших возможной их жизнь через очищение. Вобщем, мы, таким образом, имеем три категории людей:Избранные, Воины и грешники, очевидно соответствующиехристианско-гностической триаде пневматиков, психиков иsarkics ("плотских людей"). Соответственно, существуют три"пути" для душ после смерти: Избранный приходит к "РаюСвета"; Воин, "страж религии и помощник избранного", долженвозвращаться к "миру и его ужасам" так часто и так долго,"пока его свет и его дух не освободятся, и после долгогостранствия туда и обратно он не достигнет собранияИзбранных"; грешники попадают во власть Дьявола и в Ад(Эн-Надим).
Учение о последних вещах
Таким образом, история мира и человека представляетсобой продолжительный процесс освобождения Света, и всеустройство вселенной, подобно всем событиям истории,рассматривается с этой точки зрения. Орудиями спасения вистории являются зовы апостолов, основателей "церквей"(религий), с их воздействием пробуждения, поучения и посвящения.
Вселенским орудием спасения представляется космическийпереворот, в особенности переворот солнца, которое, "вращаянебеса, собирает своими лучами части Бога даже из нечистот"(Августин). То есть солнце автоматически, как природныйпроцесс, извлекает, привлекает и очищает Свет от Hyle, икак корабль переносит его на колесо Зодиака, вращениекоторого переносит его к миру Света. Два орудия спасениядополняют друг друга:
"Освобождению, отделению и подъему частиц Света помогаютхвала, посвящение, чистое слово и благочестивые деяния.Таким образом частицы Света [т.е. души мертвых] поднимаютсяпо столпу утренней зари к сфере луны, и луна получает ихнепрерывно с начала до середины месяца, так что онаприбывает и становится полной, и потом она направляет их ксолнцу до конца месяца, и таким образом она убывает, потомучто освобождается от своего бремени. И переправазагружается и разгружается снова, и солнце передает СветСвету над ним в мире хвалы, и он идет в этот мир, пока недостигает высшего и чистого Света. Солнце не прекратитэтого до тех пор, пока ни одной частицы Света не останетсяв этом мире, кроме маленькой частицы, так спрятанной, чтосолнце и луна не могут достать ее [это окончательноесожжение будет свободным]".
"Все меньше и меньше день ото дня
вырастает количество душ [на земле],
пока они поднимутся вверх, очищенные".
(Ephraem, s. Mitchell 1109)
В этом космическом видении присутствует что-тонесомненно грандиозное, и для манихеев оно настолькоубедительно, что они могут сказать: "это очевидно даже дляслепого" (Александр). Мы едва ли согласимся с этим, номожем с готовностью согласиться в том, что образы луны,прибывающей и убывающей с грузом душ, солнца, постоянноотделяющего и очищающего божественный Свет, Зодиака,подобного водяному колесу, непрерывно зачерпывающему иотправляющему Свет вверх, обладают несомненным очарованием,что эти образы придают порядку вселенной религиозноезначение, которое утратили зловещие "сферы" другихгностических систем.
Таким образом в последовательности времен, зовов ипереворотов
"все частицы Света непрестанно восходят и поднимаются ввышину, а частицы Тьмы непрерывно спускаются и опускаются вглубину до тех пор, пока одна освободится от другой, исмешение сойдет на нет, и смесь постепенно исчезнет, икаждая придет к своему целому и к своему миру. И этовоскрешение и возвращение"
(Шахрастани).
Когда этот процесс дойдет до наиболее тесноперемешанного остатка, тогда
"Вестник явит свой образ, и ангел, что поддерживаетземлю, сбросит свою ношу, и вырвется великий огонь из-запределов космоса и пожрет весь мир, и его будет неостановить, пока Свет остается в творении освобожденным"
(составлено из Гегемония [= Эпифаний] и Эн-Надима)
Апокалиптический конец предыдущей цитаты, в итогевыраженный "Вестником", наиболее полно описан в двухотрывках из "Kephalaia" (гл. 5; 16) -- первыйозаглавлен "На четверых Охотников за Светом и четверых -- за Тьмой", где четвертый и последний Охотник заСветом (или Рыбак) называется "Великим Помыслом"; этототрывок из Книги Псалмов представляет надлежащее окончание{конец абзаца отсутствует}
"В конце, когда космос постепенно исчезает, тот же самыйПомысел Жизни соберет себя и сформирует свою Душу [т.е.Самого Себя] в форме Последнего Изваяния. Его сеть -- его Живой Дух, и со своим Духом он поймает Свет и Жизнь,что существуют во всем, и построит из них свое тело.
Зов и Слышание, Великий Помысел, который пришел, чтобысмешать стихии... и остался там в тишине... до тоговремени... когда он пробудился, и занял свое место ввеликом огне, и собрал в своей Душе себя, и сформировалсебя в виде этого Последнего Изваяния. И ты найдешь его,как только он выйдет из себя и выберется из грязи, котораядля него чужда, но еще вберет в себя Жизнь и Свет, чтосуществует во всем, и построит из него свое тело. Затем,когда это Последнее Изваяние будет полностью завершено,тогда оно вырвется и поднимется из великой битвы черезЖивой Дух, своего отца, который придет и... выявляет всечлены... исчезновения и конца всех вещей.
И он соберет вместе и намерения смерти, всей Тьмы, исделает их подобными своему истинному Я...
В то мгновение прихода Живого Духа... он поддержит Свет.Но намерение смерти и Тьмы он запрет в обиталище, котороебыло создано для него, где возможно заточить его навсегда.
Не существует других способов ограничить Врага, кромеэтого; так как он не был воспринят Светом, потому что ончужд для него; и он не может ни остаться снова в своейземле Тьмы, ни разразить войну, более сильную, чем первая.Новый Эон будет построен на месте мира, который исчезнет, ив нем могут господствовать силы Света, потому что ониполностью выполнили и исполнили волю Отца, они покорилиненавидящих...
Это -- Знание Мани, поклонимся ему и благословимего. Таким образом, несмотря на конечный итог, можно иногдакратко сказать, что "две природы восстановились, и архонтыс этого времени будут обитать в своих нижних областях,кроме Отца в верхних областях, после того, как он возьметобратно свою собственность" (Гегемоний). Действительноепредставление о том, что власть Тьмы, хотя и не Тьма самапо себе, будет разрушена навсегда, и в противоположностьдикому беспорядку начала она теперь находится в глубокомпокое. После долгой дороги изначальная жертва Света нашласвое вознаграждение и достигла своей цели: "Свет с этих порспасен от Тьмы и от порчи от нее"
(Эн-Надим).