Крестьянская война под предводительством Степана Разина в 1670-1671 годов 2 страница
Для признания превосходства русской церкви в православном мире необходимо было поднять политический престиж Московского государства в целом. Титул «благовенчанного царя» должен был закрепить за русским государем те прерогативы верховного попечителя об интересах церковной организации, какие принадлежали византийским императорам. Однако планам государственной власти это не отвечало.
В исследуемый период государственная власть все больше нуждалась в освоенных землях, в основном для обеспечения ею формирующегося военнослужилого сословия - дворянства. Один из источников решения этой проблемы царское правительство видело в ограничении монастырского землевладения. Царская казна так же недополучала огромные средства из-за того, что монастыри владели иммунитетными правами.
ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ
Наряду с боярскими "послужильцами" и казаками, стремившимися к богатству,
победам, успехам, были в Москве XVI в. и те, чья пассионарность
предполагала стремление к идеалу знания, к борьбе за свои убеждения. Им ни
в холопы, ни на границу пути не было. По условиям времени вся мысль в XVI
в. была мыслью церковной. Вопросы веры имели огромное значение, ибо форма
исповедания отождествлялась с определенным поведением, определенной
идеологической программой и легко переходила в политику и в быт. Именно
вопросы свободы совести определили третье направление приложения сил
русских пассионариев.
Чтобы разобраться в последующих событиях, нам придется вернуться назад и
вспомнить о явлении негативных мироощущений. Внедрение учений, имевших их в
своей основе, вызвало одинаковый отрицательный результат и в католической
Франции, где начались альбигойские войны, и в православной Болгарии, где
крупный болгарский этнос ослабел и был разгромлен и подчинен Византии.
Точно такой же отрицательный результат пропаганда негативной идеологии
имела в мусульманском мире, поскольку карматские и исмаилитские движения
сопровождались массовыми убийствами, произволом и всяческими безобразиями.
В Россию негативные мироощущения проникли в конце XV в. под видом ереси
"жидовствующих". Генетическая связь ее с иудаизмом весьма сомнительна, но
важно другое. Церковные иерархи XV-XVI вв. были людьми достаточно тонко
чувствующими и широко образованными, чтобы понять потенциальную опасность
подобных ересей для будущего страны. К сожалению, во мнениях о способах
устранения еретиков единства среди деятелей церкви не было. Это расхождение
и стало поводом для борьбы за свои убеждения для всех, кто к этой борьбе
стремился, для кого она была потребностью. Развитие событий приобрело
трагическую окраску после смерти Ивана III (Иван III тяжело заболел около
1500 г., и пять последних лет его царствования фактическим правителем
страны был его сын от второй жены, Софьи Палеолог, - Василий Иванович).
Представителями одного из церковных направлений были нестяжатели -
сторонники заволжского старца Нила Сорского и его последователя Вассиана
Патрикеева. Нестяжатели категорически отрицали возможность умерщвления
еретиков, ссылаясь на то, что "Бог хочет не смерти грешника, но его
раскаяния" и потому долг Церкви - увещевать заблуждающихся. По мнению
нестяжателей, тех, кто упорствует в ереси, следовало изолировать и даже
высылать за границу, но нельзя насиловать совесть человеческую угрозой
смерти. Оппонентами нестяжателей в споре о ереси стали сторонники Иосифа
Волоцкого - иосифляне. Они настаивали на крутых мерах по искоренению ереси
вплоть до применения западноевропейского опыта аутодафе - сожжения на
костре.
Победа в этом споре осталась за Иосифом Волоцким. В 1504 г. совместным
решением Ивана III, фактического правителя страны - Василия - и собора
епископов еретики были обречены на смерть. В Москве и в Новгороде запылали
костры. Были сожжены многие вольнодумцы и крупные государственные
чиновники, поддерживавшие ересь. Невестка великого князя Елена Волошанка и
его внук Дмитрий были посажены в тюрьму, где они и умерли.
