Вопрос 33. Светское государство.
Светское государство – форма организации государственной власти, при которой церковь отделена от государства, имеет место разграничение сфер их деятельности (за церковью остается лишь функция нравственного, духовного, религиозного воспитания граждан).
Первые попытки отделения церкви от государства намечаются во время буржуазных революций, когда церковь нередко играла реакционную роль, и в некоторых, хотя и достаточно редких случаях буржуазное государство приходило к необходимости ее отделения (в эпоху Великой Французской революции).
Светское государство характеризуется следующими чертами:
o государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не осуществляет учета граждан по указанному признаку;
o государство исходит из признания свободы совести и вероисповедания (этот принцип предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом);
o государство не вмешивается во внутренние дела церкви и не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки (охраняет законную деятельность религиозных организаций, и регулирует только наиболее важные, с т.з. государства, направления этой деятельности);
o церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства (занимается вопросами, связанными с удовлетворением религиозных, нравственных и духовных потребностей граждан).
Светский характер государства обеспечивается также светским характером образования (отделением школы от церкви).
В светском государстве церковь не является элементом политической системы, она входит в систему гражданского общества. Однако де-факто в некоторых светских государствах церковь продолжает оставаться значительной политической силой (в Великобритании высшие церковные иерархи участвуют в работе палаты лордов). Кроме того, церковь может влиять на принятие каких-либо политических решений опосредованно, через различные общественные организации, СМИ и т.п. Сегодня политические контакты между государством и церковью достаточно распространены. Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви означает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. Церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Т.е. государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Имеет место партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях государство и церковь выступают как равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. Церковь критикует, формирует общественное мнение и влияет на законодательство. Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов верующих. Церковь выполняет и функцию социального контроля, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.
РФ Конституцией провозглашена светским государством (ст. 14): «РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В настоящий момент отношения между церковью и государством регулируются не только Конституцией, но и ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 года. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями.