Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Способы изложения правовых норм

Норма права и статья нормативного акта не тождественны. Нередко они могут не совпадать.

Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции.

Статья нормативного акта – это форма выражения, способ изложения правовой нормы.

Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать по объему, структуре, по способам изложения нормы права в статьях нормативного акта (актов) и т.п.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

1. По объему:

а) норма права и статья совпадают (в одной статье содержатся все три элемента нормы права);

б) в одной статье содержится несколько норм права;

в) в статье нормативного акта закреплена часть нормы права (наиболее редкий случай), некоторые юридические факты или некоторые правовые последствия.

2. По степени абстрактности:

а) абстрактное изложение нормы права в статье - это изложение нормы права с использованием абстрактных понятий, обобщенно отражающих явления действительности (например, "…тайна усыновления охраняется законом");

б) казуальное – это изложение юридического правила путем перечисления однородных явлений;

в) смешанное – это изложение, сочетающее в себе абстрактные формулировки и казуальное изложение.

Исторически правовые нормы возникли как конкретные, казуальные предписания и лишь впоследствии получили распространение нормативные обобщения, абстрактные формулировки.

Необходимо сочетать абстрактное и казуальное изложения норм права.

3. По способу изложения норм права в статьях нормативных актов:

а) прямой способ изложения - в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция).

Здесь логически структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Задача юриста – все три элемента структуры нормы права выделить в данной статье, суметь найти их, так как только при их наличии норма права может обеспечить полновластное регулирование общественных отношений;

б) отсылочный - в статьях нормативно-правового акта содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения;

в) бланкетный - в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение отдельных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же нормативно-правового акта.

В таких статьях содержится гипотеза и санкция. Диспозиция же только называется, а содержание ее не раскрывается.

Отличие бланкетного способа изложения нормы права от отсылочного:

- при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть необходимые сведения. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте;

- при бланкетном способе изложения, отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Таким образом, норма права не тождественна статье нормативно-правового акта.

Норма права – это логически завершенное правило поведения.

Статья нормативно-правового акта – это форма его изложения.

Расхождение между нормой права и статьей нормативно-правового акта нельзя рассматривать как недостаток законодательства, законодательной техники.

Законодатель стремится экономить место в нормативно-правовом акте, избежать повторения, лаконично, последовательно излагать юридические правила. То есть он в конечном итоге стремится к тому, чтобы правоприменительным органам было бы легко пользоваться нормативным материалом.

Тема 10.

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

1. Форма (источник) права понятия, виды.

2. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

3. Виды нормативно-правовых актов.

4. Действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.

5. Юридическая техника.

1. Форма (источник) права: понятие, виды

Применительно к юридическим явлениям понятие "источник права" имеет три смысла:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник, в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правоотношение и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле (это и есть форма права).

Форма права – это способ закрепления и выражения вовне правовых норм (юридических правил поведения).

Виды формы права

1. Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в результате многократного повторения определенных действий.

Например, законы Хаммурапи, законы Ману, законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда. Они являлись собраниями правовых обычаев, прецедентов и изданных государством правовых норм. Согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

2. Правовой прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Это – правоприменительное (а не правотворческое) решение. Оно используется в дальнейшем при решении аналогичных дел.

Прецедентное право развито в странах с англо-саксонской системой права (Англия, США, Канада, Австрия,…).

В России и других странах континентальной (романо-германской) правовой системы оно не применяется, так как не обеспечивает единства законодательства, единообразного его применения.

В странах романо-германской правовой системы роль судебной практики в основном не выходит за рамки толкования закона. Считается, что правотворческая деятельность является прерогативой законодателя, а также органов исполнительной власти, уполномоченных на это законодателем.

3. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права, установленные государством.

Нормативно-правовой акт является основным источником права.

Он наиболее полно и оперативно отражает изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивает необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

4. Нормативный договор - это соглашение между субъектами правотворчества, в результате которого возникает новая норма права.

Например, Федеративный договор 1992 г., коллективный договор (в трудовом праве).

5. Религиозные тексты (каноническое право).

В основе мусульманского права лежат 4 источника:

а) Коран – священная книга, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

б) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных посредниками;

в) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

г) Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.

6. Юридическая наука (правовая доктрина) - это разъяснения, даваемые крупными учеными юристами, которые исполняются судами при вынесении решения по делу.

2. Правотворчество: понятие, принципы, виды, функции

Нормативно-правовой акт как основной источник права появляется в результате правотворческой деятельности.

Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования.

Правообразование – относительно длительный процесс формирования и оформления правовой нормы.

Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (I стадия).

На основе этого формируется общее представление о правовой норме, которую следует создать (II стадия).

III стадия – разработка и принятие правовой нормы.

Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество – это организационно оформленная функция государственных органов (в случае референдума – всего народа) по изданию, переработке и отмене нормативно-правового акта.

Посредством правотворчества нормы естественного права и объективные потребности общественного развития облекаются в форму нормативных актов и становятся позитивным правом, то есть правом, существующим в виде законодательства. Содержание правотворчества составляет процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон.

Черты правотворчества:

1) оно представляет собой функцию активную, творческую, государственную;

2) основная продукция – правовые нормы, воплощающиеся, главным образом, в нормативно-правовом акте;

3) это важнейшее средство управления обществом. Здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

4) уровень и культура правотворчества, а значит и качества принимаемых нормативно-правовых актов, – это показатель цивилизованности и демократичности общества.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.

Принципы правотворчества:

1) научность (в процессе подготовки нормативно-правового акта важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, общие потребности развития общества);

2) профессионализм (заниматься правотворчеством должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и т.д.);

3) законность (правотворчество должно осуществляться в рамках и на основе Конституции и законов);

4) демократизм (характеризует степень участия граждан в правотворческом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

5) гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

Виды правотворчества в зависимости от субъектов:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество компетентных государственных органов (принятие закона Федеральным Собранием РФ);

3) правотворчество должностных лиц (издание указа Президентом);

4) правотворчество органов самоуправления (распоряжение мэра г. Н.Новгорода).

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

1) обновление законодательства, то есть принятие нормативно-правового акта;

2) устранение (отмена) устаревших норм права;

3) устранение пробелов в праве.

Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования законодательства.

Наши рекомендации