Русская культура в XIV – XVI вв.

Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры.

Монголо-татарское нашествие и иго нанесло двоякий удар по русской культуре.

Во-первых, была подорвана материальная база развития русской культуры. Разгрому подверглись наиболее развитые политические, экономические и культурные центры Руси. Множество ремесленников было уведено в неволю.

Во-вторых, удар был нанесен собственно по культуре. Погибли многие памятники архитектуры, письменности. В ряде центров прекращается летописание. На полвека прекращается каменное строительство. Исчезли навсегда или возродились только через 150-200 лет белокаменная резьба, фресковая живопись, скань, чернь, эмаль и т.д.

В результате было задержано поступательное развитие русской культуры и положено начало ее отставанию от культуры передовых европейских стран.

Главной задачей было на первых порах сохранить те культурные памятники, которые не погибли в годы монголо-татарского нашествия. В 1247 г. во Владимире состоялся церковный собор. На нем было принято решение о сборе уцелевших от гибели рукописных книг. Ведущая роль в деле сохранения культурного наследия принадлежала Новгороду и Пскову. Здесь сохранились и продолжились традиции древнерусской письменности, архитектуры, живописи.

Летописание.

Летописание продолжает сохранять ведущую роль. После временного упадка оно возобновилось во всех крупнейших политических центрах.

Со второй половины XIV в. наибольшее значение приобретает Московское летописание. В Московских летописных сводах конца XIV – начала XV в. проводилась идея о ведущей роли Москвы в государственно-политическом объединении русских земель и доказывалось право московских князей на главенство на Руси.

В 1442 г. выходец из Сербии Пахомий Логофет составил “Хронограф” – краткую всемирную историю с включением сведений из русской истории.

Наиболее значительные летописные памятники XVIв.: “Воскресенская летопись”, “Летописец начала царства…”, “Никоновская летопись”.

Устное народное творчество.

Ведущие темы устного народного творчества: борьба с монголо-татарами; борьба за государственно-политическое единство страны. Перерабатывались старые былины: врагами в них выступали не печенеги и половцы, а монголо-татары.

Хорошо известен цикл новгородских былин. В них воспевались богатство и могущество “вольного города”, мужество его защитников. Это былины о Садко, о Василие Буслаевиче.

В XIV – XV вв. появляются народные поэтические и исторические песни. В них воспевались героические подвиги русских людей, защищавших родную землю:

Повесть о битве на Калке;

О Рязанской княжне Евпраксии;

О разорении Рязани Батыем;

Песня о Щелкане (восстание в Твери в 1327 г.);

О русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленскои и др.

Литература. “Задонщина”.

В традициях народных плачей было написано “Слово о погибели Русской земли”. Автор прославлял величие русской земли, могущество князей накануне монголо-татарского нашествия.

Историческая победа на Куликовом поле вызвала подъем народного самосознания, что отразилось и в литературе. На рубеже XIV – XV вв. появляется “Сказание о Мамаевом побоище” и “Задонщина”.

Автор “Задонщины” Софоний Рязанецшироко использовал художественные образы и приемы “Слова о полку Игореве”. Но “Задонщина”, в отличие от “Слова”, не пронизана болью и тревогой за судьбу Руси. Она полна радости и гордости за победу, уверенности в скором освобождении от ордынского ига. Прославляются Москва как новый государственный центр и князь Дмитрий Иванович, объединивший силы для борьбы с врагом.

Из других произведений литературы можно выделить:

“Повесть о Петре и Февронии Муромских” – о любви муромского князя и простой крестьянской девушки. В жанре путешествий написано “Хожение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина.

Начало книгопечатания.

Крупнейшим событием середины XVI в. было начало книгопечатания. Инициатива принадлежала Ивану IV и митрополиту Макария. Первоначальная цель – распространение единообразных церковных книг.

В 1553 г. было отпечатано 9 пробных книг, но они мало чем отличались от рукописных.

В 1563 г. в Москве была открыта типография. Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. Книгопечатание стало государственным делом.

В 1564 г. отпечатана первая книга – “Апостол”. В 1565 г. - “Часословец”.

Всего во второй половине XVI в. отпечатано около 20 наименований книг.

Книгопечатание стало важным средством распространения грамотности и книжности в России.

Общественно-политическая мысль XVI в.

В общественно-политической мысли две главные темы.

Первая. Церковные споры иосифлян и нестяжателей. В этих спорах зародилось русское богословие. Нестяжатели и иосифляне – два течения внутри русской православной церкви. Главным пунктом разногласий иосифлян и нестяжателей был вопрос о церковно-монастырском землевладении.

Главным идеологом иосифлян был настоятель Волоцкого монастыря Иосиф Волоцкий. Иосифляне считали, что церковь должна иметь населенные деревни. Только так она сможет выполнять свои пастырские обязанности, заботиться о нищих, обездоленных, готовить “кадры” духовенства.

Главным идеологом нестяжателей был заволжский старец Нил Сорский. Нестяжатели считали, что церковь не должна владеть населенными деревнями. Она должна воздействовать на паству личным примером аскетизма и нестяжательства монахов.