Но не только проблема борьбы с еретиками разделила иосифлян и нестяжателей.
По-разному относились они и к судьбе имущества церкви. Дело в том, что у
Василия III не хватало земель для раздачи за службу многочисленным
дворянам, и великий князь сильно нуждался в средствах. Зная это,
нестяжатели предложили князю взять все имущество церкви в казну, оплатить
таким образом службу дворян и укрепить границы Руси. Причем взамен они
потребовали права свободно высказывать свое мнение в соответствии с
собственной совестью. Иосифляне, со своей стороны, готовы были поддерживать
великого князя Василия III, но лишь при том условии, что он оставит церкви
все ее имущество: богатое убранство храмов, прекрасные библиотеки, цветущие
хозяйства монастырей.
И в этот поистине критический момент решающими оказались семейные
обстоятельства великого князя. Первой женой Василия III была Соломония
Сабурова. Брак оказался бездетным, и под этим предлогом Василий III
развелся с Сабуровой. Соломония негодовала, но великий князь был
непреклонен. Затем он женился на красавице Елене Глинской.
Род Глинских стоит того, чтобы рассказать о нем подробнее. Основателем рода
Глинских был "казак Мамай", то есть потомок самого Мамая, которого русские
разбили на Куликовом поле. Где-то на Волыни этот потомок грозного темника
принял православие. Сделав по случаю хорошую карьеру, он стал князем
Глинским, равным по значению Рюриковичам и Гедиминовичам и служил в этом
качестве литовским князьям, не поладив с литовцами, его потомок Василий
Львович Глинский в 1508 г переехал в Москву, где его приняли с
распростертыми объятиями. Дочерью этого литовского аристократа и была Елена
Глинская. От нее Василий III имел двух сыновей. Правда, злые языки
говорили, что истинным виновником отцовства был молодой и красивый воевода
сторожевого полка - князь Овчина-Телепнев-Оболенский.
В вопрос о разводе с Сабуровой, естественно, вмешалась Церковь, потому что,
по христианским законам, бросать женщину без ее вины нельзя. Глава
нестяжателей Вассиан Патрикеев смело осудил ничем, с религиозной точки
зрения, не мотивированный развод. Великий князь, понятное дело, мнением
Вассиана Патрикеева доволен не был.
За первым конфликтом с нестяжателями последовал второй. Василий вызвал к
себе в Москву для переговоров независимых черниговских князей Шемячичей -
потомок Дмитрия Шемяки. Они получили охранную грамоту, приехали и были
вероломно посажены в тюрьму. И снова Вассиан Патрикеев осудил поступок
великого князя как нарушение честного слова, недостойное христианина. На
этот раз терпение Василия иссякло. Вассиан Патрикеев был отправлен в
иосифлянский монастырь на строгое послушание и там через некоторое время
умер. Иосифляне победили.
16. Социально-экономическое развитие России в 17 веке
После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 века Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб - Поволжья, Сибири, Черноземья.
В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.
В это время происходят изменения в правительственной политике:
• 1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;
• 1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.
• Происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.
• Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.
• Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.
Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.
В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов.
С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.
Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.
В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.
В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.
Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина в 1670-1671 годов
Наиболее мощным народным восстанием XVII в. была крестьянская война 1670—1671 гг. под предводительством Степана Разина. Она явилась прямым результатом обострения классовых противоречий в России во второй половине XVII в.
Тяжелое положение крестьян приводило к усилению побегов на окраины. Крестьяне уходили в отдаленные места на Дон и в Поволжье, туда, где они надеялись укрыться от гнета помещичьей эксплуатации. Донское казачество не было социально однородным. «Домовитое» казачество по преимуществу жило в привольных местах по нижнему течению Дона с его богатыми рыбными угодьями. Оно неохотно принимало в свой состав новых пришельцев, бедных («голутвенных») казаков. «Голытьба» скапливалась главным образом на землях по верхнему течению Дона и его притоков, но и здесь положение беглых крестьян и холопов было обычно тяжелым, так как домовитые казаки запрещали им пахать землю, а новых промысловых мест для пришельцев не оставалось. Голутвенные казаки особенно страдали от недостатка хлеба на Дону.
