Прочтите отрывок из исторического сочинения.
Правление Петра Великого
«Петр Великий совершил крутой переворот в политической культуре государства. Вместо священной особы самодержавца всероссийского перед обществом явился «первый гражданин» этого общества, гражданин властный и энергичный, тянущий в гору за десятерых, как точно сказал о нем И.Т. Посошков, в то время как под гору тянули миллионы. Поражающий воображение народа образ царя – труженика, бывшего и плотником и кузнецом, в сочетании с яркими проявлениями фантастического служения Отенчеству, имел в ту эпоху огромное вдохновляющее воздействие, играл роль мощного импульса активизация огромных масс людей. Он умел подбирать деятельных и энергичных сотрудников в каждой из отраслей и сыер государственной деятельности, которые разделяли его взгляды, самоотверженно служили России, государю. В числе «птенцов гнезда Петрова» - крупнейшие государственные и военные деятели своего времени, идейные союзники, убежденные сподвижники. Они держались мнения, которое впоследствии сформулировал М.В. Ломоносов: «Он Бог Твой был, Россия».
Выберите в приведенном списке три верных суждения.
1) Упомянутая в тексте оценка государственной деятельности Петра I, данная Ломоносовым, в дальнейшем была поддержана и развита западниками.
2) К сподвижникам царя – «птенцам гнезда Петрова», упомянутым в тексте, относятся А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Ф.Я. Лефорт.
3) Автор текста называет государя тружеником, плотником, кузнецом, имея в виду многогранность его личности и таланта.
4) При этом царе Россия стала Черноморской державой.
5) К « птенцам гнезда Петрова» принадлежал также Г.А. Потемкин.
6) Политика Петра вошла в историю как «политика просвещенного абсолютизма».
2. Рассмотрите изображение и выполните задания. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Правление изображенного монарха вошло в историю России как «бунташный век».
2) Правление изображенного монарха приходится на 2 четверть ХVIII века.
3) Период правления этого царя вошел в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.
4) С именем этого человека, изображенного на картине, связано создание русского военно – морского флота.
5) В годы правления этого монарха Россия стала империей.
3. Кто из представленных ниже лиц был современником правителя, изображенного на картине?
1) 2)
3) 4)
4. Какие суждения о картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) На картине изображены Петр I и Карл ХII
2) Картина создана в ХХ веке
3) На картине изображены Петр I и его сын Алексей
4) Картина создана при жизни Петра I
5) Автор картины – художник Н. Н. Ге
5. Какое здание из представленных ниже, было построено в ту же эпоху, когда происходило показанное на картине событие?
1) 2)
3) 4)
Назовите два основных направления внешней политики России в первой четверти ХVIII века. Приведите не менее трех событий, служащих примерами решений одной из задач каждого направления и укажите результат решения соответствующей внешнеполитической задачи.
7. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.В 1700 году русская армия потерпела сокрушительное поражение под Нарвой. Большая часть войска оказалась небоеспособной и бежала. Значительная часть офицеров сдалась в плен. Была потеряна вся артиллерия. Каковы причины поражения русской армии? Укажите не менее трех причин. Нарвская трагедия стала причиной к ускоренному проведению и осуществлению реформ Петра I. Каких именно? Назовите не менее трех реформ.
8. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.В 1725 году Петр I скончался в страшных мучениях, не успев сделать распоряжение о передаче власти наследнику. Кто мог претендовать на признание законным наследником императора? Перечислите не менее трех претендентов на императорский трон. Укажите, кто занял престол? Назовите не менее двух причин утверждения на престол этого претендента.
9. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.После смерти Петра I канцлер Г. Головин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее трех причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.