Вторая. Становление самодержавной идеологии.

Сочинения Ивана Пересветова. Автор обосновывает необходимость сильной царской власти, опирающейся на служилое сословие – дворянство.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Иван IV отстаивает самодержавную власть, свое право казнить и миловать подданных в полемике с бывшим членом “Избранной Рады”, сбежавшим в середине 1560 г. от преследований царя за границу.

“Домострой”.

Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI вв. был “Домострой”. Его автором (или редактором) являлся, возможно, духовник Ивана IV Сильвестр.

В “Домострое” много практических советов по ведению домашнего хозяйства в городе. Немало места уделено морали и воспитанию. Сочинение проникнуто духом религиозного благочестия.

“Домострой” является в тоже время образчиком норм семейного права. В нем провозглашается всевластие главы семьи, беспрекословное подчинение ему домочадцев, рекомендуется наказание за ослушание.

Женщине в “Домострое” отводится важная роль в управлении домашним хозяйством и воспитании детей.

Живопись. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Конец XIV – первая половина XV в. – период наивысшего расцвета церковной живописи. Центральной темой творчества живописцев – Феофана Грека, Андрея Рублева, Симеона Черного, Даниила Черного, Прохора с Городца – становится человек, его внутренний мир (микрокосм).

В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское искусство достигло своей вершины.

Для Феофана ГрекаРоссия стала второй родиной. Он соединил лучшие традиции византийского искусства с достижениями русской живописной школы.

Наиболее известные работы Феофана – фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостасаБлаговещенского собора Московского Кремля.

Андрей Рублев был мастером лаконичной и выразительной композиции, мягкого и гармоничного колоритов. Он стремился соединить индивидуальные черты характера с обобщенным идеалом нравственного совершенства, передать тончайшие душевные переживания.

Наиболее известные работы Андрея Рублева – “Троица”, “Спас”, “Благовещание”, “Рождество”.

Живопись рубежа XV-XVI вв. связана в первую очередь с деятельностью известного мастера Дионисия. Со своими помощниками он расписывал стены и своды соборов Пафнутьева и Ферапонтова монастырей, часть Успенского собора Московского Кремля и др.

Мастерская Дионисия изготавливала так называемые житийные иконы: в центре находилось изображение святого, вокруг – маленькие “клейма” с изображениями отдельных эпизодов его жизни строго по “житию”.

Архитектура.

В XIV – XV вв. развивались местные архитектурыне школы, среди которых все большее значение приобретала московская архитектурная школа. Она вобрала в себя архитектурные традиции местных школ.

При Иване Калите в Москве началось каменное строительство. При Дмитрие Донском выстроен белокаменный Кремль.

При Иване III и Василие III завершено строительство соборного ансамбля Московского Кремля. В 1472 г. русские мастера начали строить Успенский собор Кремля. Обрушился. За дело взялся итальянский инженер и архитектор Аристотель Фиорованти. Построен в 1479 г. До начала XVI в. итальянскими и русскими мастерами в Кремле были возведены Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата, новые стены и башни.

Для московских зодчих было характерно стремление использовать в каменном строительстве элементов деревянной архитектуры. Это создавало предпосылки для появления в храмовом строительстве особого шатрового стиля. Здания завершались уходящим ровными гранями вверх шатром. В 1532 г. в Коломенском построена шатровая церковь Вознесения.

Венец архитектуры XVI в. – Покровский собор (Храм Василия Блаженного). Построен в честь взятия Казани в 1560 г. 9-главый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся яркие купола приделов, расположенных на одном уровне и связанных галереей.

Русская культура XVI в. это культура великорусской народности. В это время формировались предпосылки появления новой русской культуры XVII в.

8. Образование Российского государства (вторая половина XV – начало XVI в.)

Причины и характер объединения страны. Иван III.

Существовали две основные причины объединения русских земель.

Первая – политическая. Необходимость противостоять внешней угрозе. С запада – Польша и Литва. С юга и востока – наследники Золотой Орды: Большая Орда, Ногайская Орда, Крымское ханство, Казанское ханство.

Вторая – экономическая. Рост крупного землевладения требовал принятия общерусских законов об охране феодальной собственности, регламентации крестьянских переходов. Рост, пусть и в ограниченных масштабах, торговли, развитие ремесла требовали установления единой денежной системы, системы мер, веса и т.д.

Политическая причина доминировала. Инициатива объединения исходила в основном сверху, власть диктовала условия объединения.

Пути объединения были различными. Мелкие уделы подчинялись власти Москвы добровольно. Крупные княжества и земли присоединялись силой. На отдельные княжества Москва получала ярлыкив Орде. Часть земель переходило к Москве как выморочное имущество.

Большое значение для объединения русских земель имела деятельность московского князя Ивана III. Он родился в 1440 г. После смерти отца, Василия II, в 1462 г., стал великим князем московским. В отличие от отца, личности бесцветной, лишенной государственного кругозора, Иван III был талантливым государственным деятелем. Он умел выжидать, отступать, знал, когда надо применить силу, а когда использовать дипломатические методы.