Большое количество беглых крестьян оседало также в районах Тамбова, Пензы, Симбирска. Здесь крестьяне основывали новые села и деревни, распахивали порожние земли. Но вслед за ними немедленно шли помещики. Они получали от царя жалованные грамоты на якобы пустующие земли; крестьяне, осевшие на этих землях, опять попадали в крепостную зависимость от помещиков. В городах сосредоточивались гулящие люди, которые добывали пропитание случайными заработками.
Тяжелый колониальный гнет испытывали народы Поволжья — мордва, чуваши, марийцы, татары. Русские помещики захватывали их земли, рыбные ловли и охотничьи угодья. Одновременно увеличивались государственные налоги и повинности.
На Дону и в Поволжье скапливалось большое количество людей, враждебных крепостническому государству. Среди них было немало поселенцев, сосланных в дальние поволжские города за участие в восстаниях и разного рода выступлениях против правительства и воевод. Лозунги Разина нашли горячий отклик среди русских крестьян и угнетенных народов Поволжья.
Начало крестьянской войны было положено на Дону. Голутвенные казаки предприняли поход к берегам Крыма и Турции. Но домовитое казачество помешало им прорваться к морю, боясь военного столкновения с турками. Казаки во главе с атаманом Степаном Тимофеевичем Разиным перебрались на Волгу и поблизости от Царицына захватили караван судов, шедший в Астрахань. Беспрепятственно проплыв мимо Царицына и Астрахани, казаки вошли в Каспийское море и направились к устью реки Яика (Урала). Разин занял Яицкий городок (1667 г.), к его войску присоединились многие яицкие казаки. На следующий год отряд Разина на 24 судах направился к берегам Ирана. Разорив Каспийское побережье от Дербента до Баку, казаки достигли Решта. Во время переговоров персы внезапно напали на них и убили 400 человек. В ответ казаки разгромили город Ферахабад. На обратном пути у Свиного острова, близ устья Куры, на казачьи суда напал иранский флот, но потерпел полньй разгром. Казаки вернулись в Астрахань и распродали здесь захваченную добычу.
Удачный морской поход на Яик и к берегам Ирана резко повысил авторитет Разина среди населения Дона и Поволжья. Беглые крестьяне и холопы, гулящие люди, угнетенные народы Поволжья только и ждали сигнала для того, чтобы поднять открытое восстание против своих угнетателей. Весной 1670 г. Разин вновь появился на Волге с 5-тысячным казацким войском. Астрахань открыла ему ворота; стрельцы и посадские люди всюду переходили на сторону казаков. На этом этапе движение Разина переросло рамки похода 1667—1669 гг. и вылилось в мощную крестьянскую войну.
Разин с основными силами пошел вверх по Волге. Саратов и Самара встретили восставших с колокольным звоном, хлебом и солью. Но под укрепленным Симбирском войско задержалось надолго. К северу и к западу от этого города уже бушевала крестьянская воина. Большой отряд восставших под командой Михаила Харитонова взял Корсунь, Саранск, овладел Пензой. Объединившись с отрядом Василия Федорова, он направился к Шацку. Русские крестьяне, мордва, чуваши, татары поднимались на войну почти поголовно, даже не дожидаясь прихода отрядов Разина. Крестьянская война все ближе подступала к Москве. Казацкие атаманы овладели Алатырем, Темниковом, Курмышем. К восстанию примкнули Козьмодемьянск и промысловое село Лысково на Волге. Казаки и лысковцы заняли укрепленный Макарьев монастырь в непосредственной близости от Нижнего Новгорода.
