Понятие ошибки и ее уголовно-правовое значение
При определении УО за умышленное преступление возникает вопрос о влиянии на ответственность ошибки субъекта (юридической или фактической).
Юридическая ошибка - это неправильная оценка виновным юридической сущности и юридических последствий совершаемого им деяния.
Виды юридических ошибок:
1) Если лицо ошибочно полагает, что оно совершает преступление, в то время как в действительности законодатель эти действия к преступным не относит (мнимое преступление), оно не может быть привлечено к УО, т.к. в этом случае отсутствует уголовная противоправность.
2) Ошибка в уголовно-правовом запрете. Неправильное представление лица о непреступности деяний, в то время как они являются таковыми, не исключает возможности отвечать в уголовном порядке. «Незнание закона не может служить оправданием».
3) Неправильное представление о квалификации содеянного (юридической оценке), о виде и размере наказания, которое может быть назначено за совершенное преступление, также не влияет на решение вопроса об ответственности и виновности.
Фактическая ошибка - это неправильное представление, заблуждение лица относительно фактических обстоятельств содеянного, его объективных признаков. В уголовном праве выделяют фактические ошибки, относящиеся к объекту посягательства, к характеру Д или Б, к тяжести ООП, к развитию причинной связи, к отягчающим обстоятельствам:
Ошибка в объекте – это неправильное представление лица о социальной и юридической сущности объекта посягательства, так называемая «подмена объекта». Субъект преступления ошибочно полагает, будто посягает на один объект, тогда как на самом деле ущерб причиняет другому объекту, неоднородному с тем, на который был направлен умысел виновного (пытается похитить из аптеки наркосодержащие лекарства, а похищает обыкновенные). Применяется юридическая фикция: преступление, которое доведено до конца, оценивается как покушение на намеченный виновным объект (покушение на похищение НСЛ (ст.30 и 229).
Ошибку в объекте нужно отличать от ошибки в предмете посягательств или в личности потерпевшего. Такая ошибка, если не изменяется объект преступления, не влияет на УО, форму вины и квалификацию преступления.
Ошибка в характере совершаемого Д или Б может быть двоякого рода: 1) лицо ошибочно оценивает свои действия как ОО, хотя они этим свойством не обладают. Эта ошибка не влияет на форму вины (УП), но ответственность наступает не за оконченное преступление, а за покушение на него (сбыт валюты, которую виновный считает фальшивой – покушение на сбыт поддельных денег (ст.30 и ч.1 ст.186)); 2) лицо действует, не осознавая ОО совершаемого Д (рассчитывается фальшивыми деньгами, предполагая, что они подлинные). Такая ошибка исключает У, а если деяние преступно при УФ вины, то и УО не наступает.
Если объективная сторона П включает такие признаки как способ, место, время и обстановка совершения Д, то ошибка относительно любого такого признака, означает разновидность ошибки в характере совершаемого Д. Квалификация преступления определяется направленностью У виновного (лицо тайно похищает чужое имущество, не зная, что за ним наблюдают – кража, а не грабеж).
Ошибка относительно ООП может касаться либо качественной, либо количественной характеристики этого объективного признака. Ошибка относительно качества означает предвидение таких ООП, которые не наступили, либо не предвидение ООП, которые в действительности наступили. Деяние, повлекшее не те последствия, которые охватывались У субъекта, квалифицируется как покушение на причинение ООП, охватываемых У виновного, и, кроме того, как Н причинение фактически наступивших ООП. Но если Н причинение ООП предусмотрено УЗ как квалифицирующий признак, то совокупность П не образуется и Д квалифицируется по норме УК основного преступления.
Ошибка в количественной характеристике ООП означает заблуждение относительно их тяжести. При этом фактически причиненные ООП могут оказаться менее или более тяжкими, чем предполагалось. Если такая ошибка не выходит за рамки установленные законодателем, то она не влияет на форму вины и квалификацию (кража в крупном размере в 500 или 10000 МРОТ). В тех случаях, когда квалификация П зависит от его тяжести ООП, лицо несет ответственность в соответствии с направленностью умысла. Наступление более тяжкого ООП, чем субъект имел в виду, исключает его У причинение (попытка причинения) намеченного ООП и Н причинение более тяжкого ООП.
Ошибка в развитии причинной связи означает неправильное понимание виновным причинно-следственной зависимости между Д и наступлением ООП. Если в результате преступных Д виновного наступает то ООП, которое охватывалось намерением, то ошибка в причинной связи не влияет на форму вины и квалификацию П. Когда ООП, охватываемое У, фактически наступило, но являлось результатом не тех Д, которыми виновный намеревался его причинить, а других его Д, ошибка ведет к изменению квалификации П.
Ошибка в обстоятельствах, отягчающих ответственность заключается в ошибочном представлении об отсутствии таких обстоятельств, когда они фактически имеются, либо о наличии их, когда они реально отсутствуют. УО определяется содержанием и направленностью умысла: 1) если виновный считает свое Д совершенным без отягчающих обстоятельств, то ответственность наступает за основной СП; 2) если виновный был убежден в наличии отягчающих обстоятельств, которые реально отсутствовали, Д квалифицируется как покушение на П, совершенное при наличии данного отягчающего обстоятельства.