Иван III княжил до 1505 г. Он сумел осознать и решить важнейшие задачи, поставленные временем: объединить большую часть русских земель, свергнуть ордынское иго, начать строительство новой государственности.

Присоединение Новгорода и других земель.

На рубеже 1460-1470-х гг. наметился союз Новгорода с Литвой. В 1471г. Иван III возглавил общерусский поход против “изменников”. Новгородские дружины были разбиты на реке Шелони. В 1477 г. Иван III предпринял еще один поход на Новгород, в начале 1478 г. Новгород был присоединен к Москве; с новгородскими вольностями было покончено.

В 1485 г. была присоединена Тверь. В 1489 г. – Вятка. После войны с Литвой 1500-1503 гг. к России отошло 25 городов (среди которых Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль) и 70 волостей.

Завершение процесса объединения русских земель приходится на годы великого княжения Василия III(1505-1533). В 1510 г. присоединен Псков. В 1514 г. у Литвы отвоеван Смоленск. Наконец, в 1521 г. присоединена Рязань.

Ликвидация иноземного ига.

При Иване III Русь окончательно перестала выплачивать дань Орде. Ордынский хан Ахмат решил восстановить прежнее господство над Русью. Он заключил союз с литовским королем Казимиром, противником Москвы, и в 1480 г. двинулся походом на Русь.

Иван III привлек на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея. Крымцы напали на владения Казимира, и он отказался от похода на Русь.

Русские дружины выступили навстречу ордынцам. Осенью 1480 г. произошло знаменитое стояние на Угре. Ахмат так и не рискнул переправиться через реку и вступить в бой с русскими полками. После нескольких недель стояния он ушел восвояси.

Через некоторое время Ахмат прислал грамоту Ивану III. Ордынский хан объяснял, что он “от берега пошел”, так как люди его “без одежды , а кони попон”. Обещал вскоре вернуться. Требовал немедленной явки Ивана III в Орду. Московский князь оставил грамоту без ответа. Хан Ахмат вскоре был убит.

Так закончилось более чем двухвековое ордынское иго.

Складывание централизованной системы управления. Боярская дума. Приказы. Судебник 1497 г.

В процессе объединения русских земель складывались общерусские органы управления. Поначалу одни и те же учреждения выполняли как общегосударственные функции, так и функции управления великокняжеским доменом.

Главой государства был великий князь Московский и всея Руси. При князе был совещательный орган – Боярская дума. В нее входили бояре, окольничии, дворецкий, казначей.

Органами исполнительной власти были приказы. В этот период их было два. Дворец – во главе с дворецким. Управлял великокняжескими землями. Казна – во главе казначей. Здесь находились великокняжеская казна, архив. Ведал также посольскими, поместными, ямскими, холопьими делами.

Местное управление – наместники и волостели. В их подчинении находились тиуны, праветчики, доводчики, приставы, недельщики, дьяки, ключники, дворяне. Наместники и волостели собирали подати с местного населения, судили его.

Объединение русских земель в единое государство потребовало и принятия общегосударственного сборника законов. Им стал Судебник 1497 года. Судебник закрепил политический строй и социально-экономические отношения, сложившиеся к рубежу XV-XVI вв. В нем устанавливался суд великого князя, бояр, приказов, наместников и волостелей. Определялись круг преступлений и наказания за них. В Судебнике нашло отражение появление новой формы феодального землевладения – поместья. Судебник определял единый срок для перехода крестьян от одного землевладельца к другому: в течение двух недель после 20 ноября.

Вотчинно-поместное землевладение.

К концу XV в. окончательно определились основные формы феодального землевладения: вотчина и поместье. Вотчина – крупная земельная собственность, передается про наследству. Вотчины можно было продавать, дарить. Выделяется несколько видов вотчин. По источнику происхождения – родовые, выслуженные, приобретенные. По принадлежности: великокняжеская, княжеские, боярские, церковно-монастырские.

В 80-х годах XV в. появляется новая форма феодального землевладения: поместье. Поместье – это условное держание. Оно дается за службу, на время несения службы. По наследству не передается. Поместье нельзя продавать, дарить. Размеры поместья были намного меньше размеров вотчин. Раздачей поместий государство хотело создать новую социальную опору в лице служилых людей, дворян.

Междуародное признание Русского государства.

В результате объединения русских земель возникло одно из крупнейших в Европе государств, которое с конца XV в. стало называться Россией. Европейские страны поспешили признать Россию.

Так, император Священной Римской империи предлагал Ивану III королевский титул. (Правда, московский князь отказался от королевского титула, так как это формально ставило его в зависимость от германского императора; Иван III отстаивал независимость власти московских государей.)

Союз России предлагала Венгрия (против Турции и Польши). Дания хотела привлечь Россию на свою сторону в борьбе против Швеции.

В 1480-х гг. в Венгрии и Молдавии побывал с дипломатической миссией дьяк Федор Курицын.

Образование Русского государства имело большое значение. Во-первых, были созданы благоприятные условия для политического, экономического и культурного развития Руси. Во-вторых, укрепилось ее международное положение, о чем свидетельствуют приведенные выше факты признания Русского государства европейскими странами.

Наши рекомендации