На верхнем течении Дона военными действиями восставших руководил брат Степана Разина Фрол. Восстание распространилось на земли к югу от Белгорода, населенные украинцами и носившие название Слободской Украины. Всюду «мужики», как называли крестьян царские документы, подымались с оружием в руках и вместе с угнетенными народами Поволжья ожесточенно сражались против крепостников. Город Цивильск в Чувашии осаждали «русские люди и чюваша».
Дворяне Шацкого уезда жаловались, что они не могли пройти к царским воеводам «от шатоcти изменников-мужиков». В районе Кадома такие же «изменники-мужики» устроили засеку для того, чтобы задержать царские войска.
Крестьянская война 1670—1671 гг. охватила большую территорию. Лозунги Разина и его сподвижников поднимали на борьбу угнетенные слои общества, составленные разницами «прелестные» грамоты призывали всех «кабальных и опальных» покончить с мирскими кровопийцами, присоединиться к войску Разина. По рассказу очевидца восстания, Разин говорил крестьянам и посадским людям в Астрахани: «За дело, братцы. Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать вам свободу и избавление».
В ряды восставших вливались донские и запорожские казаки, крестьяне и холопы, молодшие посадские люди, служилые люди по прибору, мордва, чуваши, марийцы, татары. Всех их объединяла общая цель — борьба против крепостнического гнета. В городах, перешедших на сторону Разина, воеводская власть уничтожалась и управление городом переходило в руки выборных. Однако, борясь против феодального гнета, восставшие.оставались царистами. Они стояли за «хорошего царя» и распространяли слух, что с ними идет царевич Алексей, которого в это время в действительности уже не было в живых.
Крестьянская война заставила царское правительство мобилизовать все свои силы для ее подавления. Под Москвой в течение 8 дней производился смотр 60-тысячного дворянского войска. В самой Москве был установлен строгий полицейский режим, так как боялись волнений среди городских низов.
Решительное столкновение между восставшими и царскими войсками произошло под Симбирском. В отряды к Разину стекались большие подкрепления из татар, чувашей и мордвы, но осада города затянулась на целый месяц, и это позволило царским воеводам собрать большие силы. Под Симбирском войска Разина потерпели поражение от полков иноземного строя (октябрь 1670 г.). Рассчитывая набрать новое войско, Разин отправился на Дон, но там был предательски схвачен домовитыми казаками и отвезен в Москву, где его подвергли в июне 1671 г. мучительной казни — четвертованию. Но восстание продолжалось и после его смерти. Дольше всех держалась Астрахань. Она сдалась царским войскам только в конце 1671 г.
21. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II
Просвещенным абсолютизмом называют особую разновидность абсолютизма, которая предполагает смягчение произвола самодержца благодаря введению прогрессивных политических институтов (повышение значения независимого суда и законов, использование элементов разделения властей и т. д.), распространения образования, поддержки общественного мнения и самоуправления. Считают, что просвещенный абсолютизм был навеян идеями французских философов, в жизни же в основном сводился к демагогии и показухе.
Екатерина II (1762–1792) обращалась к идеям таких французских просветителей, как Вольтер, Монтескье, Дидро, всячески хотела показать себя их почитательницей. Тем самым ей удалось завоевать авторитет у прогрессивной общественности Западной Европы, хотя в России процветало крепостное право, бюрократическая волокита. Вольнодумцы же (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев) жестоко наказывались.
Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины II заключалось в следующем:
1) правительство стремилось оказать помощь дворянству в приспособлении их хозяйства к развивающимся торгово-денежным отношениям;
2) политика Екатерины II осуществлялась при сохранении основ крепостничества, самодержавия и господствующего положения дворянства.
В русле политики просвещенного абсолютизма были проведены следующие реформы:
1) в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество, которое обсуждало вопросы рационализации сельского хозяйства;
2) началось издание в России общественно-политических журналов. В частности, Екатерина II сама начала издание журнала «Всякая всячина» (1769 г.);
3) силу закона теперь приобретали только письменные распоряжения государыни, причем нарушить закон не имела право даже она (хотя, являясь верховным законодателем, Екатерина II всегда могла изменить неугодный закон);
4) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия из выборных депутатов от разных мест и сословий (кроме крепостных крестьян). Комиссии было дано право выработать проект нового законодательства вместо устаревшего Соборного уложения 1649 г. Работа комиссии оказалась бесплодной, а обширное делопроизводство ее заседаний имеет значение лишь как памятник общественно-исторической мысли. В декабре 1768 г. Уложенная комиссия была распущена;
5) в 1785 г. принята Жалованная грамота дворянству. Она являлась прогрессивным документом только на бумаге. Фактически же она закрепила всевластие использовавшего крепостной труд дворянства, передав ему всю полноту местного управления;
6) в 1785 г. принята Жалованная грамота городам. Она благоприятно сказалась на положении купечества, так как освободила его от подушной подати и тяжелой рекрутской повинности.
Императрица так и не издала обещанную Жалованную грамоту государственным крестьянам. Внешняя политика просвещенного абсолютизма Екатерины II также была чаще лишь на словах прогрессивной, вольнолюбивой.
Императрица поддержала Декларацией о вооруженном нейтралитете 1780 г. Американскую революцию, хотя явилась непримиримым врагом Великой французской революции 1789–1794 гг., которая происходила по соседству, в Европе. В России было жестоко подавлено восстание Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).
Годы правления Павла 1
Павел I- сын Петра III и Екатерины II. С рождения (1 октября 1754 года) он был отстранен от родителей и воспитывался под контролем царствующей тетки Елизаветы Петровны. В восьмилетнем возрасте Павел был свидетелем причастности матери к смерти отца. Екатерина не любила сына и всеми способами отстраняла его от государственных дел.
Даже после достижения Павлом совершеннолетия императрица продолжала удерживать власть. В 1773 г. она женила Павла на принцессе Гессен-Дармштадтской, в православии Наталье Алексеевне, которая умерла в 1776 г. при родах.
В сентябре того же года Павел женился повторно на принцессе Вюртембергской, в православии Марии Федоровне. Екатерина II отобрала у семейной пары двух сыновей, Александра и Константина, как когда-то поступила с ней Елизавета Петровна, отняв у нее Павла.
Т.к. закон о престолонаследии, принятый Петром I, позволял назначать наследника по своему усмотрению, императрица намеревалась передать престол внуку Александру. И чтобы еще дальше отодвинуть Павла, Екатерина II подарила ему имение в Гатчине, куда он перебрался с женой и малым двором в 1783 г.
Павел был хорошо образован, умен и развит, был человеком чести, порядочным и романтичным. Но пренебрежение матери его правами, бесцеремонное вмешательство в его семейную жизнь, постоянный ее контроль развили в Павле глубокую обиду и озлобленность, он превратился в подозрительного, желчного, нервного и неуравновешенного человека.
6 ноября 1796 г. умерла Екатерина II, и престол занял 42-летний Павел I. В день коронования он издал новый закон о престолонаследии. Мысль, что власть досталась ему слишком поздно, заставляла его торопиться во всем, не продумывая предпринимаемые им меры.
Главной характеристикой правления Павла I можно назвать уничтожение всего, что было сделано его матерью. Главная цель его законов, указов, распоряжений, запретов – резкая абсолютизация самодержавия в стране. Была введена цензура на печать, закрыты частные типографии, запрещен ввоз книг из-за границы.
В самом начале правления Павла I в стране был введен военно-полицейский режим, в армии – прусские порядки, вся жизнь подданных регламентировалась.
Павел I провел военную реформу, внеся прусскую систему подготовки войск, подчеркивая важность соблюдения жесточайшей дисциплины.
Многие привилегии, дарованные Екатериной II дворянству, были отменены. Обязательная воинская служба, обложение налогами, ограничения в правах, восстановление наказания дворян – требования императора к дворянскому сословию.
Зато в правление императора Павла I крестьяне получили некоторые послабления и права. В воскресные и праздничные дни крестьяне освобождались от работы, установлена 3-дневная барщина, отменены рекрутский набор и хлебная подать.
Особенностью правления Павла I было подчеркивание его контраста с матерью, что сказалось и на внешней политике. Он обещал поддерживать мирные отношения со всеми государствами, не вмешиваться в дела Запада.
В 1797 г. Павел I принял под свою защиту рыцарский орден иоаннитов, чудом сохранившийся на Мальте со времен крестовых походов, и возложил на себя звание Великого Магистра ордена, что вызвало недовольство русского духовенства. Но захват Мальты Наполеоном в 1798 г. подтолкнул Россию вступить в антифранцузскую коалицию с Австрией и Англией. В 1800 г. произошел разрыв русско-английских отношений и сближение Павла I с Наполеоном.
В 1801 г. Павел I был убит в Михайловском замке сторонниками сына Александра.
22. Социальные волнения в 18 в. Крестьянская война Пугачёв
Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением. Чем же были возмущены участники восстания?
Причины восстания Емельяна Пугачева
Недовольство народа – главная причина восстания. И каждая часть социальная группа, участвовавшая в крестьянской войне, имела свои основания для недовольства.
1. Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков.
2. Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений.
3. Казакам же не нравилось, что ущемляют их свободу. Их права все больше ограничивались: к примеру, они уже не могли как раньше выбирать и смещать атамана. За них теперь это делала Военная коллегия. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности. Казакам не давали добывать самим соль, этим тоже были не довольны казаки. Наконец, казачье войско отказалось от погони за калмыками, которая была приказана им верхушкой. Правительство отправило отряд с целью усмирить казаков. На это казаки ответили только новым восстанием, которое было жестоко подавлено. Люди были в ужасе от наказаний главных зачинщиков и были напряжены.
К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти неподтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.
Также говоря о причинах восстания Пугачева, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только он смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.
Участники восстания Емельяна Пугачева
Пройдясь еще раз глазами по причинам восстания Пугачева, вы сами можете назвать участников. Но, все же, давайте упомянем их еще раз.
По социальному составу: казаки, крестьяне, рабочие заводов
По национальному составу: русские, чуваши, калмыки, татары, казахи, башкиры, удмурты
Годы восстания Пугачева: 1773-1775
Этапы восстания Пугачева
I этап (сентябрь 1773 – март 1774) Начало восстания и военные успехи
Пугачев сбежал из тюрьмы (его посадили за многочисленные челобитные) и направился на Яик, где представился казакам Петром III. Яицкие казаки были первыми, кто присоединились к Пугачеву, дальше его войско росло очень стремительно. За две недели оно выросло с 80 человек до 2,5 тысяч. Захватив несколько мелких городов, восставшие направились к Оренбургу.
Сразу Оренбург взять не удалось, пришлось осаждать город. Здесь восставшие «застряли» надолго. Часть войска Пугачева время от времени отлучалась от главной цели и захватывала мелкие населенные пункты, в том числе были попытки взять Уфу и Челябинск.
На первом этапе шла организация войска Пугачева, которое достигло по одним данным 30 тыс. человек, по другим – 40. Так, например, в лагере восставших была создана Военная коллегия. Постоянно расширялись территории, вовлеченные в восстание. Но несмотря на это, 22 марта 1774 года Пугачев потерпел крупное поражение под Татищевской крепостью и вынужден был бежать.
II этап (апрель 1774 – середина июля 1774) Бегство Пугачева, возвращение и неудачи восстания
Пугачев быстро восполнил свои ряды, так как люди сами рвались к нему в войско. Восставшие захватили несколько крепостей и заводов на Урале. Но самой большой проблемой для Пугачева было царское войско. После взятия Казани восставшими, их разбили правительственные отряды Михельсона.